Рефераты. Взаимодействие наук






авторов, соблюдающих и требующих табу на поиск путей интеграции основных

естественнонаучных, технических и общественно-научных понятий и законов. Но

ведь развивать ту или иную, в том числе общественную, науку независимо от

других наук можно только в тех рамках, в которых они обладают относительной

самостоятельностью. И не более того! Как только такие рамки объективно

оказываются найденными, на возникающие в это время вопросы данная наука уже

не способна ответить. Она вынуждена обращаться к другим наукам. Так, между

всеми науками неизбежно возникает и пульсирует своеобразный "идейный ток".

Он и превращает все многообразие научного знания в единое целое, в единую

науку. (Размышления над законами движения этого "идейного тока" позволяют

видеть некоторые новые моменты известной теоремы неполноты Геделя.)

Но дело не только в синтетическом характере объекта экологического

исследования. Более существенно то, что каждая из рассматриваемых групп

наук, входя в единую систему науки, вместе с тем обладает своими

специфическими особенностями. Эта специфика ведет к своеобразной

взаимодополнительности общественных, естественных и технических наук.

Так, обращаясь к взаимодействию общества и природы, социальное

познание ставит и изучает вопросы о том, каковы цели, преследуемые

человеком в этом взаимодействии, на какие ценности он опирается или должен

опираться в своей преобразующей деятельности, какими будут социальные

последствия в случае, если общество выберет тот или иной курс действий в

своих взаимоотношениях с природой.

Естествознание открывает принципиально новые возможности для взаимодействия

человека с природой и вместе с тем выявляет допустимые по тем или иным

параметрам пределы вмешательства человека в ход естественных процессов. Что

касается технических наук, то в сферу их интересов входит прежде всего

создание и совершенствование средств взаимодействия общества и природы,

причем таких средств, которые были бы не только эффективны экономически, но

и приемлемы с точки зрения социальной и экологической.

Очевидно, таким образом, что, если говорить о будущем, то для

построения единой теории взаимодействия общества и природы, для

рационального управления этим взаимодействием существенно важна

взаимодополнительность познавательных средств и подходов общественных,

естественных и технических наук. Но не менее важно и то, что такая

взаимодополнительность оказывается необходимой и при решении конкретных и

неотложных экологических проблем.

Сходная ситуация складывается и в такой сравнительно недавно

возникшей и интенсивно развивающейся отрасли знания, как эргономика. Ее

задача – целостное проектирование и оптимизация трудовой деятельности

человека, оперирующего с современными техническими устройствами и

системами. Существует множество научных дисциплин, занятых изучением труда.

Здесь и социология труда, и инженерная психология, и техническая эстетика,

и физиология, и биомеханика, и гигиена труда. Наряду с этим многие

естественные и технические науки исследуют и разрабатывают средства труда,

такие, как современные высокомеханизированные и автоматизированные

технические системы. Что же касается эргономики, то она, конечно, опирается

на данные всех наук: общественных, естественных и технических, так или

иначе изучающих труд. Однако она имеет особый объект исследования: системы

"человек – машина – окружающая среда", которые она рассматривает в их

целостности, во взаимодействии их компонентов. Такой комплексный подход –

необходимое условие для создания новой техники, которая, обладая высокой

производительностью, надежностью и экономичностью, может способствовать

достижению социальных результатов – сохранению здоровья людей и развитию

личности в процессе труда, повышению содержательности, эффективности и

качества человеческой деятельности как в сфере труда, так и везде, где

человеку приходится вступать в контакт с современной техникой.

Обе рассмотренные проблемы можно интегрировать в качестве составных

частей столь глобальной проблемы, как управление ходом научно-технической

революции. Сюда входит выявление и изучение основных тенденций и вариантов

НТР, анализ и оценка ее многообразных социальных последствий с тем, чтобы

иметь возможность заранее предвидеть и нейтрализовать возможные негативные

эффекты научно-технического прогресса.

В более конкретном выражении эта проблема выступает как проблема

всесторонней, комплексной оценки создаваемых и проектируемых

технологических процессов и новых типов оборудования. Очевидно, такая

комплексная оценка возможна только на основе тесной взаимосвязи между

основными группами наук. Особая роль принадлежит здесь наукам общественным,

призванным оценивать не только в целом, но и на уровне отдельных конкретных

научно-технических нововведений с точки зрения интересов общественного

развития и развития личности.

Развитие эргономики и экологии – яркие примеры того, что ученые все

чаще одновременно с крупными научно-техническими народнохозяйственными

проблемами решают вопросы большого социального значения. В этом –

характерная особенность научного поиска наших дней.

В итоге процесс внедрения теперь уже не может быть делом отдельных

талантов и умельцев, как и не может он опираться на старые организационные,

финансовые, экономические и другие элементы производства. И осмыслить его в

полной мере возможно только интегральными средствами науки, требующей ломки

устарелых привычек и показателей.

Усиление взаимодействия общественных, естественных и технических наук

уже сегодня ставит перед наукой новые проблемы и методологического, и

социально-организационного порядка. Коротко остановимся на некоторых из

них.

Прежде всего возникает вопрос о том, в каком отношении находятся эти

процессы к существующему дисциплинарному строению науки. Порой

высказывается точка зрения, согласно которой они ведут к некоей

всеобъемлющей и унифицированной науке будущего. "При этом,– справедливо

отмечает П. Н. Федосеев,– упрощенно толкуется афоризм К.Маркса об одной

науке будущего. Вся совокупность теоретических соображений и вся

исследовательская практика К.Маркса, Ф.Энгельса свидетельствуют о том, что

речь идет не о замене всех наук одной наукой, а об общности

методологических основ научных понятий и неизбежности их прогрессирующего

органического синтеза."[2].

Действительно, как мы видели, взаимодействие наук осуществляется не

"вообще", а в связи с изучением конкретных практических и научных проблем и

ведет к образованию новых блоков, комплексов общественно-научного,

естественнонаучного и технического знания. За этим взаимодействием,

следовательно, стоят процессы не только интеграции, но и дифференциации

научного знания, появления новых исследовательских областей и направлений.

Можно, таким образом, утверждать, что усиливающаяся взаимосвязь наук

никоим образом не совпадает с ликвидацией выработанной в ходе многовекового

развития науки дисциплинарной формы организации научной деятельности, тем

более что сама эта форма обладает достаточной гибкостью для того, чтобы не

только существовать, но и быть эффективной в новых, быстро меняющихся

условиях.

Не отменяя сложившейся структуры научного знания, усиливающееся

взаимодействие общественных, естественных и технических наук оказывает все

более заметное воздействие как на методологию научного познания, так и на

организацию научных исследований.

Комплексность – важнейшая черта современной науки, необходимейшее

условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект,

охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи. В современной

науке изучаемый объект рассматривается, как правило, не с точки зрения

отдельных, относительно обособленных его сторон, а именно как единое целое.

Здесь требуется единство анализа и синтеза. Значит, все науки без

исключения, изучая какой-либо объект с разных сторон, должны все время

исходить из его целостности, учитывать нераздельность и взаимовлияние всех

его аспектов и проявлений.

Один из важных и показательных результатов усиливающегося

взаимодействия наук – возникновение и распространение в современном

познании широких научных подходов и методов (кибернетики, теории

информации, системного исследования и т. д.), которые находят применение в

самых разных сферах науки, при изучении объектов самого различного

содержания. Дальнейшее развитие таких научных подходов и методов, введение

их в повседневный обиход – еще один путь к укреплению взаимосвязи

общественных, естественных и технических наук.

Задачи и проблемы взаимодействия наук на примере биологии и физики.

В познании свойств живой материи в последнее время все большую и

большую роль играют химия и физика. В конце XIX века развитие органической

химии привело к возникновению биохимии, которая сформировалась в

самостоятельную науку, достигшую в настоящее время высокого уровня

развития.

Труднее проникала в биологию физика. Еще в прошлом столетии, по мере

развития физики, делались многочисленные попытки использовать ее методы и

теории для изучения и понимания природы биологических явлений. При этом на

живые ткани и клетки смотрели как на физические системы и не учитывали

того, что основную определяющую роль в этих системак играет химия. Именно

поэтому попытки подойти к биологическим объектам с чисто физических позиций

носили наивный характер.

Основным методом этого направления являлись поиски аналогий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.