авторов, соблюдающих и требующих табу на поиск путей интеграции основных
естественнонаучных, технических и общественно-научных понятий и законов. Но
ведь развивать ту или иную, в том числе общественную, науку независимо от
других наук можно только в тех рамках, в которых они обладают относительной
самостоятельностью. И не более того! Как только такие рамки объективно
оказываются найденными, на возникающие в это время вопросы данная наука уже
не способна ответить. Она вынуждена обращаться к другим наукам. Так, между
всеми науками неизбежно возникает и пульсирует своеобразный "идейный ток".
Он и превращает все многообразие научного знания в единое целое, в единую
науку. (Размышления над законами движения этого "идейного тока" позволяют
видеть некоторые новые моменты известной теоремы неполноты Геделя.)
Но дело не только в синтетическом характере объекта экологического
исследования. Более существенно то, что каждая из рассматриваемых групп
наук, входя в единую систему науки, вместе с тем обладает своими
специфическими особенностями. Эта специфика ведет к своеобразной
взаимодополнительности общественных, естественных и технических наук.
Так, обращаясь к взаимодействию общества и природы, социальное
познание ставит и изучает вопросы о том, каковы цели, преследуемые
человеком в этом взаимодействии, на какие ценности он опирается или должен
опираться в своей преобразующей деятельности, какими будут социальные
последствия в случае, если общество выберет тот или иной курс действий в
своих взаимоотношениях с природой.
Естествознание открывает принципиально новые возможности для взаимодействия
человека с природой и вместе с тем выявляет допустимые по тем или иным
параметрам пределы вмешательства человека в ход естественных процессов. Что
касается технических наук, то в сферу их интересов входит прежде всего
создание и совершенствование средств взаимодействия общества и природы,
причем таких средств, которые были бы не только эффективны экономически, но
и приемлемы с точки зрения социальной и экологической.
Очевидно, таким образом, что, если говорить о будущем, то для
построения единой теории взаимодействия общества и природы, для
рационального управления этим взаимодействием существенно важна
взаимодополнительность познавательных средств и подходов общественных,
естественных и технических наук. Но не менее важно и то, что такая
взаимодополнительность оказывается необходимой и при решении конкретных и
неотложных экологических проблем.
Сходная ситуация складывается и в такой сравнительно недавно
возникшей и интенсивно развивающейся отрасли знания, как эргономика. Ее
задача – целостное проектирование и оптимизация трудовой деятельности
человека, оперирующего с современными техническими устройствами и
системами. Существует множество научных дисциплин, занятых изучением труда.
Здесь и социология труда, и инженерная психология, и техническая эстетика,
и физиология, и биомеханика, и гигиена труда. Наряду с этим многие
естественные и технические науки исследуют и разрабатывают средства труда,
такие, как современные высокомеханизированные и автоматизированные
технические системы. Что же касается эргономики, то она, конечно, опирается
на данные всех наук: общественных, естественных и технических, так или
иначе изучающих труд. Однако она имеет особый объект исследования: системы
"человек – машина – окружающая среда", которые она рассматривает в их
целостности, во взаимодействии их компонентов. Такой комплексный подход –
необходимое условие для создания новой техники, которая, обладая высокой
производительностью, надежностью и экономичностью, может способствовать
достижению социальных результатов – сохранению здоровья людей и развитию
личности в процессе труда, повышению содержательности, эффективности и
качества человеческой деятельности как в сфере труда, так и везде, где
человеку приходится вступать в контакт с современной техникой.
Обе рассмотренные проблемы можно интегрировать в качестве составных
частей столь глобальной проблемы, как управление ходом научно-технической
революции. Сюда входит выявление и изучение основных тенденций и вариантов
НТР, анализ и оценка ее многообразных социальных последствий с тем, чтобы
иметь возможность заранее предвидеть и нейтрализовать возможные негативные
эффекты научно-технического прогресса.
В более конкретном выражении эта проблема выступает как проблема
всесторонней, комплексной оценки создаваемых и проектируемых
технологических процессов и новых типов оборудования. Очевидно, такая
комплексная оценка возможна только на основе тесной взаимосвязи между
основными группами наук. Особая роль принадлежит здесь наукам общественным,
призванным оценивать не только в целом, но и на уровне отдельных конкретных
научно-технических нововведений с точки зрения интересов общественного
развития и развития личности.
Развитие эргономики и экологии – яркие примеры того, что ученые все
чаще одновременно с крупными научно-техническими народнохозяйственными
проблемами решают вопросы большого социального значения. В этом –
характерная особенность научного поиска наших дней.
В итоге процесс внедрения теперь уже не может быть делом отдельных
талантов и умельцев, как и не может он опираться на старые организационные,
финансовые, экономические и другие элементы производства. И осмыслить его в
полной мере возможно только интегральными средствами науки, требующей ломки
устарелых привычек и показателей.
Усиление взаимодействия общественных, естественных и технических наук
уже сегодня ставит перед наукой новые проблемы и методологического, и
социально-организационного порядка. Коротко остановимся на некоторых из
них.
Прежде всего возникает вопрос о том, в каком отношении находятся эти
процессы к существующему дисциплинарному строению науки. Порой
высказывается точка зрения, согласно которой они ведут к некоей
всеобъемлющей и унифицированной науке будущего. "При этом,– справедливо
отмечает П. Н. Федосеев,– упрощенно толкуется афоризм К.Маркса об одной
науке будущего. Вся совокупность теоретических соображений и вся
исследовательская практика К.Маркса, Ф.Энгельса свидетельствуют о том, что
речь идет не о замене всех наук одной наукой, а об общности
методологических основ научных понятий и неизбежности их прогрессирующего
органического синтеза."[2].
Действительно, как мы видели, взаимодействие наук осуществляется не
"вообще", а в связи с изучением конкретных практических и научных проблем и
ведет к образованию новых блоков, комплексов общественно-научного,
естественнонаучного и технического знания. За этим взаимодействием,
следовательно, стоят процессы не только интеграции, но и дифференциации
научного знания, появления новых исследовательских областей и направлений.
Можно, таким образом, утверждать, что усиливающаяся взаимосвязь наук
никоим образом не совпадает с ликвидацией выработанной в ходе многовекового
развития науки дисциплинарной формы организации научной деятельности, тем
более что сама эта форма обладает достаточной гибкостью для того, чтобы не
только существовать, но и быть эффективной в новых, быстро меняющихся
условиях.
Не отменяя сложившейся структуры научного знания, усиливающееся
взаимодействие общественных, естественных и технических наук оказывает все
более заметное воздействие как на методологию научного познания, так и на
организацию научных исследований.
Комплексность – важнейшая черта современной науки, необходимейшее
условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект,
охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи. В современной
науке изучаемый объект рассматривается, как правило, не с точки зрения
отдельных, относительно обособленных его сторон, а именно как единое целое.
Здесь требуется единство анализа и синтеза. Значит, все науки без
исключения, изучая какой-либо объект с разных сторон, должны все время
исходить из его целостности, учитывать нераздельность и взаимовлияние всех
его аспектов и проявлений.
Один из важных и показательных результатов усиливающегося
взаимодействия наук – возникновение и распространение в современном
познании широких научных подходов и методов (кибернетики, теории
информации, системного исследования и т. д.), которые находят применение в
самых разных сферах науки, при изучении объектов самого различного
содержания. Дальнейшее развитие таких научных подходов и методов, введение
их в повседневный обиход – еще один путь к укреплению взаимосвязи
общественных, естественных и технических наук.
Задачи и проблемы взаимодействия наук на примере биологии и физики.
В познании свойств живой материи в последнее время все большую и
большую роль играют химия и физика. В конце XIX века развитие органической
химии привело к возникновению биохимии, которая сформировалась в
самостоятельную науку, достигшую в настоящее время высокого уровня
развития.
Труднее проникала в биологию физика. Еще в прошлом столетии, по мере
развития физики, делались многочисленные попытки использовать ее методы и
теории для изучения и понимания природы биологических явлений. При этом на
живые ткани и клетки смотрели как на физические системы и не учитывали
того, что основную определяющую роль в этих системак играет химия. Именно
поэтому попытки подойти к биологическим объектам с чисто физических позиций
носили наивный характер.
Основным методом этого направления являлись поиски аналогий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5