Рефераты. Инновационные стратегии зарубежных и отечественных фирм. контрольная работа.






| | длительности этапов. |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 6. Уровень разработки и | Государственные, республиканские, |

| распространения нововведений | региональные, отраслевые, |

| | корпоративные, фирменные |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 7. Сферы разработки и | Промышленные, финансовые, |

| распространения нововведений | торгово-посреднические, |

| | научно-педагогические, правовые |

|------------------------------+-----------------------------------------|

| 8. Особенности характера | Простой продукт, модификация сложного |

| нововведений | продукта предыдущего технологического |

| | уклада, инновационный продукт, услуги. |

+------------------------------------------------------------------------+

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное

изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от

несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах

(например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных

технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными

конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на

параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов

и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения

производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже

известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и

увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по

технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого

строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров, инновации подразделяются на:

* продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых

полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых

продуктов.

* процессные инновации означают новые методы организации производства

(новые технологии).

Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных

структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

* новые для отрасли в мире;

* новые для отрасли в стране;

* новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

* инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании

сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

* инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии,

информация и др.);

* инновации системной структуры предприятия (управленческой,

производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

* радикальные (базовые);

* улучшающие;

* модификационные (частные).

3.Методы выбора инновационной стратегии

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного

цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая

политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на

принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым

инновационным фирмам.

2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции

фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии -

активизировать соотношение \"затраты - результат\" в инновационном процессе.

Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и

технологические позиции.

Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в

выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные

потребительские свойства (но не обязательно технические особенности)

нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или

фирмами-лидерами.

Инновационная стратегия исходит из принципа \"время - деньги\".

Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает

следующее:

1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша

новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую

и требует перестройки всей жизнедеятельности.

2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая

система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию

систем, ее породивших.

3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся

(взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными

ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится

самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой

системы.

4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она

исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале «увядания» системы, в

появлении первых симптомов того, что она прошла «апогей» своего развития:

молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых

показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения

большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы

возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в

новое состояние.

8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов

жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве,

либо в проведении технологии утилизации.

Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных

тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в

конечном счете можно свети к следующим пяти методам:

1. Метод структурно-морфологического анализа

Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной

области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей,

технических решений и т.п).

2. Метод определения характеристик публикационной активности

Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система,

подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить,

на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или

иной стране.

3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с

семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод

патиентов-аналогов.

4. Метод терминологического и лексического анализа

Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при

использовании исследователями идей из других областей знаний происходит

смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными

сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими

методами.

5. Метод показателей

основывается на том, что каждая техническая система описывается набором

показателей, которые в меру научно-технического прогресса

совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические

характеристики показателей технических систем, можно получить четкое

представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и

научных изысканиях.

Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия

управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит

из нескольких блоков. Первый - разработка морфологической классификации

предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную

таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства

разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия,

используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется

перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом

упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу,

в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.

Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в

терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет

собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор

документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый

и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ

полученных результатов; определение рекомендаций по формированию

научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих

решения.

Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация

требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.

Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукция

/ рынок:

Таблица 1.

Матрица продукция / рынок

+------------------------------------------------------------------------+

| | | Новая | Совершенно |

| | Продукция, выпускаемая в | | |

| | настоящее время | продукция, | новая |

| | | связанная с | продукция |

| | | выпускаемой | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.