Рефераты. Восточная философия: Даосизм, как национальная религия Китая






естественнонаучных знаний в Китае и совершенствованию технологических

процессов.

3. Применение идей даосизма в политической и социальной жизни. Эта линия

привела к появлению ортодоксального политического даосизма и к

еретическому политическому даосизму. В первом развилось учение о

правлении, основанное на недеянии, предположении совершенства монарха,

которое оправдывало его неограниченную власть. Второе, связанное с

народным движением старого Китая, выступало за уравнительные установки,

веру в мудрецов (как воплощение "Лао-цзы").

4. Общинный религиозный даосизм. Обслуживал локальные общины, не затронутые

конфуцианской пропагандой. Проявлялся в экзотерических ритуалах, очищении

местности от вредоносных влияний, погребальных обрядах.

5. Монастырский даосизм (буддизированный) представлял собой реакцию на

проникновение буддизма в китайское общество.

Сюнь Дишань считал, что для китайской культуры знание конфуцианства

дает меньше, чем даосизм. Жизнь и идеалы китайцев пронизаны даосскими

идеями.

Религиозный даосизм не отделим от культуры традиционного Китая и ее

особенностей. Даосизм постепенно расространился в Японию, Корею, Вьетнам,

Камбоджу. Но во Вьетнаме присутствовали только элементы даосизма в

недаосских культах, там не было даосского духовентства. В Камбодже были

даосские монастыри, но в них не было даосских божеств. В Японии были

приняты учения о бессмертии, алхимия, гимнастика. Но в эту страну не прибыл

ни один даосский священник, не было построено ни одного храма.

Универсальные потенции даосизма оставались нереализованнымию Причины

этого заключались в организационной аморфности и рыхлости даосизма. Кроме

этого даосы воздерживались от проповедей.

Даосизм - одна из национальных религий Китая. Если конфуцианство

скорее этико-политическое учение, то даосизм - собственно национальная

религия.

Даосская идея совершенного правления развивалась параллельно с

конфуцианством. Вера в мандат неба ("тянь ши") для добродетельного монарха

была органической частью религиозного даосизма ("тянь ши" - мудрец,

выполняющий функции монарха в период междуцарствия, "го ши" - советник,

наделенный мандатом неба, легитимный правитель). Даосизм и конфуцианство не

всегда были противоположны.

Часто даосизм впитывал в себя многочисленные конфуцианские идеи,

многие социально-политические взгляды являлись даосско-конфуцианским

синтезом. "Небесные наставники" пользовались правом определять бога-

покровителя ("чэн хуан") для любого китайского города. Многие конфуцианцы

писали тексты даосских литургий для блага императорской семьи.

Д. Легг, Л. Виллер писали, что даосизм VI-IV вв. до н. э. начался с

философии "Лао-цзы", развивался у "Чжуан-цзы" и пришел в упадок у "Ле-цзы".

Ко времени Поздней Хань (I-II вв. н. э.) он окончательно выродился,

превратившись в смесь суеверия, алхимии, магии и колдовства.

Вставал вопрос: что является религией, что философией? Легг признавал

чистоту только "Дао-дэ-цзина" (без суеверий, религии). Но с другой стороны,

странен факт вырождения философии в религию с теологией весьма не высокого

уровня, тогда как обычно религия при развитии содержит теоретический

фундамент в виде жесткой догматики и спекуляций, часто граничащих с

религиозной философией. Религия и философия - разные, но часто

взаимодействующие формы. Игнорирования роли мифологии и религии в

древнедаосской философии были не научного характера.

А. Масперо - первый ученый, отказавшийся от противопоставления раннего

и позднего даосизма. Указывал на то, что религиозная практика, традиционно

считавшаяся позднедаосской, реально предшествовала философии "Лао-цзы" и

"Чжуан-цзы". С другой стороны все памятники философского даосизма пронизаны

указаниями на существование даосской религиозной практики и методов

обретения Дао.

Для Масперо даосизм - религия личностная, в отличие от общинных форм

религии, ничего не говорящих о спасении (например, конфуцианство). Истоки

даосизма лежат в незапамятной древности, а школы "Лао-цзы" и "Чжуан-цзы" -

являются не исходным даосизмом, а лишь теченииями или направлениями в общем

потоке становящейся даосской традиции, школой с философской тенденцией.

Интересное обоснование общности раннедаосских и позднедаосских

концепций дал В. Нидэм. Он показал, что поиски бессмертия не противоречат

таким фундаментальным даосским понятиям, как "ву-вэй" ("недеяние") и "цзы

жань" ("самоестественность"). Если "ву вэй" - непротиводействие природе, то

ведь и поиски бессмертия можно рассматривать как использование самой

природы для достижения совершенства.

Многие позднедаосские понятия восходят к глубокой древности. Например,

почитавшееся в VI в. божество "Тянь Хуан" ("Небесный августейший") восходит

к Чжоу Ли, где оно выступает, как воздающее награды и наказания воплощение

небесной воли ("тянь чжи").

Попытки противопоставить ранний и поздний даосизм логически

несовместимы, ибо религия вообще не может быть адекватно представлена в

качестве логически упорядоченной системы последовательных положений. И в

раннем, и в позднем даосизме интерес к проблеме спасения был одинаково

интенсивен (Н. Ж. Жирардо). Он создал схему становления даосизма от его

зарождения до появления организованных направлений при Поздней Хань:

1. Период древних протодаосских религиозных верований шаманского типа,

формирование религиозной практики и стихийное складывание

мировоззренческих моделелей (IV-III вв. до н. э.)

2. Период рационализации мировоззрения. Подведение философской базы и

письменная фиксация ее в текстах. Появление школ "Лао-цзы", "Чжуан-цзы",

натурфилософии, "инь-янь", систем обретения бессмертия и медитативного

созерцания.

3. Сближение различных школ и направлений, включение новых течений.

Формирование целостного даосского мировоззрения.

4. Первые организованные даосские направления и школы: ортодоксальные и

еретические.

В дальнейшем под даосизмом будет пониматься национальная китайская

религия, обладающая собственной спецификой и отличная как от других

организованных религий, получивших распространение в Китае, так и от

народных верований и культов, с которыми она, однако, тесно связана,

возникшая в середине I тыс. до н. э. на основе религиозных верований

шаманского типа и окончательно сформировавшаяся в первые века нашей эры.

Даосизм и алхимия

Алхимия - в социальной значимости для китайского народа может быть отнесена

к неортодоксальным наукам, так как не входила в число официально одобренных

и ценных с точки зрения господствующего конфуцианства наук.

Алхимия - наука о бессмертии. Делится на внутреннюю (поиск эликсира

бессмертия) и внешнюю (эликсир находится в самом теле, рассматривающемся,

как микрокосм).

Н. Сивин писал, что: внешняя алхимия более близка к физике, чем к

химии, так как алхимики стремились моделировать космический процесс, а не

исследовать химические реакции. Считал алхимию не просто наукой, а

традиционной формой науки. Ряд руководств по алхимии ближе к современному

лабораторному руководству, чем некоторые другие в древней литературе.

Алхимия направлена на достижение практической пользы. Китайская алхимия -

область традиционной китайской науки, предметом которой является

достижение бессмертия. Она оперирует веществами, добытыми путем

моделирования космического процесса в сжатые временные интервалы.

Внутренняя алхимия по сути является йогическим психическим тренингом,

направленным на трансформацию психосоматических характеристик адепта,

создание бессмертного тела и соответствующего емупросветленного сознания.

В процессе алхимического действа алхимик имеет дело прежде всего с

космологическими существами, скрытыми под грубою корою вещества. Не

обыденные свинец и ртуть были субстанциями, а силы "инь-янь", первозданный

хаос, 5 первоэлементов.

К специфическим представлениям относится и признание тезиса о

возможности искусственно ускорять процесс трансмутации, совершаемому

согласно алхимии в природе через нагревание. Отсюда особенное внимание к

огню и его роли в ходе сжатия временных циклов.

Во внутренней алхимии учение о периоде согревания огнем ("хо хоу")

превратилось в теорию применения дыхательных упражнений (аналогия с

кузнечными мехами).

"Инь", "янь" в алхимии

Весь алхимический процесс описывается через определенноые операции с

триграммами кань, символизирующими апостериорные пневмы "инь" и "янь".

Создание бессмертного зародыша ("сянь тай") описывалось через обмен частей

этих триграмм. Такой инструментарий возник во внешней алхимии, развился во

внутренюю. Нумерология в алхимии выступала методологией в чистом виде. 3,

5, 1 - творящая триада (сань цай), пять первостихий, 3 - символическое

число стихии дерева, 2 - число стихии огня. Их сумма равна пяти. 5 - число

стихии почвы (земля; единение инь и янь; центр). 1 - число стихии воды, 4 -

стихия металлов. Их сумма опять равна пяти (число почвы). Эти три пятерки

формируют три семьи. В процессе внутренней алхимии эти три семьи

соединяются, образуя триединую пневму бессмертного зародыша (истинная

пневма).

Отношение 3:5 - ключ к тайным методам обретения бессмертия, оно

определяет ритм дыхания при упражнении "тай хэ" ("великая гармония"). Таким

образом, методология алхимии обусловливает и ее язык описания, основой

которого является нумерологический язык. Второй пласт этого языка -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.