|-----------------+---------------------------+-------------+------------|
| Имеющийся рынок | 90% | 60% | 30% |
| Новый рынок, | | | |
| | 60% | 40% | 20% |
| но связанный с | | | |
| имеющимся | | | |
| Совершенно | 30% | 20% | 10% |
| новый рынок | | | |
+------------------------------------------------------------------------+
Принимая ту или иную стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:
1. Риск. Какой уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из
принимаемых решений?
2. Знание прошлых стратегий и результатов их применения позволит фирме
более успешно разрабатывать новые.
3. Фактор времени. Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были
предложены к осуществлению в неподходящий момент.
4. Реакция на владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами
компании, но часто владельцы могут оказывать силовое давление на его
изменение. Руководству компании стоит иметь в виду этот фактор.
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу
вверх и с помощью консультативной фирмы. В первом случае стратегический
план разрабатывается руководством компании и как приказ спускается по все
уровням управления.
4. Государственная поддержка инновационной деятельности
Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной
политики. Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в
хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому
организации и компании почти не идут на прямое финансирование
исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В
современных условиях гос-во берет на себя функцию обеспечение бизнеса
научными знаниями и идеями, поэтому, в официальных документах ведущих
стран, НТП рассматривается как единая цель: научные идеи и разработки-
инновационный бизнес- широкомасштабное использование. Активно работая в
научной и инновационной сфере, гос-во призвано формировать цели и принципы
своей политики, и собственные приоритеты в этой области. Основные принципы
государственной политики: свобода научного и научно-технического
творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция
научной и научно-технической деятельности и образования; поддержка
конкуренции в сфере науки и техники; конкуренция ресурсов на приоритетных
направления научного развития; стимулирование деловой активности в научной
и других видах деятельности; развитие международного сотрудничества. Этими
принципами руководствуются в осуществлении государственной, научной и
инновационной политике все ведущие страны мира, однако, удельный вес их
воздействия на механизм реализации различен, чем и обусловлена
классификация в этой области. Между развитыми странами наблюдаются
существенные различия в доле расходов на исследования и разработку в
валовом общественном продукте. Если рассматривать эти цели как % от ВНП,
то лидером являются Швейцария, Германия, Япония и Швеция. С некоторым
отрывом Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число
лидирующих стран мира входят: Япония, Германия, Швейцария, Швеция, Южная
Корея и США. Ко 2 группе стран высокой технологии относятся: Франция,
Великобритания, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и
Тайвань.
Типы государственных инновационных стратегий
| Наименование | Содержание стратегии |
| региональной стратегии | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Мезорегиональные стратегии |
| | Ориентация на снижение зависимости региона от |
| Самообеспечения | ввоза продукции и интеллектуальных услуг из |
| | других регионов |
|------------------------+-----------------------------------------------|
| | Стремление обеспечить развитие за счет |
| Мобилизации | мобилизации собственных интеллектуальных, |
| | производственных и сырьевых ресурсов |
| Привлечения внешних | Стремление обеспечить собственное развитие за |
| ресурсов | счет привлечения интеллектуальных и прочих |
| | ресурсов |
| Реализации | имеющихся в регионе исключительных ресурсов, |
| исключительных | особенностей развития его производственной и |
| возможностей | научной базы, географического положения и |
| | т.д. |
| Интеллектуальной | Попытка повышения инновационного уровня |
| кооперации | посредством осуществления совместных проектов |
| | с другими регионами |
| Технологической ниши | Концентрация усилий по разработке и |
| | производству особенных технологий и продуктов |
| Интеллектуального и | Стремление превратить регион в экспортера |
| технологического | интеллектуальных продуктов и технологий |
| лидерства | |
| | Признание государством научную, |
| | научно-техническую и инновационную |
| | деятельность главной и определяющей |
| | составляющей законом роста национального |
| | хозяйства. Как правило, вслед за декларацией |
| | данного принципа следует, значительные |
| | изменения в законодательстве и изменения во |
| | внешней политике государства. Так, например |
| | Япония, применяющая эту стратегию, получила |
| | неофициальное название “Островной концерн”. |
| | Это объясняется тесными связями между |
| | государственным управлением и |
| Активного | товаропроизводителями, которые выступают |
| вмешательства | единым фронтом на международной арене. |
| | Государство в этом случае не только выполняет |
| | ориентирующие функции, но и берет на себя |
| | активную роль в организации и финансирование |
| | многих важных программ и проектов, |
| | осуществление которых вносит высокий вклад в |
| | развитии национальной экономики. Эта |
| | стратегия вместе с полномасштабной поддержкой |
| | высшей школы и значительными льготами |
| | коммерческим организациям, производящим |
| | собственные научно-исследовательские работы |
| | приносит выгоду и пользу Франции, Нидерландам |
| | и ряду других стран. |
| | Представляет собой более сложный механизм с |
| | участием гос-ва в научной и инновационной |
| | сфере. В этой стратегии гос-во играет важную |
| | роль, но отсутствует характерные стратегии |
| | активного вмешательства жесткие директивные |
| | связи. Воздействие гос-ва на научную и |
| | инновационную деятельность осуществляется по |
| | следующим направлениям: |
| | |
| | 1. Гос-во выступает в качестве фактора |
| | предложения начно-тех связей и создание |
| | инфраструктуры инновационной сферы. |
| | 2. Создаются условия, способствующие |
| Децентрализованного | повышению инновационной активности всех |
| регулирования | участников инновационной сферы. Выделяются |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5