| | длительности этапов. |
|------------------------------+-----------------------------------------|
| 6. Уровень разработки и | Государственные, республиканские, |
| распространения нововведений | региональные, отраслевые, |
| | корпоративные, фирменные |
| 7. Сферы разработки и | Промышленные, финансовые, |
| распространения нововведений | торгово-посреднические, |
| | научно-педагогические, правовые |
| 8. Особенности характера | Простой продукт, модификация сложного |
| нововведений | продукта предыдущего технологического |
| | уклада, инновационный продукт, услуги. |
+------------------------------------------------------------------------+
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное
изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от
несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах
(например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных
технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными
конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на
параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов
и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения
производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже
известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и
увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по
технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого
строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров, инновации подразделяются на:
* продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых
полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых
продуктов.
* процессные инновации означают новые методы организации производства
(новые технологии).
Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных
структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
* новые для отрасли в мире;
* новые для отрасли в стране;
* новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
* инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании
сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
* инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии,
информация и др.);
* инновации системной структуры предприятия (управленческой,
производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
* радикальные (базовые);
* улучшающие;
* модификационные (частные).
3.Методы выбора инновационной стратегии
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного
цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая
политика.
Выделяют следующие типы инновационных стратегий:
1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на
принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым
инновационным фирмам.
2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции
фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии -
активизировать соотношение \"затраты - результат\" в инновационном процессе.
Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.
3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и
технологические позиции.
Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами в
выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные
потребительские свойства (но не обязательно технические особенности)
нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или
фирмами-лидерами.
Инновационная стратегия исходит из принципа \"время - деньги\".
Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает
следующее:
1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша
новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую
и требует перестройки всей жизнедеятельности.
2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая
система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию
систем, ее породивших.
3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся
(взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными
ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится
самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой
системы.
4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она
исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.
5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале «увядания» системы, в
появлении первых симптомов того, что она прошла «апогей» своего развития:
молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых
показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.
7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения
большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы
возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в
новое состояние.
8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов
жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве,
либо в проведении технологии утилизации.
Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных
тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов в
конечном счете можно свети к следующим пяти методам:
1. Метод структурно-морфологического анализа
Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной
области, фиксации появления принципиально новых разработок (идей,
технических решений и т.п).
2. Метод определения характеристик публикационной активности
Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система,
подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить,
на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или
иной стране.
3. Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с
семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод
патиентов-аналогов.
4. Метод терминологического и лексического анализа
Терминологический анализ базируется на предположении о том, что при
использовании исследователями идей из других областей знаний происходит
смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными
сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими
методами.
5. Метод показателей
основывается на том, что каждая техническая система описывается набором
показателей, которые в меру научно-технического прогресса
совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические
характеристики показателей технических систем, можно получить четкое
представление о тенденциях, имеющихся в мировой и отечественной практике и
научных изысканиях.
Общая последовательность подготовки исходной информации для принятия
управленческих решений по формированию научно-технической политики состоит
из нескольких блоков. Первый - разработка морфологической классификации
предметной области. Такая классификация представляет собой формализованную
таблицу, в которой технологическая (техническая) цепочка производства
разбита на элементы по определенным аспектам (операция, принцип действия,
используемые материалы и т.д.). Причем для каждого элемента формируется
перечень возможных альтернативных способов осуществления. В самом
упрощенном виде морфологическая классификация представляет собой таблицу,
в которой возможны любые сочетания между вариантами аспектов деления.
Второй блок - разработка рубрикатора предметной области, например, в
терминах Международной классификации изобретений. Рубрикатор представляет
собой набор рубрик, по которым из разных источников производится отбор
документов по интересующей проблематике. Соответственно третий, четвертый
и пятый блоки - информационный поиск исходной информации; анализ
полученных результатов; определение рекомендаций по формированию
научно-технической политики предприятий (фирм) для лиц, принимающих
решения.
Для предприятий, слабо закрепившихся в быстрорастущих отраслях, ситуация
требует дополнительного анализа, так как ответ неоднозначен.
Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукция
/ рынок:
Таблица 1.
Матрица продукция / рынок
| | | Новая | Совершенно |
| | Продукция, выпускаемая в | | |
| | настоящее время | продукция, | новая |
| | | связанная с | продукция |
| | | выпускаемой | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5