Рефераты. Законы формальной логики в аспекте категории закона






жизни). В этом можно убедиться, хотя бы обратившись к анализу языка.

Логические связи, имеющие место в процессе получения выводного знания,

выражаются в определенных словах, например союзах «если, … то», «потому,

что», «или, … или» и так далее. Такие выражения встречаются в самых

различных науках (и в быту). Это означает, что логические связи, правила

следования одних положений из других, правила обоснования одних положений

через другие общи для различных наук, для рассуждений различного

конкретного содержания. Таким образом, логические законы являются формой

всеобщности.

Чрезвычайно широкая область применения законов логики объясняется тем,

что они отражают такие стороны и отношения между предметами материального

мира, которые имеют место повсюду. Но это не означает, что эта область

безгранична. Законы специальных наук формулируются применительно к

конкретным условиям; с изменением этих условий в формулировку закона

требуется вносить некоторые коррективы. И законы логики в этом отношении -

не исключение. В силу этого законы логики удовлетворяют требованию

категории закона быть необходимыми в диапазоне изменения условий, служащих

оптимальной сферой их проявления, а, следовательно, инвариантными

относительно этого круга условий.

Большинство логических законов (закон обратного отношения между

содержанием и объемом понятия, законы распределенности терминов в простых

суждениях, законы соединения простых суждений в сложные и их

взаимоотношений между собой, законы различных типов умозаключений и так

далее) связаны лишь с определенной формой мышления и, следовательно,

действуют в ограниченной сфере.

Основные законы мышления носят универсальный характер, то есть лежат в

основе функционирования всего мышления в целом. Они подразделяются на два

типа: формально-логические законы и законы диалектической логики. Основными

в формальной логике считаются четыре закона: закон тождества, закон

противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.

Исходным выступает закон тождества. С действием закона тождества

связано такое коренное свойство корректного мышления как его

определенность. Одним из фундаментальных свойств окружающего мира выступает

качественная определенность самих предметов и явлений действительности,

отражаемых в мышлении. Это значит, что, несмотря на непрерывно происходящие

в них изменения, они до некоторых пор остаются теми же самыми,

тождественными себе. Следовательно, и мысль о них будет определенной,

тождественной себе, что и отражает формально-логический закон тождества:

мысль о качественно определенном предмете, если она соответствует ему, не

может не быть определенной, однозначной, тождественной себе.

Говоря о тождественности мысли самой себе, необходимо иметь в виду, что

под этой тождественностью в формальной логике понимается тождественность

объема этой мысли. Закон тождества есть закон функционирования отдельно

взятой мысли: одна и та же мысль не может быть сама собой и иной. Но, как и

во всяком законе, в нем, так или иначе, выражается внутренняя существенная,

необходимая связь, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях.

В данном случае это отношение тождества мысли с самой собой, сколько бы раз

она ни повторялась в рассуждении и в какие бы отношения ни вступала с

другими мыслями, - иначе это будет уже другая мысль. Другими словами, закон

тождества обладает такими свойствами категории закона как существенность,

необходимость, повторяемость, всеобщность, бесконечность, инвариантность

относительно отношений этой мысли с другими мыслями.

Исторически этот закон явился обобщением практики оперирования

понятиями и выражающими их словами. В настоящее время он действует в сфере

понятий и, прежде всего, проявляется в процессе их образования: понятие

считается образованным «правильно», если оно охватывает только те предметы,

которые едины, общи, тождественны в том или ином отношении; в этом случае

понятие будет четким, ясным, будет иметь определенное содержание и

определенный объем. Закон тождества обнаруживает свое действие и в процессе

использования готовых понятий. Его действие простирается и на суждения,

определенность которых следует из определенности образующих их понятий.

Наиболее глубокая сущность суждений – в отражаемых ими связях и отношениях

действительности: если эти связи (отношения) определены, то и суждения,

верно отражающие их, определены. Действие этого закона распространяется и

на обширную область умозаключений. Например, силлогизм возможен, в

частности, потому, что средний термин, связывающие большую и меньшую

посылки, сохраняет в них один и тот же смысл, а больший и меньший термины

не только сохраняют смысл в посылках и заключении, но если они не

распределены в посылках, то не могут быть распределены в заключении.

Наконец, в доказательстве, закон тождества проявляется в том, что и тезис,

и основания сохраняют свою определенность на протяжении всей процедуры.

Закон тождества может быть записан в виде формулы «A есть A» (где

логическая переменная A выражает любую мысль), наглядно изображающей его

структуру. Поскольку тождественность мысли самой себе означает

тождественность ее объема, то в формулу вместо логической переменной A

могут быть поставлены мысли различного конкретного содержания, имеющие один

и тот же объем.

Таким образом, закон тождества универсален в смысле охвата всех без

исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми признаками

категории закона, а значит, является законом с точки зрения категории

закона.

С законом тождества органически связан закон противоречия, носящий в то

же время самостоятельный характер: если закон тождества обусловливает такую

черту правильного мышления как определенность, то действие закона

противоречия обеспечивает его последовательность, непротиворечивость. Если

качественно определенный предмет существует, то он не может в то же время

не существовать; он не может вместе обладать тем или иным качественно

определенным свойством и не обладать им, находиться в том или ином

отношении с другими предметами и не находиться в этом отношении. Эта

фундаментальная особенность окружающего мира и составляет объективную

основу закона противоречия как закона мышления. Он гласит: два

противоположных или противоречащих суждения об одном и том же предмете,

который взят в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут

быть одновременно истинными; одно из них по необходимости ложно.

Сфера действия этого закона также весьма широка. Он представляет собой,

прежде всего, обобщение практики оперирования суждениями. В нем отражается

закономерное отношение между двумя суждениями – утвердительным и

отрицательным, отношение несовместимости их по истинности: если одно

истинно, то другое непременно ложно. Поскольку суждения делятся на

утвердительные и отрицательные, а они – в свою очередь, на истинные и

ложные, то этим объясняется универсальный характер закона противоречия. Так

как из простых суждений образуются сложные, то закон противоречия действует

и здесь, если они находятся в отношении отрицания. Этот закон

распространяется также и на понятия, а именно на отношения между ними. Это

отношения несовместимости, проявляющиеся в процессе функционирования

понятий. Закон противоречия обнаруживается и в умозаключениях. На нем

основаны, например, непосредственные умозаключения через превращение

суждений, а эта операция возможна только потому, что предмет мысли не может

одновременно принадлежать и не принадлежать одному и тому же классу

предметов. Действует он и в доказательстве. Без действия этого закона было

бы невозможно опровержение. Доказав истинность одного тезиса, мы не могли

бы заключить о ложности противоположного или противоречивого тезиса.

Закон противоречия выражается обычно формулой «не-(A и не-A)»: не могут

быть одновременно истинны суждение A и его отрицание.

Закон противоречия отражает в нашем мышлении тот факт, что та или иная

вещь или ее свойство не может быть и не быть одновременно, и существовать и

не существовать.

Таким образом, закон противоречия универсален в смысле охвата всех без

исключения форм мышления, любой мысли вообще, он обладает всеми признаками

категории закона, а значит, является законом с точки зрения категории

закона.

С законом противоречия, в свою очередь, тесно связан закон исключенного

третьего. Как установлено выше, закон противоречия гласит, что утверждение

и отрицание одного и того же не могут быть вместе истинными, - одно из них

непременно ложно. Но закон противоречия не отвечает на вопрос о том, могут

ли эти утверждения быть одновременно ложными. На этот вопрос отвечает закон

исключенного третьего. Его действием также обусловлена так или иначе

определенность мышления, его последовательность, непротиворечивость.

Подобно законам тождества и противоречия, этот закон имеет объективный

источник. В нем отражается та же качественная определенность предметов и

явлений действительного мира, сохраняющаяся до некоторых пор в процессе их

изменения и развития: нечто существует или не существует, входит в какой-то

класс предметов или не входит, ему что-то присуще или не присуще и так

далее. Поэтому в той мере, в какой мир альтернативен, мышление, если оно

верно отражает его, не может не быть тоже альтернативным. В нем неизбежно

действует закон исключенного третьего. Наиболее общая его формулировка

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.