политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность
государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги
можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов.
Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее
снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент
непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был
рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих
минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке
ГКО - ОФЗ.
II) Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
Заём осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций
сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации
выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди
юридических лиц.
Общий объём займа в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд.
в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью,
кратной 10 тысячам рублей. В настоящее время их номинал равен 100 т.
рублей.
Разряды объединены в четыре группы:
1-й - 4-й разряды - группа “Апрель”
5-й - 8-й разряды - группа “Июль”
9-й-12-й разряды - группа “Октябрь”
13-й-16-й разряды -группа “Январь”
Обслуживание возложено на учреждения Банка России. Для каждой группы
разрядов он может устанавливать особые условия обращения. По облигациям
один раз в год 1 июля выплачивается доход путём погашения соответствующих
купонов. В настоящее время он составляет 15% от номинальной стоимости и
выплата его производится только в безналичной форме путём зачисления
соответствующих сумм на счета держателей облигаций.
Операции по продаже и выкупу облигаций производятся учреждениями Банка
России во все рабочие дни , кроме последнего рабочего дня. Котировка
облигаций определяется на каждой предшествующей неделе в течение всего
года, за исключением “особой ” недели. Особые недели в соответствующих
группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на
эту неделю определяются за 13 месяцев до её наступления, т.е. владелец
облигаций может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а
одного года.
Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет
ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются
только до 31 декабря 2021 года . При погашении ГДО Банк России выплачивает
их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и
годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.
Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении
кредита. Коммерческие банки могут получить такую ссуду в Банке России на
срок до 3 месяцев в размере до 90% от номинальной стоимости заложенных
облигаций. В случае не возврата ссуды в срок Банк России имеет право
реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности.
Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций так и не
развился. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на
облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до
10% своих резервов в государственные ценные бумаги.
III) Золотые сертификаты (ЗС)
Золотые сертификаты обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с
сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к числу погашённых
ценных бумаг. Вполне возможны их последующие выпуски. Процентный доход по
золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной
долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по
которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках, играющая
роль международного ориентира) плюс 3% годовых.
Цена на золотой сертификат в виде цены первичного размещения
устанавливалась Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента
сертификата на основе второго фиксинга цены золота пробы 0,9999 на
Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в рубли осуществляется по официальному
курсу, устанавливаемому Центральным банком России. К цене, определённой
таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период,
прошедший с начала квартала, с тем чтобы дифференцировать квартальный
доход в зависимости от срока приобретения сертификата.
От налога освобождались процентный квартальный доход и разница между
ценой первичной продажи сертификата и его погашения. Тем самым формально
прибыль от перепродажи становилась объектом налогообложения.
Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали
обязательной сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие
ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не
сформировался, во всяком случае, информация о нём отсутствовала. Таким
образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная
исходная цена продажи, назначаемая Министерством финансов РФ, или цена
первичного размещения.
IV) Облигации внутреннего валютного займа.
В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР
на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических
лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга
бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам
происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед
юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа со
сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает
Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США, процентная ставка -
3% годовых.
Общий объём займа составил 7885 миллионов долларов США. Номинал
облигации- одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью
сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска
займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка - 3% годовых -
выплачивается 14 мая каждого года.
V) Облигации федерального займа (ОФЗ).
ОФЗ - это знамение времени, это свидетельство финансовой стабилизации,
потому что ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в
Российской Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что
объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более
года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления
доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в
квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре
последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине
ОФЗ продаётся (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО,
цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому,
чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это
называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения,
которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.
Само по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы
имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется
некоторая стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать
каждые три месяца о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и
дальше мы уходим от идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее
долгосрочных заимствований, которые желательны на любом финансовом рынке,
хотя мировая практика говорит о том, что обычно 30% - это краткосрочные
заимствования (типа наших ГКО), а остальные 70% делятся между
среднесрочными и долгосрочными вложениями.
Эксперимент с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один
триллион и они были проданы за три дня. Причём постоянно снижалась
доходность (в первый день - с достаточно высокой доходностью, а на третий -
с исключительно низкой).
VI) Сберегательная бумага для населения (СБН)
Внешне это бумага (она будет иметь материальную форму) очень похожа на
всем хорошо знакомую облигацию 3% займа, но с купонами на получение доходов
каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам
будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения прибавляется ещё
один процент.
Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г., раньше её не было смысла
выпускать, т.к. доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было
очень много, а предложений со стороны Минфина - значительно меньше. В таких
условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая
бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.
При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по
бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая,
но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс ещё какой-нибудь
процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от
инфляции.
3)Проблемы внутреннего долга России в 1996 г.
1996 г. был чрезвычайно тяжёлым для финансовой системы страны.
Принятый Государственной Думой бюджет на этот период предусматривал высокий
уровень дефицита. А налоговая система была недостаточно приспособлена для
того, чтобы полностью обеспечить налоговые поступления и соответственно
обеспечить финансирование всех тех расходных статей бюджета, которые
рассматривались при принятии Закона.
Кроме того, в политическом плане 1996 г. принёс целый ряд проблем для
формирования доходных источников бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6