Рефераты. Государственные ценные бумаги






политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность

государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги

можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов.

Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее

снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент

непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был

рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих

минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке

ГКО - ОФЗ.

II) Государственные долгосрочные облигации (ГДО)

Заём осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций

сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации

выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди

юридических лиц.

Общий объём займа в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд.

в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью,

кратной 10 тысячам рублей. В настоящее время их номинал равен 100 т.

рублей.

Разряды объединены в четыре группы:

1-й - 4-й разряды - группа “Апрель”

5-й - 8-й разряды - группа “Июль”

9-й-12-й разряды - группа “Октябрь”

13-й-16-й разряды -группа “Январь”

Обслуживание возложено на учреждения Банка России. Для каждой группы

разрядов он может устанавливать особые условия обращения. По облигациям

один раз в год 1 июля выплачивается доход путём погашения соответствующих

купонов. В настоящее время он составляет 15% от номинальной стоимости и

выплата его производится только в безналичной форме путём зачисления

соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

Операции по продаже и выкупу облигаций производятся учреждениями Банка

России во все рабочие дни , кроме последнего рабочего дня. Котировка

облигаций определяется на каждой предшествующей неделе в течение всего

года, за исключением “особой ” недели. Особые недели в соответствующих

группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на

эту неделю определяются за 13 месяцев до её наступления, т.е. владелец

облигаций может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а

одного года.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет

ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются

только до 31 декабря 2021 года . При погашении ГДО Банк России выплачивает

их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и

годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении

кредита. Коммерческие банки могут получить такую ссуду в Банке России на

срок до 3 месяцев в размере до 90% от номинальной стоимости заложенных

облигаций. В случае не возврата ссуды в срок Банк России имеет право

реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности.

Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций так и не

развился. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на

облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до

10% своих резервов в государственные ценные бумаги.

III) Золотые сертификаты (ЗС)

Золотые сертификаты обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с

сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к числу погашённых

ценных бумаг. Вполне возможны их последующие выпуски. Процентный доход по

золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной

долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по

которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках, играющая

роль международного ориентира) плюс 3% годовых.

Цена на золотой сертификат в виде цены первичного размещения

устанавливалась Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента

сертификата на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999 на

Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в рубли осуществляется по официальному

курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определённой

таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период,

прошедший с начала квартала, с тем чтобы дифференцировать квартальный

доход в зависимости от срока приобретения сертификата.

От налога освобождались процентный квартальный доход и разница между

ценой первичной продажи сертификата и его погашения. Тем самым формально

прибыль от перепродажи становилась объектом налогообложения.

Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали

обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие

ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не

сформировался, во всяком случае, информация о нём отсутствовала. Таким

образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная

исходная цена продажи, назначаемая Министерством финансов РФ, или цена

первичного размещения.

IV) Облигации внутреннего валютного займа.

В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР

на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических

лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга

бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам

происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед

юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со

сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает

Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка -

3% годовых.

Общий объём займа составил 7885 миллионов долларов США. Номинал

облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью

сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска

займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых -

выплачивается 14 мая каждого года.

V) Облигации федерального займа (ОФЗ).

ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство финансовой стабилизации,

потому что ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в

Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что

объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более

года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления

доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в

квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре

последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине

ОФЗ продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО,

цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому,

чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это

называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения,

которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

Само по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы

имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется

некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать

каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и

дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее

долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке,

хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные

заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между

среднесрочными и долгосрочными вложениями.

Эксперимент с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один

триллион и они были проданы за три дня. Причём постоянно снижалась

доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий -

с исключительно низкой).

VI) Сберегательная бумага для населения (СБН)

Внешне это бумага (она будет иметь материальную форму) очень похожа на

всем хорошо знакомую облигацию 3% займа, но с купонами на получение доходов

каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам

будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения прибавляется ещё

один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г., раньше её не было смысла

выпускать, т.к. доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было

очень много, а предложений со стороны Минфина - значительно меньше. В таких

условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая

бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по

бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая,

но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс ещё какой-нибудь

процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от

инфляции.

3)Проблемы внутреннего долга России в 1996 г.

1996 г. был чрезвычайно тяжёлым для финансовой системы страны.

Принятый Государственной Думой бюджет на этот период предусматривал высокий

уровень дефицита. А налоговая система была недостаточно приспособлена для

того, чтобы полностью обеспечить налоговые поступления и соответственно

обеспечить финансирование всех тех расходных статей бюджета, которые

рассматривались при принятии Закона.

Кроме того, в политическом плане 1996 г. принёс целый ряд проблем для

формирования доходных источников бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.