Рефераты. Иностранные инвестиции






денежных аукционах, пошли не на прямое финансирование соответствующих пред-

приятий, преобразованных в АО, а в федеральный и региональные бюджеты.

Таким образом, рынок российских акций оказался практически оторван от

рельного сектора, и акции во многом превратились в чисто игровой,

спекулятивный финансовый инструмент. Этому способствовал и тот факт, что

подавляющее большинство “новых АО” даже при благоприятной

макроэкономической ситуации будет в состоянии платить дивиденды по своим

акциям лишь через несколько лет - таким образом, практически невозможным

было и определение сколько-нибудь разумной цены тех или иных акций исходя

из предполагаемых дивидендов.

В силу указанных причин спекулятивные тенденции среди иностранных

портфельных вложений в России стали фактически доминирующими - на мой

взгляд, именно они определяют лицо иностранных инвестиций в российские

акции и по сей день. Отрыв спекулятивного рынка акций от нуждающегося в

инвестициях реального сектора приводит к тому, что портфельные инвестиции в

акции, несмотря на свой довольно значительный объем (в 1995 году, по разным

данным, их объем составил от 600 млн до 1,2 млрд долларов - от 30 до 60

процентов всех инвестиций в Россию) не оказывают практически ни-какого

прямого положительного воздействия на экономику и не выполняют своей

основной задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эф-фективные

в экономическом смысле отрасли и пред-приятия.

Выражением такого отрыва является также то, что российским

предприятиям (даже из числа тех немногих, которые пытаются делать это) пока

не удается привлечь срдства иностранных портфельных инвесторов путем

выпуска новых эмиссий акций и облигаций, реальные денежные средства от

продажи которых пошли бы на финансирование производства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент

иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не

играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина

этого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на

российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего

экономического кризиса и проведения чековой при-ватизации. В связи с этим

регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной

мировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельных

вложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельных

инвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами, стоящими в

этой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями,

являются:

- создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы,

регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок их

обращения на фондовом рынке;

- правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных

корпоративных ценных бумаг;

- создание надежной общенациональной инфра-структуры фондового рынка,

открытой как для отечест-венных, так и для зарубежных инвесторов;

- организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценных

бумаг, предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежных рынках

капиталов;

- создание внутрироссийской системы кол-лективных инвестиций (в

первую очередь - инвес-тиционных фондов и трастовых структур), что должно

придать рынку ценных бумаг дополнительную ста-бильность и снизить его

привлекательность для спеку-лятивного иностранного капитала.

Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического

и политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранных

портфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестиций

окажется практически потерянной для развития российской экономики.

Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за

счет привлечения средств зару-бежных портфельных инвесторов в выпускаемые

соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень

широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.

Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование

бюджета является неин-фляционным - это особенно важно для тех государств,

которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в

проведении жесткой денежной политики.

Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в

государственные ценные бумаги:

- привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок

государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило,

номини-рованных в национальной валюте;

- размещение государственых (муниципальных) облигаций, специально

предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.

Такие облигации, являющиеся частью внешнего государ-ственного долга, обычно

номинируются в одной из ведущих мировых валют.

До последнего времени в России практически не предпринимались попытки

привлечения иностранного капитала на этот рынок. Единственным видом

российских государственных ценных бумаг, обращавшимся на зару-бежном

финансовом рынке были т.н. облигации Внеш-экономбанка СССР и облигации

внутреннего валютного займа 1993 г., которые не несли функции привлечения

иностранных инвестиций, а были лишь юридическим оформлением валютной

кредиторской задолженности государства перед российскими и зарубежными

предприятиями.

Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций

внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имеющий своей целью финансирование

федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых

порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет,

существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполне

обоснован - рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом

реализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более

“мобильных”, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может

существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с тем

сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по

отношению к доллару и меньшая рисковость вложений в эти ценные бумаги по

сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные

портфельные инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладывать

деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора с

российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п.

Статистики таких скрытых вложений не существовало, но, по некоторым

оценкам, на долю иностранных инвесторов к началу 1996 года приходилось до 3-

5 процентов всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрд

долларов.

Этот фактор, а также то, что к началу 1996 года стала очевидной

нехватка средств россйских инвесторов для финансирования расходов бюджета,

привел к тому, что в феврале 1996 года иностранные портфельные инвесторы

были допущены на российский рынок краткосрочных облигаций внутренних

займов. Однако предложенная российскими властями схема инвестиций,

призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непред-сказуемого

притока/оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизила

доходность и ликвидность таких вложений.

Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно

значительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов

- по оценкам Банка России, общий объем вложений иностранцев на этом рынке к

началу августа 1996 г. составил около 14 трлн руб. Основными иностранными

инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего российского долга средства

своих клиентов, являются крупнейшие зарубежные финансовые структуры -

Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit Suisse и т.п. Судя по

всему, доля иностранных инвестиций на этом рынке, составляющая в настоящее

время около 10% от его объема, будет возрастать - в условиях недостатка

внутренних инвестиционных ресурсов и неразвитости внешних заимствований

России зарубежные вложения на рынке ГКО/ОФЗ являются одним из основных

источ-ников пополнения федерального бюджета. Для обеспе-чения таких

вложений российские власти, очевидно, будут проводить дальнейшую

либерализацию этого рынка, чтобы повысить его привлекательность в глазах

иностранных портфельных инвесторов.

В отличие от привлечения средств иностранных инвесторов на рынок

внутреннего государственного долга, усилия федеральных и региональных

властей России по привлечению долгосрочных заемных средств на между-

народном рынке ценных бумаг пока не увенчались успе-хом (выпуск специальных

государственных облигаций, номинированных в иностранных валютах и

размещаемых за пределами Российской Федерации, позволил бы привлекать в

федеральный бюджет средства на гораздо больший срок и под гораздо меньший

процент, чем на рынке облигаций внутренних займов).

Однако высокий риск долгосрочных (на срок свыше одного года) вложений

даже в государственные ценные бумаги России и тяжелое состояние российского

бюджета не позволяют пока организовать размещение таких ценных бумаг на

западных рынках. Вместе с тем в настоящее время Министерством финансов

России ведется подготовка к выпуску первого транша т.н. рос-сийских

“еврооблигаций” - долгосрочных государ-ственных облигаций, номинированных в

долларах и предназначенных для размещения на европейских финансовых рынках.

Размещение этих облигаций при посредничестве крупнейших международных

инвести-ционных структур (J.Р. Morgan и SBC Warburg), очевидно, начнется в

1997 году, что должно явиться началом прин-ципиально нового этапа в

привлечении средств ино-странных портфельных инвесторов в российскую эко-

номику.

Муниципальные ценные бумаги, эмитируемые ре-гиональными властями,

пока не встретили интереса со стороны зарубежных инвесторов, в первую

очередь - вследствие их меньшей по сравнению с государственными облигациями

надежностью. Единственной целена-правленной попыткой российских

региональных властей привлечь средства инвесторов на зарубежных рынках

капиталов был проект выпуска “еврооблигаций” Санкт-Петербурга, о котором

было объявлено в начале 1996 года; однако, вследствие трудностей городского

бюджета, этот проект пока существует только на бумаге. Судя по всему, о

привлечении средств иностранных инвесторов в муниципальные бумаги

российских регионов можно будет говорить лишь после выхода на международные

рынки государственных облигаций РФ и относительной стабилизации

экономической ситуации в стране.

V. Заключение

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение

иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из

необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует

значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских

федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и

финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на:

- улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию

экономической ситуации и создание эффективного экономического

законодательства;

- организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов,

обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;

- выход Российской Федерации и промышленных предприятий России на

международные рынки ценных бумаг.

Однако, т.к. все эти меры требуют для реализации достаточно большого

времени, в ближайшие два-три года нынешняя, весьма неудовлетворительная для

российской экономики ситуация с привлечением иностранных инвестиций вряд ли

претерпит качественные изменения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.