Рефераты. Инвестиционный климат в России






точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно,

учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах

иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-

правовые меры по ужесточении контроля за возвращением валютной выручки на

территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись

инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия

для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за

счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства,

основанного на рыночных потенциалах.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность

шагов - наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются

меры, препятствующие его оттоку.

На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений за

границей весьма скромны - инвестиции российского капитала за границей

составили 20 млн. долларов и 2.6 млрд. рублей, при этом объем прямых

инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись

в промышленность - цветную металлургию, химическую и нефтехимическую

отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1991-1996 годах

из России было вывезено около 150 млрд. долларов “грязных”, т.е.

заработанных незаконным путем, денег и по статистике около 10 млрд.

долларов чистых денег ежегодно вывозиться из России незаконным путем.

Естественно, что государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть

“уплывших” потенциальных инвестиций вернуть.

Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации

размещенных за рубежом финансовых активов - о так называемой “экономической

амнистии”. В этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться в

Россию и при уплате определенного налога государству эти деньги перестанут

считаться нелегальными. Этот законопроект необходим правительству для

возвращения в Россию “уплывших” денег. Однако, по мнению экспертов этот

проект не имеет будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия

государству и не вернутся обратно, пока доверие к государству не

восстановиться, а значит возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.

5. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики

Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться

более перспективными, чем в 80-е годы. В долгосрочной перспективе, в

ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Соединенных Штатов и Японии

наверняка станет для России основным источником инвестиционного капитала.

Однако, до того, как это произойдет, кредиторами России наверняка будут не

частные инвесторы, а зарубежные правительства и официальные организации.

Сущность международных организаций, участвующих в предоставлении

финансовой помощи России, различна.

Во-первых, следует упомянуть Международный валютный фонд (МВФ). Это

организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается

финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и общей

валютно-финансовой нестабильностью.

В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности,

согласно которому страны-члены могут получить кредиты от него лишь при

условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику.

Условия, выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что лишь усугубят

трудности реформ.

Вторым крупным международным кредитором является Всемирный банк. В

отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на кратковременных

макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается проблемами

долгосрочного экономического развития. Приоритетными для него являются

структурные преобразования, такие, как либерализация торговли,

приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции

в инфраструктуру, т.е. реформы, которые являются залогом долгосрочного

экономического роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как

правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются

льготные, сильно заниженные процентные ставки по кредитам. Банк

специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначаются

для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например

строительства дороги, моста или электростанции. Программные кредиты

призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых

отраслях экономики, например провести либерализацию торговли. В этом

случае кредит - не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а

средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с

кардинальным изменением экономической политики.

Третья влиятельная и кредитная организация - это Европейский банк

реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для

оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на

этапе рыночных преобразований. ЕБРР являет собой пример "банка

регионального развития", главная задача которого - содействовать

долгосрочному экономическому росту определенного региона за счет

финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же

предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов прежде всего

молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.

Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь,

поступающая уже не от международных организаций, а от отдельных западных

правительств. Эта помощь принимает, по меньшей мере, две формы. Во-первых,

правительства Запада предоставляют правительствам других стран (например,

России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться

с неотложными проблемами гуманитарного и экономического характера. Во-

вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли

приобрести у страны донора промышленное оборудование и другие товары. Таким

образом, подобные кредиты выгодны обеим сторонам.

Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных

источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали ее

реальным потребностям. Однако сейчас ситуация в стране начала изменяться -

вот о чём говорят официальные данные Госкомстата о привлечении иностранных

инвестиций в первом квартале 1997 года: за этот квартал объем инвестиций

привлеченный коммерческими организациями составил 2.24 млрд. дол. - общий

объем накоплений валютных инвестиций составляет 15.8 млрд. дол. из них

прямых инвестиций - 7.5 млрд. дол. Оправдались прогнозы специалистов,

предсказывающих рост инвестиций про благоприятном исходе президентских

выборов. Подъем инвестиций в первом квартале 1997 года говорит лишь о том,

что инвесторам было необходимо время для принятия решения и его реализации.

Огромный рост инвестиций говорит в первую очередь о стабилизации курса

рубля и спаде инфляции, которая так долго сдерживала поток инвестиций.

Стабилизация курса рубля является также и результатом политики занижения

курса рубля. Иными словами случилось то, о чем так долго говорили политики,

предсказывая стабилизацию экономики и улучшение инвестиционного климата и

это наконец-то находит подтверждение в цифрах. Инвестиции составили: 0.63

млрд. дол. - прямые инвестиции, 0.05 млрд. - портфельные инвестиции и 1.56

млрд. - на прочие, в числе которых кредиты международных организаций,

евробонды, муниципальные еврозаймы и пр. Отсюда можно сделать вывод о том,

что центр тяжести в привлечении инвестиций переносится на международные

финансовые рынки, где правительство действует довольно успешно.

6. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России

Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат

страны, можно приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного

климата России.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-

экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и

географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и

отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет

особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года

размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая

тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что

инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для

капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный

(хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный

аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы,

высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего

мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что

теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое

оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства

по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не

предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как

внутри страны, так и за её пределами.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно

заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени

доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит

в основном от индекса инвестиционного климата.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.