Рефераты. Законы формальной логики в аспекте категории закона






такова: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете не могут

быть вместе ложными, одно из них по необходимости истинно. Формула этого

закона «A или не-A».

Сфера действия этого закона также весьма широка. Как и закон

противоречия, закон исключенного третьего является обобщением практики

применения суждений. Но если в законе противоречия выражается их отношение

по истинности, то в законе исключенного третьего – по ложности. Он

действует в отношениях между контрадикторными суждениями. Но он не

действует во взаимоотношениях между контрарными суждениями, хотя закон

противоречия действует и здесь: они не могут быть одновременно истинными,

но могут быть одновременно ложными. (Это происходит потому, что

противоположные понятия, отрицая друг друга, не исчерпывают объема родового

понятия.) Действие закона исключенного третьего обнаруживается и в сложных

суждениях (например, в строгой дизъюнкции, когда составляющие ее суждения

взаимно исключают друг друга, а следовательно, не могут быть вместе не

только истинными, но и ложными). Закон исключенного третьего проявляется

также в умозаключениях и в доказательстве. Например, он лежит в основе

непосредственных умозаключений через превращение суждений и через отношение

контрадикторных суждений в логическом квадрате. Без его действия было бы

невозможно косвенное доказательство: устанавливая ложность какого-либо

тезиса, мы тем самым доказываем истинность противоречащего ему тезиса, так

как оба они не могут быть вместе ложными.

Как и закон противоречия, он не может точно указать, какое из двух

противоречащих суждений истинно. Но его значение состоит в том, что он

устанавливает вполне определенные границы, в которых возможен поиск истины:

она заключена в одном из двух отрицающих друг друга суждений.

Таким образом, закон исключенного третьего универсален в смысле охвата

всех без исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми

признаками категории закона, а значит, является законом с точки зрения

категории закона.

Важное место среди формально-логических законов мышления занимает закон

достаточного основания. Он также находится в неразрывной связи с

остальными. Действительно, если мысль обладает определенностью (закон

тождества), то это открывает возможность для установления ее истинности или

ложности во взаимоотношениях с другими мыслями (законы противоречия и

исключенного третьего). Само же установление истинности или ложности мысли

невозможно без соответствующего обоснования. Действие закона достаточного

основания обусловливает еще одну коренную черту корректного мышления –

обоснованность, доказательность. Качественно определенные предметы, так или

иначе, возникают из других предметов и порождают третьи, изменяются и

развиваются в процессе взаимодействия между собой. Следовательно, все в

окружающем мире имеет свои основания в другом. Такая объективно

существующая зависимость одних предметов от других служит важнейшей

предпосылкой возникновения и функционирования в нашем мышлении закона

достаточного основания. Примерная формула закона «A истинно, потому что

есть достаточное основание B». (Логически корректное выражение закона в

виде формулы принципиально невозможно.) Логическим основанием, в отличие от

объективного, может служить ссылка как на причину, так и на следствие,

поскольку последние необходимо связаны между собой.

Если закон тождества явился обобщением, прежде всего практики

оперирования понятиями, а законы противоречия и исключенного третьего –

практики функционирования суждений, то закон достаточного основания есть

результат обобщения практики получения выводного знания. В нем выражено

отношение одних истинных мыслей к другим – отношение логического

следования, обеспечивающего в конечном счете их соответствие

действительности. Этот закон означает, что при правильном рассуждении вывод

всегда достаточно обоснован. Следовательно, в сферу действия этого закона

входят, прежде всего умозаключения. Подведение того или иного предмета

мысли под общее понятие служит достаточным основанием для распространения

на него всех свойств, присущих классу предметов, мыслимому в этом понятии.

В сфере действия этого закона находятся также доказательства. Уже само их

существование есть показатель того, что он существует.

Процесс познания исключительно сложен и противоречив, он не

осуществляется в виде механических скачков от одной истины к другой.

Выдвижение новой концепции сопровождается соответствующим обоснованием,

которое само может быть пересмотрено в процессе развития знания. В законе

достаточного основания заложена идея рационального скептицизма, позволяющая

в принципе подвергнуть сомнению любое суждение. В этом смысле (в качестве

регулятора правильности мышления, гарантии его доказательности) закон

достаточного основания представляет собой важнейший методологический

принцип, направленный на устранение или хотя бы сведение к минимуму

возможности заблуждения.

Основные формально-логические законы – при всей их значимости и широте

действия, не исчерпывают всех фундаментальных закономерностей мышления. Как

и большинство законов природы и общества, они относительны. Они действуют в

определенных условиях, а именно когда рассматриваемый предмет сохраняет

свою качественную определенность, взят вне изменения и развития. При

исследовании предмета всесторонне, во взаимодействии с миром, с точки

зрения его возникновения и развития, его превращения в качественно новое

состояние, этих законов недостаточно. Они уступают место законам

диалектической логики.

Это, прежде всего, закон диалектического единства тождества и различия,

поскольку в изменяющемся предмете уже нельзя фиксировать лишь абстрактное

тождество предмета с самим собой и отвлечься от имеющихся в нем различий;

последние, нарастая, становятся все более существенными, так как предмет

все более перестает быть тем, чем был. Здесь действует общий диалектический

закон соединения противоположностей. Меняющийся предмет – это переходное

состояние, а всякий переход отличается противоречивостью, исчезновением

одних свойств и появлением других. Здесь проявляется закон перехода

количественных изменений в качественные (и обратно). Именно постепенные

количественные изменения при переходе от одного качества к другому и делают

возможным нечто промежуточное, третье, требующее соответствующего отражения

в понятиях. Здесь, наконец, обнаруживается закон отрицания и

преемственности. Предмет при всех преобразованиях не перестал быть этим

предметом, произошло лишь отрицание одной качественно определенной формы

другой. А это потребовало соответствующего сочетания понятий.

Диалектические законы действуют и при оценке качественно определенного

предмета не в данный конкретный момент времени, а в целом, с учетом его

развития, либо при рассмотрении его в различных отношениях с другими

предметами. Каждый предмет, развиваясь (или взаимодействуя) в разное время

(или в различных отношениях) проявляет различные, а иногда и

противоположные свойства.

Однако формально-логические законы не перестают в этом случае

действовать вовсе, а лишь в своей простой форме, проявляющейся лишь в

определенных условиях; с изменением этих условий они действуют в другой,

более общей форме.

Так, будучи в ряде случаев не в состоянии однозначно ответить, имеем ли

мы дело с тем или иным состоянием (или этапом развития), мы называем это

состояние (этап) и тем, и другим. При этом мысль не утрачивает

определенности, последовательности, обоснованности. Говоря «A и не-A», мы

на самом деле наиболее точно отражаем действительность – такой, какова она

есть. Следовательно, мы мыслим тоже нечто определенное, отличное от всякой

иной мысли, но слагающееся из двух определенных мыслей: об A и не-A

одновременно. Таким образом, закон тождества как закон определенности мысли

действует и здесь, лишь меняя форму своего проявления. То же и с законами

противоречия и исключенного третьего: одна из формул непременно истинна

(соответственно ложна) – либо диалектическая, либо формула простого

суждения. Наконец, действие закона достаточного основания – причем тоже в

особой форме, с учетом особых условий – сказывается в том, что для

переходного явления недостаточно подвести его под какое-то одно понятие,

напротив, необходимым и достаточным будет подведение его под оба понятия

одновременно.

Таким образом, установлены основные характеристики, присущие закону

вообще (закон должен отражать общие, необходимые, существенные, устойчивые

связи; выражать сохраняющееся, идентичное, инвариантное в явлении;

выступать в качестве господствующей тенденции; быть формой всеобщности,

бесконечности), обнаруживающие себя в условиях, служащих оптимальной сферой

его проявления. Установлено, что основные формально-логические законы

(закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон

достаточного основания) обладают этими характеристиками и, тем самым,

подпадают под категорию закона. Особая роль этих законов в мыслительной

деятельности человека бесспорна, и обусловлена, во многом, широчайшей

областью их применения. Это обстоятельство делает необходимым подробное

изучение самих этих законов, попытка которого и была сделана в данной

работе.

Замечание: 1) в этом реферате изложение ведется с позиций

материалистической концепции, в рамках которой взяты все основные понятия;

2) если нет специальных оговорок, то под "логическим законом"

понимается "формально-логический закон".

Использованная литература:

1. Григорьев Б.В. Классическая логика. М., 1973.

2. Друянов Л.А. Закон в системе философских категорий. М., 1973.

3. Иванов Е.А. Логика. М., 2001.

4. Логика./ под ред. Д.П. Горского, П.В. Таванца. М., 1956.

5. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М., 1971.

6. Свинцов В.И. Логика. М., 1987.

7. Шептулин А.Г. Природа и специфика философских категорий. М.,

1973.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.