Рефераты. Хозяйство как объект философского исследования






хозяйства становится человек во всей своей полноте. Хозяйственные проблемы

расширяются до онтологических, а затем до метафизических. В результате

рождается новое восприятие хозяйственной и экономической реальности. Во-

вторых, философия хозяйства — это движение навстречу уже существующему

феномену. То, каким образом оно происходит, зависит от целей и идеальных

образов, которые явно и тайно содержит в себе философия хозяйства. другими

словами, метод философии хозяйства определяется ее конечным моментом.

Наконец, в процессе этого пути раскрывается и недостаточность, и

ограниченность, и противоречивость экономического и, шире, хозяйственного

элементов человеческого бытия. Тем самым философия хозяйства указывает

направление, в котором надлежит свершать свой жизненный путь. Эти три

функции — расширение теоретических представлений, философские размышления и

целеполагание - неразделимы и тождественны друг другу. Поэтому философия

хозяйства есть научноэмпирический, трансцендентно-критический и

метафизический путь познания и созидания. Естественно, что источники, формы

и методы такого знания, а также условия его истинности своеобразны.

В связи с таким пониманием философии хозяйства возникает, по меньшей

мере, три вопроса, В первую очередь — что свидетельствует о том, что,

исследуя экономику и хозяйство в целом, мы не попадем в замкнутый круг

«материализма, сциентизма, позитивизма и технологизма»?

Далее — каким образом мы будем мыслить о существующем или, другими

словами, каковы параметры и координаты наших суждении? Что дает возможность

философии хозяйства дерзко предлагать свои идеалы человеку и свои пути к

ним? И вообще, что служит залогом тому, что возможно некое гармоничное и

объемное понимание человека?

Очевидно, что система современного научного гуманитарного знания, в которой

каждой дисциплине выделен определенный сегмент исследований, обусловленный

предметом и методом данной науки, в принципе не может справиться с такой

глобальной задачей. И это несмотря на то, что гуманитарные науки должны

изучать явления, происходящие в сфере человеческого сознания, а

следовательно, воли и целей.

Может быть, философия, позволяющая строить «многоплановые и

многосмысловые» представления о предмете, станет тем залогом, что даст

право на знание, близкое к совершенному? Но даже если философия располагает

возможностями для познания в том или ином историческом контексте, ее

возможности в смысле целеполагания малы. Кроме того, возникают объективные

ограничения для исследователя, обусловленные сложившимися в рамках

философской науки методологиями. Но самое главное заключается в том, что

философия поливариантна, причем не органично, а противоречиво. Идеи, школы

и течения не дополняют, а противостоят друг другу, образуя мозаику

одинаково убедительно аргументированных воззрений. Человеку остается

созерцать эти равновеликие по смыслу идеи или же выбирать наиболее удобную

для реализации своих нужд. В обоих случаях происходит выбор и вероятность

ошибки одинакова. Будет ли такой выбор приносить удовлетворение и откроет

ли он дорогу к истине?

Присущая философии хозяйства функция целеполагания неизбежно

реализуется в рамках определенной морально-этической схемы, или системы.

Что может выступать в роли такой системы? Могут ли мораль или идеалы

нравственности, выработанные в процессе развития общества, быть ориентиром

для развития самого общества? Они динамичны, могут быстро преобразовываться

в свои антиподы, занимая прежнее высокое положение в умах и сердцах. Будет

ли мораль, опираясь на идеалы подобного свойства, связующим звеном между

наукой и философией как гносеологией и метафизикой? '':

Может ли идеология стать путеводной звездой для философии хозяйства?

Тому найдется немало примеров в истории. Но определенные изменения

идеологии вызывали прекращение философии.

Краеугольный камень, на котором зиждется все здание философий

хозяйства, есть религия. В религиозном обществе мораль, религия и идеология

синонимичны. Но в таком случае философии хозяйства как отдельной отрасли

знания не возникает. В современных же условиях именно религиозное

миросозерцание направляет философию хозяйства, определяя ее содержание,

начальные и конечные моменты. Последнее требует большой аргументации, ^го

отдельная и самая значимая проблема. Я приведу лишь два подхода к ее

рассмотрению.

Мы относимся к окружающей нас реальности как к объекту анализа лишь

потому, что наша цивилизация неотделима от христианства. Именно в

христианстве человек выступает как господин своей земли. И не только нашей

планеты, но и удела в ином мире. Сравните такой подход к человеку с тем,

что предлагает, например, буддизм с его пониманием мира как места страдания

и пустых иллюзий. Христианство наделяет человека особыми полномочиями

владения и господства. Мы хозяйствуем, творим мир вокруг себя потому, что

осознаем такую возможность, уже не замечая ее источника.

В то же время реальность с атеистической точки зрения несет в себе мало

утешительного. Мы видим лишь возобновимые и невозобновимые, материальные и

нематериальные ресурсы. Все тленно, все смертно, все, так сказать,

функционирует. Но имеет ли функционирование развитие?

Кроме того, человек через себя и в себе постоянно открывает иное, отличное

от природы, бытие. Наконец, источники мировоззрения ученого всегда уходят в

глубину веков, глубже научного уровня.

Цель философии хозяйства есть создание полного, объемного,

синтетического представления о человеке и его хозяйственной жизни. А

многомерное восприятие в принципе не может быть только научным. Наука не

располагает возможностями для понимания некоторых процессов, например,

эсхатологических. А ведь идеи, связанные с этими процессами, в вроде очень

актуальны и популярны.

,, Итак, научный опыт ограничен, а религиозный нет. Так рождается философия

хозяйства. Отсюда возникает проблема, как разделить религиозную философию и

философию хозяйства. На первый взгляд, достаточно определить предмет и

метод первой и второй. Но это будет игра словами, ведь их предмет один,

един и неделим. Это, в сущности, единое знамение. Если есть необходимость

разграничения философии хозяйства и религиозной философии, то его следует

искать именно в методе. Религиозная философия, а надо сказать, что почти

вся русская философия мо-кет считаться таковой, это философия, вытекающая

из веры, в ней пребывающая и для ее славы созидаемая. Философия хозяйства

носит более частный характер. Это путь к вере. Восхождение от религиозной

тематики с универсальной. Это синтез науки, философии и религии.

Присутствие научного элемента, его критика и переоценка и делают философию

хозяйства актуальной.

5. Специфика хозяйства как объекта философского исследования

Хозяйство выступает как природный, социальный и специфический объект

познания. В названной триединстве хозяйство представляет собой сложнейшую

целостность, в которой "работают" разные типы законов. Как природное

хозяйство подчиняется законам природы» как социальное образование -

социальным, как специфический объект - производственным (экономическим в

том числе)". Хозяйство как природная, социальная и производственная

.сущность легко синтезируется в реальный хозяйственный организм. Но понять

соподчиненность разных типов законов в этой системе весьма трудно.

Природные и неприродные (социальные, производственные) законы как бы

противостоят друг другу. Природные законы функционируют как данность, как

неотъемлемое свойство (атрибут), а социальные существуют как результат

сознательной деятельности людей. Заметим, что социальные и производственные

законы (как и всякие законы бытия и познания) являются объективными, от

сознания и воли людей независимыми. Так, сознательная социальная или

производственная деятельность индивида, преследующего сбои цели, всегда

сталкивается с осознанной деятельностью и целями других индивидов. Как

результат взаимодействия осознанной, деятельности и целей индивидов

возникают объективные, необходимые, существенные, устойчивые и

повторяющиеся отношения, связи между ними. Это и есть закон. Следует

только отличать социальные и юридические законы. Последние являются

простыми декларациями, устанавливавшими и регламентирующими поведение

людей, а обществе. Законы же общества (как и природы) являются

естественными отношениями.

Законы хозяйства - это необходимые, существенные устойчивые отношения,

существующие между людьми в сфера производства. Это экономические и

хозяйственно-организационные отношения. Ядром первых являются отношения

собственности. Вторые относятся к области организации и управления

хозяйством. Они, по существу являются властными отношениями между людьми,

которые переносятся на предметные отношения между элементами хозяйственного

механизма. Например, связь между основными и подсобными цехами,

вспомогательными службами; связь конвейерных операций и др. Назовем их

технико-технологическими отношениями.

Итак, существует ряд видов хозяйственных отношений, составлявших

содержание законов хозяйства: экономические - возникающие между людьми по

поводу собственности, по поводу эффективности и оптимальности производства;

хозяйственно - организационные - межсубъектные отношения по поводу

организации и управления производством ; предметные технико-технологические

отношения в хозяйственной организации производства (связь станков,

оборудования, элементов конвейера, хозяйственных единиц, элементов

инфраструктура и т.п.).

Сложность социальных законов заключается не только в их обусловленности

и опосредованности сознанием, но и в том, что все они имеют природный

"подтекст>', Даже такой, казалось бы, абсолютно не природный, социальный и

экономический закон, каким является закон спроса и предложения,

устанавливающий ценовой баланс, имеет природную подоплеку в потребностях. У

нас широко распространена точка зрения, согласно которой социальное законы

как бы "снимают" природные. Законы природы в социальной сфере не

"работают". Это не так. Законы природы социализируются. Их действие

меняется, но они не исчезают. Человек не перестает быть видом биологической

природу, будучи включен в социальную реальность. Двойственная природа

стоимости товара как раз и обнаруживается в социально-природном характере

закона стоимости. Меновая стоимость товара есть социальное производственное

отношение, выраженное в затратах общественно необходимого труда.

Потребительская стоимость есть ценностное выражение потребительских свойств

товара, способных удовлетворить потребности людей. Это природные

качества. Таким образом, закон стоимости выполняет регулирующую роль в

производств именно потому, что имеется эта природная его основа. Люди не

только производят товары, но и производят нужные им товары в оптимальных

пропорциях. Иначе многие производители продуцировали бы те товары, которые

легче произвести. Ведь все равно стоимость их определяется трудовыми

затратами. Закон стоимости является скорее социально-природным, чем только

социальным, экономическим.

Назовем ряд особенностей хозяйства как объекта научного и философского

исследования:

- хозяйственные законы - это законы производственной деятельности людей;

они формируется в результате сознательной жизнедеятельности, в основе

которой лежат экономические интересы;

- законы хозяйства имеют статистический характер, как и все социальные

законы ; они проявляется как тенденции, указывая направленность

хозяйственного функционирования и развития ;

- законы хозяйства отличаются сложностью отношений и взаимодействующих

Факторов ;

- они являются подвижными и изменчивыми при переходе от одного способа

производства к другому; они могут изменять свое содержание или полностью

отмирать;

- значительная часть законов хозяйства отражает лишь реальность

функциональных зависимостей-факторов хозяйствования, но не способна

указать причинно-следственные связи ;

- необходимо отметить сложность и подвижность самого хозяйства как объекта

философского исследования, где используется диалектический метод;

- наконец, отметим специфику хозяйства как важнейшую сферу идеологических

интересов, поэтому философское познание хозяйства сопряжено с преодолением

множества идеологических мифов.

Философское осмысление хозяйства имеет свои трудности:

- Философские концепции бытия и его фрагментов многообразны. Выбор

концепции, как правило, определяется не только объективными критериями, но

и субъективными пристрастиями, партийностью .

- Хозяйство в качестве объекта философского исследования является

социальной конкретикой. Для осуществления стыка всеобщих философских

принципов и законов хозяйства необходимо использовать промежуточные знания

социально-Философских и социологических законов.

- Малоисследованность и отсутствие литературы не только по философии

хозяйства, но и по хозяйственной проблематике в целом, за исключением

политэкономической и экономической стороны хозяйства.

- Экономическая сторона хозяйства концептуально представлена крайне

плюралистично и требует от исследователя принципиального выбора.

Названные трудности философского исследования хозяйства могут быть

преодолены выбором научной и концептуально адекватной философии. Научной мы

называем философию, которая во всех обоих принципах не противоречит научной

картине мира (современной научной парадигме), Концептуально адекватная

философия - это философия, принципы и законы которой естественно

соответствуют некоторой определенной концепции хозяйства.

6. Литература

1. Философия хозяйства: учебное пособие. Фокин Е.Н.

2. Тайна хозяйства. Ю.М. Осипов

3. Что такое философия хозяйства. И.М. Теняков

4. О философии хозяйства. Д.И. Гамзатова

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.