Рефераты. Инвестиционный климат в России






климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим

показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для

иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от

индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти

линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация

заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в

свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода

ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить

инвестиционный “вес” страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По

расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может

привести уже в 1999 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов.

В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного

климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на

оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат

во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки

инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их

регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия

российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим

встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН

исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в

России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит

приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит

ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.

7. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации

инвестиционного климата

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и

иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,

несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной

инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих

проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый

приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется

разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и

объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России

и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью

(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом

преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов

законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением

курса рубля и его не конвертируемостью и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении

зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная

политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям,

но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь

вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не

имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на

множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление,

что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.

Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем

"надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую

экономику.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в

российскую экономику является жизненно важным средством устранения

инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной

деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих

рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к

Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему

их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное

условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так

и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,

сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли

понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой

режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях

составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе

законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет

усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о

концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет

также законодательное определение прав собственности на землю. Для

облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на

российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный

центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской

стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата

требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в

стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и

специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения

инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение национального согласия между различными властными структурами,

социальными группами, политическими партиями и прочими общественными

организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за

исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные

нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную

строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным

инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью

компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с

другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным

перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо

отметить:

- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и

конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и

страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и

коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,

занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском

заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении

сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга

инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его

полной конвертируемости.

Заключение

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций

в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели

создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества,

характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого

лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное

функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию

рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-

технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение

России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала -

необходимое условие построения в стране современного гражданского

общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство

гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров,

которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают

государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и

национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода

из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада

производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь

в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных

инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована

в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении

потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в

развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,

проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной

управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в

новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка

России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,

достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической

беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная

задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных

стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение

общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в

отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с

иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские,

занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера

практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала,

но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств

предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное

налогообложение.

Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции ещё более важны,

чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения

правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в

получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики

нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в

неразбазаривании природных богатств России.

Список литературы

1. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1998 г.

2. Булатов А.С. Экономика М: Бек,1998.

3. Василевский З. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997

годы // Эксперт.- 1997.- №47.

4. Глазьев С. “Стабилизация и экономический рост” М., Ж. “Вопросы

экономики”, №1,1997 г.

5. Дробышева И. Иностранные инвесторы предпочитают 100 процентов

контроля // Золотой рог.- 1998.- 24 февраля.

6. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы /

Под ред. И.П. Фаминского- М.:Международные отношения, 1998.

7. Камински M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит.- № 5.

8. Кондратенко Е. “Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции” М.,

Ж. “Экономист”, №7, 1998 г.

9. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты

экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.-

1998.- № 4.

10. Мартынов А. “Активизация инвестиционной политики” М., Ж.

“Экономист”, №9, 1997 г.

11. Самуэльсон П. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

12. Свириденко В. В ожидании иностранных капиталовложений // Экономика и

жизнь 1998.- № 13.

13. Свиридонова Е. Лекарство для пугливого инвестора // Экономика и жизнь

1998.- № 13.

14. Селезнёв А. “Банковская система - ядро инфраструктуры финансового

рынка” М., Ж. “Экономист”, №7, 1997 г.

15. Смирнов В. К задействованию внебюджетных источников финансирования //

Российский экономический журнал.- 1997.- №5-6.

16. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России”

М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 1997 г.

17. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое

обозрение 1998.- № 2.

18. Фишер С. “Экономика”, M., 1997 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.