конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными.
Складывается довольно своеобразная ситуация: российское правительство
благодаря солидной валютной выручке от продажи нефти поддерживает
стабильный курс рубля и преподносит это иностранным инвесторам как явный
признак финансовой стабилизации, а те в свою очередь, адекватно
истолковывая последствия укрепления национальной валюты, наращивают
инвестиции. Но не в реальное производство, где хотело бы видеть их наше
правительство, а в финансирование импорта и торговлю, где отдача от
капиталовложений выше.
В структуре накопленных иностранных инвестиций промышленность пока
сохраняет первенство благодаря лидерству на протяжении всего прошлого
десятилетия. В начале 2003 г. на этот сектор экономики приходилось около
37% всех накопленных зарубежных капиталов, из которых больше половины было
сконцентрировано всего в двух отраслях — в нефтедобыче (1 1,2%) и пищевой
промышленности (9,1%). Менее существенными, но все же значимыми
реципиентами выступали машиностроение и металлообработка, цветная и черная
металлургия, химия и нефтехимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-
бумажная промышленность. Обращает на себя внимание и тот факт, что 60% всех
инвестиций, накопленных в промышленности, было осуществлено в прямой форме.
Особенно ярко эта закономерность проявилась в нефтедобывающей и пищевой
промышленности.
Кстати, в пищевой промышленности, в отличие от многих других секторов
отечественной экономики, присутствие зарубежного капитала часто
осуществляется в форме создания полноценных новых предприятий, построенных
практически «с нуля», оборудованных современными технологическими линиями
по выпуску продукции известных зарубежных торговых марок. Значительная
часть этих производств размещена недалеко от Москвы, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода — основных центров потребления импортных пищевых
продуктов. При этом следует отметить, что, несмотря на столь заметный
интерес к пищевой промышленности со стороны западных инвесторов, сельское
хозяйство России, призванное, казалось бы, обеспечивать ее сырьем,
практически не получает иностранные финансовые вложения, оставаясь
слаборазвитым элементом в общей структуре экономики.
Из непромышленных секторов экономики наибольший объем зарубежных
капиталовложений был накоплен в торговле и общественном питании — 32,9% (из
них только 16% были осуществлены в виде прямых инвестиций, а 82% — в виде
кредитов). Важную роль играли также транспорт и связь (9 и 6,3% всех
накопленных инвестиций), где доля прямых капиталовложений была намного
выше, а также деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,9%), в
которой прямые и прочие инвестиции распределились почти поровну.
Отдельно следует остановиться на ситуации с притоком иностранного
капитала в российскую нефтедобычу. В последние годы ее доля в инвестициях
из-за рубежа несколько снизилась. Тем не менее, западные аналитики
прогнозируют, что в ближайшие пять лет Россия может стать «точкой
притяжения массированных иностранных инвестиций именно в нефтедобычу». В
подтверждение этого прогноза компания «Роял датч — Шелл групп» уже сообщила
о намерении значительно увеличить свои инвестиции в РФ. В 2003 г. они
должны составить 1,5 млрд долл., а к 2008 г. — вырасти до 8 млрд долл.
Глава «Шелл» Филипп Воттс заявил буквально следующее: «Я не вижу будущего
«Шелл» в качестве глобальной компании без значительной инвестиционной
позиции в России»[4].
Зарубежные аналитики прогнозируют, что 5—8% капитала другого лидера
мировой нефтедобычи — «Бритиш петролеум» — к 2008 г. также будет
задействовано в России. Это, по-видимому, стало одним из факторов растущего
интереса к инвестированию средств в нашу страну у крупнейших американских
нефтяных компаний «Эксон» и «Шеврон».
Подобное развитие ситуации, безусловно, улучшит статистику притока
зарубежного капитала в нашу страну. При этом остается надеяться, что
государство сумеет выработать и предложить крупным западным компаниям
эффективный механизм инвестиционного сотрудничества, который гарантировал
бы иностранцам стабильные условия работы и прибыль, а России — сохранение
контроля за стратегическими запасами природных ресурсов и возможность
получения достаточных финансовых ресурсов для модернизации не только
нефтедобычи, но и других приоритетных отраслей экономики.
Суммируя вышесказанное, отметим, что отраслевое распределение
иностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуется значительной
неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов представляет весьма
ограниченное число отраслей. В основном это отрасли, где уровень развития и
так выше среднего по стране. Таким образом, отраслевая структура
поступающего и накопленного в РФ иностранного капитала не просто отражает,
но и закрепляет углубившиеся за годы реформ диспропорции между основными
секторами экономики.
Этот факт, наряду с доминированием кредитной составляющей в притоке
капитала из-за рубежа, настоятельно требует более активного участия
государства в процессе привлечения иностранных инвестиций. Речь идет о
координации видовой, отраслевой и региональной структуры капитальных
проектов с участием партнеров из-за рубежа. Цель — оптимизация структуры
притока капитала: необходимо обеспечить переход растущего количества
зарубежных капиталовложений в качество.
Но как добиться того, чтобы структура притока иностранных инвестиций
улучшилась? Ответ на этот вопрос может дать опыт, накопленный другими
странами с развивающимися рынками казалось бы, обеспечивать ее сырьем,
позиции в России».
Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что отраслевое
распределение иностранных инвестиций в РФ в настоящее время характеризуется
значительной неравномерностью. Интерес для иностранных инвесторов
представляет весьма ограниченное число отраслей. В основном это отрасли,
где уровень развития и так выше среднего по стране. Таким образом,
отраслевая структура поступающего и накопленного в РФ иностранного капитала
не просто отражает, но и закрепляет углубившиеся за годы реформ
диспропорции между основными секторами экономики.
зарубежных капиталовложений в качество.[5]
3. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Привлечение и функционирование иностранного капитала в России
регулируется нормативно-правовыми документами, объединяемыми в четыре
группы:
1. международные договоры и соглашения, участницей которых является
Россия;
2. базисные нормативные акты федерального уровня;
3. нормативные документы, напрямую регулирующие приток и
деятельность иностранного капитала в России (в том числе
Страницы: 1, 2, 3, 4