Рефераты. Хосе Ортего-и-Гассет Восстание масс






развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется ими

всегда и везде. Это явление Ортега назвал в первой главе Восстания

“знамением нашего времени: не в том беда, что заурядный человек считает

себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и

утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право”[12].

§2. Государство как высшая угроза.

Ортега пишет, что действовать самовольно означает для массы

восставать против собственного предназначения, а поскольку лишь этим

она и занята, он говорит о восстании масс. В конце концов, единственное,

что действительно и по праву можно считать восстанием, - это восстание

против себя, неприятие судьбы. И когда массы торжествуют, торжествует и

насилие, становясь единственным доводом и единственной доктриной. Он

давно уж отмечал, что насилие стало бытом. Сейчас оно достигло апогея, и

это обнадеживает, поскольку должен же начаться спад. Сегодня насилие – это

риторика века, и его уже прибирают к рукам пустомели.

Затем Ортега переходит к наихудшей из опасностей, грозящей

европейской цивилизации. Как и все прочие угрозы, она рождена

самой

цивилизацией и, больше того, составляет ее славу. Это современное для

Хосе Государство. Он пишет: « В наши дни государство стало

чудовищной машиной немыслимых возможностей, которая действует

фантастически точно и оперативно. Это средоточие общества, и

достаточно нажатия кнопки, чтобы гигантские рычаги молниеносно обработали

каждую пядь социального тела.

Современное государство – самый явный и наглядный продукт

цивилизации. И отношение к нему массового человека проливает свет на

многое. Он гордится государством и знает, что именно оно гарантирует ему

жизнь, но не сознает, что это творение человеческих рук, что оно создано

определенными людьми и держится на определенных человеческих ценностях,

которые сегодня есть, а завтра могут улетучиться. С другой стороны,

массовый человек видит в государстве безликую силу, а поскольку и себя

ощущает безликим, то считает его своим. И если в жизни страны возникнут

какие-либо трудности, конфликты, проблемы, массовый человек постарается,

чтобы власти немедленно вмешались и взяли заботу на себя, употребив

на это, все свои безотказные и неограниченные средства.

Здесь-то и подстерегает цивилизацию главная опасность -

полностью

огосударствленная жизнь, экспансия власти, поглощение государством

всякой социальной самостоятельности - словом, удушение творческих начал

истории, которыми в конечном счете держатся, питаются и движутся

людские судьбы»[13]. Я считаю, что это наблюдается и сегодня, и не только

в европейских странах, но и нашей.

Хосе пишет: «Масса говорит: «Государство – это я» – и жестоко ошибается.

Государство идентично массе лишь в том смысле, в каком Икс идентичен

Игреку, поскольку никто из них не Зет. Современное государство и массу

роднит лишь их безликость и безымянность. Но массовый человек уверен, что

он-то и есть государство, и не упустит случая под любым предлогом двинуть

рычаги, чтобы раздавить какое бы то ни было творческое меньшинство,

которое раздражает его всегда и всюду, будь то политика, наука или

производство.

Кончится это плачевно. Государство удушит окончательно

всякую социальную самодеятельность, и никакие новые семена уже не взойдут.

Общество вынудят жить для государства, человека - для государственной

машины. И поскольку это всего лишь машина, исправность и состояние

которой зависят от живой силы окружения, в конце концов государство,

высосав из общества все соки, выдохнется, зачахнет и умрет самой

мертвенной из смертей - ржавой смертью механизма.»[14]

Даже сегодня диктат государства – это апогей насилия и прямого действия,

возведенных в норму. Масса действует самовольно, сама по себе, через

безликий механизм государства.

III Заключение

В испанской философии XX века Ортеге неоспоримо принадлежит место не

«первого среди равных», а первого философа в собственном смысле слова. Его

учение оказало огромное влияние на весь испаноязычный мир и других

мыслителей Европы.

Ортего показывает нам, что XX век со всей очевидностью создает новую,

несходную с XIX веком историческую ситуацию, резко отличную всех прежних

веков мировой истории.

Наиболее наглядный и очевидный показатель происшедшего исторического сдвига

усматривается в огромном увеличении массы людей. Ведь прошлый век не только

способствовал развитию науки и техники, но и в несколько раз увеличил

население планеты, особенно больших городов. Но вместе с тем, создав новые,

почти безграничные источники богатства и комфорта, он дал большой массе

людей ощущение легкости жизни, лишил ее нравственной требовательности к

себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и

традиционным нормам общественной морали. Этот исторический феномен X.

Ортега-и-Гассет называет “восстание масс”.

Характерной чертой современного общества, считает он, стала его странная

уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох. Так же одной из

характерных черт общества стала растерянность, безрассудное и непонятное

метание его во времени и культуре.

Он пишет, что XIX век стал по существу революционным, но не потому, что он

стал известен многочисленными потрясениями, а потому, что он поставил

заурядного человека, то есть огромные социальные массы, в совершенно новые

жизненные условия, радикально противоположные прежним.

Ортега развивает мысль о том, что современное общество и его культура

поражены тяжелой болезнью – засильем бездуховного, лишенного каких-либо

стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым

государствам.

Взгляды Ортеги-и-Гассета отнюдь не следует уподоблять марксистскому учению

о “революционных массах”, делающих историю. Для испанского философа человек

“массы” – это не обездоленный и эксплуатируемый труженик, готовый к

революционному подвигу, а прежде всего средний индивид, “всякий и каждый,

кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же,

“как и все”, и не только не удручен, но и доволен собственной

неотличимостью”

В основе восстания масс, подчеркивает Ортега, лежит замкнутость души

массового человека. Дело в том, что человек массы считает себя совершенным,

он никогда не сомневается в своем совершенстве, его вера в себя поистине

подобна райской вере. Замкнутость души лишает его возможности познать свое

несовершенство, так как единственный путь к этому познанию – сравнение себя

с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы,

переселиться в своего ближнего. Однако человек массы совсем неглуп.

Наоборот, он действительно гораздо умнее, гораздо способнее, чем все его

предки. Но эти способности ему не впрок: сознавая, что он обладает ими, он

еще больше замкнулся в себе и не пользуется ими.

Ортего говорит о наихудшей из опасностей, грозящей европейской

цивилизации. Как и все прочие угрозы, она рождена самой

цивилизацией и, больше того, составляет ее славу. Это современное для

Хосе Государство. Он пишет: « В наши дни государство стало

чудовищной машиной немыслимых возможностей, которая действует

фантастически точно и оперативно. Это средоточие общества, и

достаточно нажатия кнопки, чтобы гигантские рычаги молниеносно обработали

каждую пядь социального тела.»

Даже сегодня диктат государства – это апогей насилия и прямого действия,

возведенных в норму. Масса действует самовольно, сама по себе, через

безликий механизм государства.

Написанное под впечатлением первой мировой войны и накануне второй эссе

Ортеги “Восстание масс” стало рассматриваться как пророческое, чему

способствовали и последующие события: появление таких примеров социальной

“патологии”, как фашизм, нацизм и сталинизм с их массовым конформизмом,

ненавистью к гуманистическому наследию прошлого, безудержным

самовосхвалением и использованием наиболее примитивных наклонностей

человеческой природы. В последствии «Восстания масс» многими читателями

был воспринят как пророчество грядущей катастрофы Запада.

IV Список используемой литературы:

1. Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.

2. Хосе Ортега-и-Гассет «Избранные труды» М. 2000.

3. Ольшанский Д.В. «Основы политической психологии» Екат. 2001.

4. Ольшанский Д.В. «Политико-психологический словарь» Екат. 2002.

5. http://kharoozo.narod.ru/Books/Ortega_I_Gasset/Ortega.html

-----------------------

[1] Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс». М.: Ермак. 2003

[2] Там же

[3] Указ соч.

[4] Указ соч.

[5] Указ соч.

[6] Указ соч.

[7] Там же

[8] Там же

[9] Там же

[10] Указ соч.

[11] Указ соч.

[12] Там же.

[13] Указ соч.

[14] Там же.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.