Рефераты. Жизнь и философия Платона






постигаются посредством размышления или рассуждения рассудка. Это и есть

второй вид знания.

Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно

знание, их нельзя постигнуть посредством рассуждения, их можно постигнуть

лишь гипотетически.

4.1. Диалектика Платона.

Для Платона диалектика – это не только логика, хотя в ней есть и

логический аспект, это не только учение о познании, хотя в ней есть и

гносеологический аспект; это не только учение о методе, хотя в ней есть

аспект метода. Диалектика Платона – прежде всего учение о бытии или об

идеях. Идеализм Платона, также как и его теория познания и диалектика,

имеет явно выраженный онтологический характер.

4.2. Взаимопереход идей.

Движение несовместимо с покоем, а покой с движением. Но т.к. покой

существует и движение существует, то бытие должно быть совместимо и с

покоем, и с движением. Имеется три рода: бытие, движение, покой.

Каждый из этих трех родов есть одновременно и тождественное – по

отношению к самому себе, и в тоже время является иным по отношению к

остальным родам. Отсюда возникает вопрос об отношении родов тождественного

и иного родам покоя и движения. Совпадают ли эти роды между собой или же

тождественное и иное должны быть отличаемы от родов движения, покоя бытия.

Платон доказывает: тождественное и иное должны быть отличимы от покоя и

движения. И о покое, и о движении, так же как и о всяком другом роде,

одинаково говорится, что они и тождественны по отношению к себе и суть иное

по отношению к другому. Но т.к. покой и движение – противоположности, и

т.к. все то, что высказывается о противоположностях не может быть ни каждой

из этих противоположностей в отдельности, ни той и другой вместе, то покой

и движение должны отличаться от тождественного и иного.

Тождественное отличается от покоя, не говоря уже об очевидном отличии

его от движения. Но оно отличается и от бытия. Если бы тождественное не

отличалось от бытия, то, утверждая, что покой существует, так же как

существует и движение мы должны были бы признать, что покой тождествен с

движением. Но если тождественное отличается не только от покоя и движения,

но также и от бытия, то это значит, что в тождественном мы должны видеть

четвертый и самостоятельный род сущего наряду с родами покоя, движения,

бытия.

То же самое доказывается и относительно иного. Иное отличается не

только от тождественного и от покоя. Иное отличается также и от бытия. В

самом деле иное всегда относительно и только относительно.

В учении Платона об ином чрезвычайно важно отметить, что все первые

черты рода сущего – бытие, покой, движение, тождественное – принадлежат или

причастны, к роду иного. Так движение есть иное не как движение, а лишь

поскольку движение не есть покой, не есть бытие, не есть тождественное и

т.д.

Учение это представляло несомненное отступление от метафизики

неизменных и тождественных «идей». Платоновская «диалектика» бытия и

небытия, единого и многого, тождественного и иного, покоя и движения как

непосредственно, так и через переработку неоплатоников III – V вв.н.э.

оказала в XIX в несомненное влияние на разработку диалектики Гегелем.

4.3. Закон непротиворечия

Важную особенность диалектики Платона составляет то, что

противоположные определения сущего, развиваемые им, отнюдь не означают

отказа от принципа непротиворечия. Хотя Платон доказывает, что одно и тоже

бытие едино и множественно в одно и тоже время, он поясняет при этом, что

«единым» и «множественным» оно оказывается в различных отношениях: бытие

«едино», поскольку оно рассматривается в отношении к самому себе, к своей

тождественной основе. И тоже самое бытие «множественно», поскольку оно

рассматривается в другом отношении – в отношении к своему «иному». И все

другие определения бытия у Платона, все они мыслятся как противоположные

друг другу, но не как противоречащие в одном и том же отношении.

Закон противоречия или закон немыслимости противоречия. В качестве

закона он означает невозможность и недопустимость мыслить противоречащие

утверждения об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том

же отношении. В «Федоне» Платон разъясняет, что не только «идеями», но и

качествам чувственных вещей принадлежит свойство, по которому относительно

этих вещей не могут быть одновременно и утверждаемы противоречащие

определения.

4.4. Диалектика и чувственный мир.

Совмещение противоположностей, по Платону, недопустимо в определениях

мысли, которые должны рассматриваться в качестве тождественных себе и

относительно которых нельзя мыслить совместимость противоречащих

утверждений. Напротив, чувственные вещи могут переходить в противоположные

себе.

По Платону, в предметах чувственного мира не только противоположное

переходит в противоположное, но и в одной и той же вещи в одно и то же

время совмещаются противоположные качества, притом не случайно, а

необходимым образом.

Но противоположности могут сосуществовать и совмещаться – таково

убеждение Платона – только для мнения, только для низшей части души,

направленной на познание истинно сущих «видов», или «идей», верховным

законом будет закон запрещающий мыслить совмещение противоположных

утверждений об одном и том же предмете.

«Диалектический метод» Платона есть в сущности метод последовательного

сведения понятий в высшие роды и разделения родов на входящие в них низшие

видовые понятия.

Все эти разъяснения Платона ясно обнаруживают насколько далека

платоновская «диалектика» от современной. «Диалектика» Платона – важный

этап в развитии логики, в развитии учения о категориях, о родах и видах

понятий, о методах определения, индукции и деления понятий, но она ни в

малейшей степени не есть учение о развитии через противоположности. Система

Платона не знает вовсе никакой истории, никакого развития, кроме

цикличности и противоречия уже бывшего.

5.1.Учение Платона об обществе и государстве.

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на

общество и государство. Платон менее всего похож на аналитического

мыслителя, равнодушного к явления общественной жизни и политическим

убеждениям.

Общественно-политическим вопросам Платон посвятил два наиболее

обстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы». В «Государстве»

учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учением

платоновского идеализма – с теорией «идей», и несет на себе печать

ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец

и как норма должного эмпирической действительности.

Идеальному типу Платон противопоставляет отрицательный тип

общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей

оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона все

существующее государства принадлежат к этому отрицательному типу.

5.2. Формы государства

Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: тимократия,

олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным государством,

каждая из этих форм есть последовательное ухудшение или извращение формы

идеальной.

Первой во времени из этих форм вступила тимократия, т.е. власть

основанная на господстве честолюбцев. С первыми признаками упадка возникает

страсть к обогащению и стремление к стяжательству. В тимократии

первоначально сохранялись черты совершенного строя.

Переход от тимократии к олигархии – господству немногих над

большинством. Это правление основывается на переписи и на оценке имущества,

так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении. В

олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества.

Чтобы каждый член общества «делал свое» и притом «только свое» дело. В

олигархии, во-первых, часть членов общества занимается самыми различными

делами – и земледелием, и ремеслом, и войной. Во-вторых, в олигархии право

человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к

тому, что такой человек превращается в бесполезного члена общества.

Дальнейшее развитие олигархии приводит к еще более худшей форме

государственного устройства – к демократии. Это власть и правление

большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между

богатыми и бедными обостряется еще сильнее.

Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон признал

тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть,

подобно и всем остальным, как вырождение предшествующей ей формы.

5.3. Идеальное государство

Всем формам государства Платон противопоставляет утопию, проект

наилучшего государственного правления. Этим государством руководят как в

олигархии немногие, но этими немногими могут стать только лица,

действительно способные хорошо управлять государством: во-первых в силу

природных задатков и одаренности, во-вторых, в следствие долголетней

предварительной подготовки. Основным принципом идеального государства

Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства

справедливость отводит особое занятие и особое положение.

Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан,

составляющих общество, разнообразны, способность каждого отдельного

человека к удовлетворению этих потребностей ограничена.

5.4. Добродетели в государстве

Наисовершеннейшее по своему строю, благое государство обладает четырьмя

главными добродетелями: мудрость, мужеством, сдерживающей мерой,

справедливостью.

«Мудрость» – доблесть, принадлежащая не множеству ремесленников, а

немногим – философам. Только философы должны быть правителями, и только при

правителях-философах государство будет благоденствовать.

«Мужество» – свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с

мудрыми этих лиц больше.

«Доблесть» в совершенном государстве есть качество уже не особого или

отдельного класса, а принадлежит уже всем членам общества.

Наличие «справедливости» подготавливается и обуславливается

«сдерживающей мерой». Благодаря справедливости каждый разряд в государстве

и всякий отдельный человек получает для исполнения свое особое дело.

В государстве три разряда граждан: правители, воины, работники; они

составляют одно гармоничное целое.

5.5. Социальный смысл утопии Платона

В утопии Платона отражаются важные черты действительно, реального

античного полиса, далекие от намеченного философом идеала.

Из исследования отрицательных типов государства Платон извлек вывод,

будто основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем

– в господстве материальных интересов, в их влиянии на поведение людей.

Поэтому устроители наилучшего государства должны позаботиться о правильном

воспитании воинов-стражев.

Основные черты этого порядка – лишение воинов права на собственное

имущество. Воины могут пользоваться только тем, что минимально необходимо

для жизни, для здороовья, для выполнения своих функций в государстве.

В утопии Платона есть ряд черт, которые, на первый взгляд кажутся

чрезвычайно современными. Это отрицание личной собственности воинов и

снабжение их государством, резкая критика к стяжанию и накоплению, критика

торговли и спекуляций, мысль о необходимости нерушимого единства общества,

полного единения всех его членов, воспитание в гражданах нравственных

качеств, способных привести к этому единству.

Литература:

Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1999

УГТУ-УПИ

Кафедра «Философии»

Контрольная работа

Жизнь и философия Платона

С.П.

9831851929

ФЗО ПГС-2

Екатеринбург

1999

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.