Рефераты. Восточная философия: Даосизм, как национальная религия Китая






признающая его в качестве целей для людей низшего уровня), так и к жесткой

фиксации поведения адепта, противоположной нормам «самоестественности» и

«беззаботного скитания»

Тот факт, что древним даосам даже не приходит мысль о том, что

сновидение, порожденное сознанием, может быть аналогией мира бодрствования,

также порожденного силой сознания, лишний раз подтверждает правильность

тезиса А. И. Кобзева об отсутствии в древнем Китае развитых идеалистических

школ. Только в средние века под влиянием буддизма автор «Гуань Инь-цзы»

(VIII—XII вв.) уподобит мир сновидения, созданный мыслью ("сы чэн чжи"),

миру бодрствования, идеальный характер которого также допускается.

Особенность же решения «Чжуан-цзы» проблемы «сон-бодрствование» еще раз.

оттеняет резкие отличия китайского мировосприятия от индийского: натурализм

первого и онтологизированный (в брахманизме) психологизм второго.

"Лао-цзы" и "Чжуан-цзы" являются первыми важнейшими "корнями" даосской

традиции, первыми и важнейшими, но не единственными

Начало следующего периода знаменует текст, в настоящее время известный

как "Книга великого равенства" ("Тайпин цзин").

Во-первых, учение "Тайпин цзина" в целом связано отнюдь не с ересью

сокрушивших Хань "Желтых повязок" (их учение "Тайпин дао"), а с ортодоксией

"Небесных наставников", учение которых текст предвосхищал. Во-вторых, идеи,

подготовившие начало институциализации даосизма Чжан Даолином и его

потомками уже в I в., носились в воздухе—в "Тайпин цзине" появляется фигура

"Небесного наставника", но пока еще в виде небесного божества, сообщающего

свои откровения.

Учение "Tайпин цзина" было последней ступенью, предшествовавшей началу

организационного оформления даосизма, первенцем чего явилась школа "Пути

истинного единства" ("чжy" и дао), или "Пути Небесных наставников"

Ее формирование связано с мифом о новом пришествии ("синь чу"). "Лао-

цзы" в 145 г. и его откровением о новом миропорядке своему "наместнику" на

земле Чжан Даолину. Согласно этому учению, вселенной управляют три пневмы

("сань ци")— "Сокровенная" ("сюань"), "Изначальная" ("юань") и

"Первоначальная" ("ши"), которые порождают Небо, Землю и Воду.

Дети вступали в общину в возрасте семи лет. Они подписывали договор, в

котором указывались наставники, небесные божественные покровители, которых

якобы можно было вызвать молитвами или визуализацией.

Детей после данного посвящения называли "новичками реестра" ("лу

шэн"), и они должны были выполнять 5 заповедей: "не убивать, не воровать,

не прелюбодействовать, не пить вина и не лгать". Им запрещалось молится

иным божествам и поклоняться предкам.

Следующая ступень посвящения (также для детей) связана с получением

"Реестра десяти генералов", знаменующего возрастание возможностей к

созданию "покровителей" из пневмы своего тела и предполагающего увеличение

числа соблюдаемых заповедей

Если человек желает стать духовным лицом, то он проходит еще одно

посвящение и становится "наставником" ("ши") и "чиновником" ("гуань"),

обязанным следовать 180 заповедям, часть из которых предполагает заботу об

окружающей природе.

Взрослые люди проходят третье посвящение, приобретая реестр с именами

75 генералов, причем у мужчин и женщин реестры -отличаются. Женский реестр

называется "Высшие духовные силы" ("шан лин"), а мужской — "Высшие

бессмертные" ("шан сянь"). При браке оба реестра комбинируются, составляя

силы 150 духов, что является высшей ступенью посвящения для мирян.

В целом утопия "Небесных наставников" была направлена на обретение

спасения, понимаемого в чисто религиозном смысле, что и позволило движению

"Пути истинного единства" стать первой даосской церковью,

институциализированным даосским направлением.

Учение о бессмертии

Доктрина бессмертия претерпевала изменения по мере развития, возникла

в даосизме из-за:

1. неразвитости учения о духовном бессмертии в древнем Китае;

2. предпосылки веры в человеческое бессмертие через бесконечное продление

жизни.

Даосская философия возникла в период кризиса архаичной религии и

питающего его мифологического мышления.

Цари после смерти становились слугами Небесного Верховного императора,

простым людям отказывали в бессмертии. Позже Цзы-чань (Цзо-чжуани) писал

уже о бессмертии и аристократов, и простых людей.

Классический взгляд о существовании душ: "хунь" (разумная душа)

-отвечает за жизнедеятельность и "по" (животная душа) - ментальность. Хунь

(их 3) после смерти превращаются в "шэнь" (дух), существуют так, затем

растворяется в небесной пневме. "По" (8) превращаются в демона, призрака

("гуй"), потом отправляются в подземный мир к желтым источникам. Тело -

единственная нить, связывающая души воедино. В этом виде "ци" вошло в

даосизм. Чтобы сделать бессмертным дух - требуется сделать бессмертным

тело.

Даосизм и народные верования

Японские исследователи (в отличие от западных) считали, что даосизм и

национальные китайские верования - это одно и то же. Отечественный ученый

Сивин считал даосизм высокоорганизованнным, ограниченным культом ,

пантеоном и традицией преемственности. Народные верования не попадают в

собственно даосизм (выступал за четкое их разграничение).

Ортодоксальные даосские школы никогда не были оппозиционны к

правительству. Образование же автономного государства "Небесных

наставников" объяснялось географической изолированностью Сычуани, а не

династийными устремлениями Чжан Лу (Зайдель). Сам "Лао-цзы" для "Небесных

наставников" был лишь небесным божеством, а не вдохновителем к восстаниям

во имя всеобщего благоденствия.

Даосизм и народные верования - понятия далеко не тождественные, но

постоянно взаимодействующие. Из всех китайских религий только даосизм

наиболее тесно связан с народными верованиями, поскольку во многом вышел из

их недр, что подтверждает справедливость квалификации даосизма, как

национальной религии Китая. В позднем средневековье даосизм вступал в

отношения с другими учениями Китая.

Даосизм - религия или философия? Ранний и поздний даосизм

Проблема единства даосизма является одной из наиболее сложных. Это

связано с отношением раннего (философского) и позднего (религиозного)

даосизма. Эти направления принципиально различны, автономны и несинхронны.

Даосизм - религия средневекового Китая, возникшая в начале нашей эры.

Американский исследователь Скиппер К. М.считает, ранний и поздний даосизм

континуальными (различными фазами единой традиции). В философских текстах

присутствует религиозный пласт.

Для японских ученых даосизм - единая традиция, развертывающаяся на

различных уровнях (философском и религиозном).

Г. Крилл считал, что подлинен лишь философский даосизм периодов Чжань-

го и Ранней Хань, а появившаяся позже даосская религия никак с ним не

связана.

Большой авторитет даологии М. Стрикмэн ститает, что собственно

даосизмом является религиозный даосизм. Предложил не делить вообще даосизм

на религиозный и философский, понимая под даосизмом национальную китайскую

религию, сформированную во II в. н. э. Преполагается ее начало от Чжан

Даолина и Ранней Хань, якобы получивших от "Лао-цзы" божественное

откровение и право быть его наместником на земле с титулом "Небесных

наставников" ("тянь ши").

Учение "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" Стрикмэн считает протодаосскими, так

как они не пользовались самоназванием даосизм, которое сначало означало

просто "учение Пути" и прилагалось в период Чжань-го к самым различным

учениям: дао являлось универсальнным для китайской культуры в целом.

До периода Поздней Хань существовали различные традиции (автономные

учения), слившиеся в единый поток даосизма.

Таким образом, "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" приобрели статус даосских

тoлько после появления в начале нашей эры самого даоса, т. е. религии, в

которой их участие стало выполнять функции религиозной философии. Эта его

концепция разрушала исходное фундаментальное единство даосской традиции.

Даосизм древних текстов был плюралистичен и не мог быть рассмотрен,

как систематизированное единое целое. Даосизм нашей эры не возникал., а

организованно оформлялся. К. М. Скиппер: "преемственность традиций (Новое

откровение "Лао-цзы" для Чжан Даолиня) предполагало наличие предшествующего

старого откровения ("Дао-дэ-цзин")". Поэтому школа "Небесных наставников"

не являлась исходной точкой даосизма.

А. Ф. Райт (американский исследователь китайской культуры) не только

перечислил основные черты китайской культуры, но и выделил субтрадиции,

пытаясь указать на их связь.

Эти характеристики:

1. В даосе все явления сплетены в сеть взаимовлияющих сил. Возникает идея

потока - всеобщего изменения, становления. Примитивизм - индивидуализм и

общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте с минимумом

учености и целенаправленной активности.

2. Вера в возможность совершенства посредством различных методов

(мистического созерцания, диет, сексуальных практик, алхимии).

Субтрадиции:

1. Спекулятивная философия направлена на достижение совершенства через

единение с Дао, что выражается в литературе, живописи, отшельничестве.

Это направление привело к становлению дзэн-буддизма.

2. Внутренняя (направлена на обретение совершенства и бессмертия) и внешняя

(связанная с внутренней терминологией, методами) алхимия. Последняя

занималась трансмутацией металлов и изготовлением эликсира бессмертия.

Д.Нидэм писал, что внешняя алхимия привела к возникновению

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.