Рефераты. Жизнь и философия Платона






музыке или цветов в живописи.

Постижение «идеи» прекрасного представляет труднейшую задачу.

Прекрасное как «идея» вечно; чувственные вещи, названные прекрасными,

преходящи: возникают и погибают. Прекрасное неизменно, чувственные вещи

изменчивы. Прекрасное не зависит от определений и условий пространства и

времени, чувственные вещи существуют в пространстве, возникают, изменяются

и погибают во времени. Прекрасное едино, чувственные вещи множественны,

предполагают дробность и обособление. Прекрасное безусловно и

безотносительно, чувственные вещи всегда стоят под теми или иными

условиями.

2.3. «Идея» как понятие

В понятии об «идеи» у Платона то, что делает «идею»:

1. причиной, или источником бытия, их свойств и их отношений;

2. образцом, взирая на который творят мир вещей;

3. целью, к которой, как к верховному благу стремится все существующее.

«Идея» Платона сближается со смыслом, который это слово, под влиянием

Платона, получило в обычном обиходе у цивилизованных народов. В этом своем

значении «идея» Платона уже не само бытие, а соответствующее бытию понятие

о нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова «идея» в нашем мышлении и в

нашей речи, где «идея» значит именно понятие, замысел, руководящий принцип,

мысль и т.п.

В плане познания бытия и сущностей бытия Платон называет понятия, или

идеи, относящиеся ко многим вещам, «родам» и «видам». «Виды» получаются в

результате разделения «родов», т.е. разделения его полного объема.

Т.к., по Платону, в результате правильного определения рода и

правильного разделения рода на виды достигается усмотрение сущностей, то

Платон называет «диалектику» наукой о сущем. По Платону «диалектика» есть

созерцание самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей.

Понятая в этом смысле «диалектика» Платона есть двойной метод. Это, во-

первых, метод восхождения через гипотезы до идей или до начал. Во-вторых,

«диалектика» Платона – метод нисхождения сущего от начал, т.е. метод

деления родов на виды.

3.1. Теория познания Платона.

По Платону знание возможно не для всякого. «Философия» (буквально

«любовь к мудрости») невозможна ни для того кто уже обладает истинным

знанием, ни для того кто совсем ничего не знает.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из мысли о

том, что виды знания должны соответствовать видам или сферам бытия. Для

истинного понимания бытия Платон считал необходимым разрешить противоречия

между двумя наметившимися в греческой мысли противоположными концепциями:

элейской, утверждающей неизменность, тождественность, неподвижность

истинного бытия, и гераклитовской, признающей его вечную текучесть,

изменчивость и подвижность.

При рассмотрении учения Платона о знании необходимо прежде всего иметь

в виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона как отдельная,

изолированная, ни как основная проблема философии.

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытие, от его

диалектики.

3.2. Анализ знания

Введением в гносеологическое учение Платона может быть диалог «Теэтет».

Предмет диалога – именно вопрос о существе знания. Речь идет не о том,

какие существуют частные виды знания, а о том, что такое знание само по

себе.

Диалог не дает положительного ответа на вопрос, но опровергает три

несостоятельных, с точки зрения Платона, решения этого вопроса:

1. взгляд, по которому знание есть чувственное восприятие;

2. взгляд, по которому знание – «правильное мнение»;

3. взгляд, по которому знание – «правильное мнение со смыслом».

Необходимое для познания единство не может быть найдено в области

чувственного восприятия, т.к. в этой области все течет и все лишено твердой

определенности. Таким образом, чувственному, как текучему, должно

предшествовать нечто, не текучее и не чувственное, а потому и знание не

может быть тождественно чувственному восприятию.

Утверждение это предполагает, будто возможно не только «правильное

мнение», но также и мнение ложное. Но Платон доказывает, что тот, кто имеет

ложное мнение, не может пребывать безусловно во лжи: для него по крайней

мере нечто истинно или даже все истинно. С другой стороны, из предмета

ложного мнения также нельзя вынести никакой лжи. Итак, ложное мнение

невозможно. Но тем самым мы лишаемся возможности говорить о соотносительном

с ним истинном мнении, и, стало быть, получается, что знание нельзя

определить как «правильное мнение».

Третья теория утверждает, будто знание – не просто «истинное мнение», а

«истинное мнение со смыслом». Платон демонстрирует примеры, из которых

видно, что одно «истинное мнение» еще не дает знания и что для

возникновения знания к истинному мнению должно присоединиться еще нечто –

«смысл». Как бы ни понимать «смысл» – то ли как выражение в слове, то ли

как перечисление элементов, то ли как указана отличительной признак – во

всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не создает и не

может создать знания.

Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение

правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быть

отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат

чувственных восприятий, а как предшествующее им условие.

Однако знание ценится значительно выше правильно мнения.

Платон отграничил знание от чувственных впечатлений, а также показал,

что рядом со знанием существуют неясные и нерасчлененные акты «мнения»,

также опирающиеся на чувственные впечатления. В «Меноне» знание еще более

резко отграничено от чувственности, а «истинное мнение» отделено от

«мнения» просто. В знании впервые происходит объединение истинного мнения с

чувственностью, посредством «связывания» всегда текучей чувствительности.

Анализ знания Платон проводит в своих диалогах «Теэтет», «Ненон»,

«Пир».

Сделанный анализ знания у Платона не ограничивается. Связь и единство

знания и чувственности, данные в «Неноне» и в «Пире», Платон представляет с

еще более высокой точки зрения – с точки зрения диалектики.

3.3. Диалектика знания

Диалектические исследования Платона отнюдь не совпадают с нем, что он

сам называл «диалектикой», - с уже рассмотренным сведением видов с родами и

с делением родов на виды. Это лишь формально-логический аспект диалектики

Платона. Но у него имеется гораздо более широкое и существенное понятие о

диалектике, связанное с его учением о знании, о бытии и об отношении между

бытием и знанием.

Понятие это раскрывается в ряде диалогов; введением в это понимание

может служить конец шестой книги Платона «Государства». Здесь излагается

учение об идее «блага», но речь идет не только о «благе». Учение об

отношении бытия к знанию. А именно: идея «блага» не есть ни бытие, ни

знание, которым порождалось бы бытие и знание.

Достовляющее истинность познаваемому и сообщающее силу познающему,

следует называть идеей блага и причиной знания и истины, поскольку она

постигается умом.

Рассматривая «идеи», философ может или рассматривать их реализацию в

мире вещей, или, напротив, подниматься в мысли до их начала, пребывающего

выше всякого знания. В первом случае душа использует «идеи» в качестве

«гипотез» или «предложений», разделяя род на виды. Это как бы путь вниз –

от «идей» к вещам.

Род познаваемого, постигаемый только мыслью, Платон называет

«мыслимым». В «мыслимом» имеются две «части». Для отыскания первой из них

душа вынуждена основываться на предположениях и не доходит до начала, т.к.

не может подняться выше предположений, но используется самими образами или

подобиями, запечатлевающимися на земных предметах. И есть вторая часть

мыслимого, второй случай рассмотрения «идей». В этом случае душа идеи не к

«концу», а, напротив, к «началу»: она сводит все «гипотезы» к идее «блага»,

как к тому, что пребывает выше всякого знания и выше всех предположений.

Это понимание «блага» выводит мысль за пределы одного лишь познания в

область диалектики. По отношению к знанию и к бытию «благо» мыслится как

совмещающее в себе противоположные определения. В то же время оно

запредельно по отношению к бытию и знанию.

3.4. Виды знания

Платон развивает детальную классификацию видов знания. Основное деление

этой классификации – разделение на знание интеллектуальное и чувственное.

Каждая из этих сфер знания делится на «мышление» и «рассудок».

Под «мышлением» понимается созерцающую деятельность одного лишь ума,

непосредственно интеллектуальные предметы.

Под «рассудком» понимается вид интеллектуально знания, при котором

познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума и не ради его

созерцания, а для того, что бы с помощью ума понимать или чувственные вещи

или образы. Этот «рассудок» – не интуитивный, а деструктивный вид знания.

Чувственное знание Платон также делит на две области: на «веру» и

«подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих

и утверждаем их в этом качестве. «Подобие» – вид уже не восприятия, а

представления вещей, или, иначе, интеллектуальное действие с чувственными

образами вещей. «Подобие» отличается от «веры» удостоверяющей

существование. «Подобие» – некое мыслительное построение, основывающееся на

«вере».

С этими различиями у Платона тесно связывается различие знания и

мнения.

В отличие от идей, математические предметы и математические отношения

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.