Рефераты. Иностранные инвестиции






основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко

применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных

вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государ-

ственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже

проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских

месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их

освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г.

закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на

практике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выпол-нение нормативная база.

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические

зоны (СЭЗ). В отсутствие эакона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” в

Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуют

практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам

местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для

инвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечению

в СЭЗ иностранных вложений.

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь

показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких

инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК

/включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатыва-ющая

и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с

малыми сроками оку-паемости и незначительной фондоемкостью (торговля,

телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных

зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).

Безусловным лидером является топливно-энергетический комплекс - по данным

Госкомстата, в 1995 году на его долю пришлось 49,5% (522 млн долларов) от

общего объема прямых иностранных вложений в России, оцениваемого прибл. в

1,05 млрд долларов. Вслед за инвестициями в ТЭК следуют вложения в сферу

торговли и общественного питания (103 млн долларов - 9,8% прямых вложений),

строительство (59 млн долларов - 5,6% прямых инвестиций),

деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (49,5 млн

долларов - 4,7%). Таким образом, эти четыре отрасли в прошлом году

поглотили почти 70% вложений иностранного капитала; при этом общий объем

зарубежных инвестиций, например, в такую фондоемкую отрасль как

машиностроение и металлообработка составил лишь около 43,5 млн долларов

(около 4 процентов общего объема).

Такой “отраслевой перекос” не случаен - он в значительной мере

отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении

труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер

сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной

высоко-технологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на

потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций

свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую

очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие

риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:

-крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в

Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему

рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой

частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им

мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому

разряду разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в

российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental

Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой

промышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовом

бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти - в области

телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);

- средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию

сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как

правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде

всего - в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества

перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие

инвестиционному климату России;

- инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных

странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее

пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в

первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые

проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет

хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов

в стране.

При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторов

практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в

наиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущих

всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и

необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому

перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и

ме-таллургических предприятий, высокая конкуренция со стороны

производителей из стран с более стабильной экономикой (производство

высокотехнологичной про-дукции, легкая промышленность), отсутствие частной

собственности на землю (сельскохозяйственное про-изводство).

Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых ино-странных инвестициях в

Россию налицо и террито-риальная неравномерность - по данным Госкомстата, в

1995 году свыше 55 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и

Московскую область, а еще свыше 20% - на долю всего семи других субъектов

Российской Федерации. Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежа

идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь -

внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским

спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край),

либо в регионы с высокой плотностью экспортноориентированных предприятий

ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан).

Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому и

территориальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании с

их не-значительным для экономики в целом объемом заставляет сделать вывод о

практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшней

России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного

воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль

“катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства,

ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этой

тенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) может

привести к т.н. “венесуэлизации” российской экономики - структуре

национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий

технологический разрыв между передовыми экспортноориентированными

отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК,

деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и

обслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-

производительным производством в других отраслях, ориентированных только на

внутренний спрос (все остальные отрасли).

Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного

увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно,

очевидно, путем выработки комплексной государственной про-граммы по

привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран,

в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего

улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

- создание реально действующей системы льгот для иностранных

инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация

механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных

экономических зон);

- четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами,

а также между федеральными и местными властными структурами;

- создание стабильного экономического и внешнеторгового

законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу

продукции;

- снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;

- введение частной собственности на землю;

- создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

Примером того, как нерешенность этих проблем приводит к срыву крупных

иностранных вложений, может служить неудавшаяся продажа крупного пакета

акций российской телекоммуникационной компании “Связь-инвест” итальянскому

концерну STET в декабре 1995 года. Успешная продажа государством 25% акций

этой холдинговой компании могла принести в федеральный бюджет 1,5 млрд

долларов, сделав вложение STET крупнейшей зарубежной инвестицией в Россию.

Однако неопределенная структура собственности самого АО “Связьинвест” и

отсутствие механизма надежного страхования подобных вложений на

международном рынке привела к срыву этой крупнейшей сделки.

К сожалению, надо отметить, что в настоящее время реализация

перечисленных выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего.

Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.