признающая его в качестве целей для людей низшего уровня), так и к жесткой
фиксации поведения адепта, противоположной нормам «самоестественности» и
«беззаботного скитания»
Тот факт, что древним даосам даже не приходит мысль о том, что
сновидение, порожденное сознанием, может быть аналогией мира бодрствования,
также порожденного силой сознания, лишний раз подтверждает правильность
тезиса А. И. Кобзева об отсутствии в древнем Китае развитых идеалистических
школ. Только в средние века под влиянием буддизма автор «Гуань Инь-цзы»
(VIII—XII вв.) уподобит мир сновидения, созданный мыслью ("сы чэн чжи"),
миру бодрствования, идеальный характер которого также допускается.
Особенность же решения «Чжуан-цзы» проблемы «сон-бодрствование» еще раз.
оттеняет резкие отличия китайского мировосприятия от индийского: натурализм
первого и онтологизированный (в брахманизме) психологизм второго.
"Лао-цзы" и "Чжуан-цзы" являются первыми важнейшими "корнями" даосской
традиции, первыми и важнейшими, но не единственными
Начало следующего периода знаменует текст, в настоящее время известный
как "Книга великого равенства" ("Тайпин цзин").
Во-первых, учение "Тайпин цзина" в целом связано отнюдь не с ересью
сокрушивших Хань "Желтых повязок" (их учение "Тайпин дао"), а с ортодоксией
"Небесных наставников", учение которых текст предвосхищал. Во-вторых, идеи,
подготовившие начало институциализации даосизма Чжан Даолином и его
потомками уже в I в., носились в воздухе—в "Тайпин цзине" появляется фигура
"Небесного наставника", но пока еще в виде небесного божества, сообщающего
свои откровения.
Учение "Tайпин цзина" было последней ступенью, предшествовавшей началу
организационного оформления даосизма, первенцем чего явилась школа "Пути
истинного единства" ("чжy" и дао), или "Пути Небесных наставников"
Ее формирование связано с мифом о новом пришествии ("синь чу"). "Лао-
цзы" в 145 г. и его откровением о новом миропорядке своему "наместнику" на
земле Чжан Даолину. Согласно этому учению, вселенной управляют три пневмы
("сань ци")— "Сокровенная" ("сюань"), "Изначальная" ("юань") и
"Первоначальная" ("ши"), которые порождают Небо, Землю и Воду.
Дети вступали в общину в возрасте семи лет. Они подписывали договор, в
котором указывались наставники, небесные божественные покровители, которых
якобы можно было вызвать молитвами или визуализацией.
Детей после данного посвящения называли "новичками реестра" ("лу
шэн"), и они должны были выполнять 5 заповедей: "не убивать, не воровать,
не прелюбодействовать, не пить вина и не лгать". Им запрещалось молится
иным божествам и поклоняться предкам.
Следующая ступень посвящения (также для детей) связана с получением
"Реестра десяти генералов", знаменующего возрастание возможностей к
созданию "покровителей" из пневмы своего тела и предполагающего увеличение
числа соблюдаемых заповедей
Если человек желает стать духовным лицом, то он проходит еще одно
посвящение и становится "наставником" ("ши") и "чиновником" ("гуань"),
обязанным следовать 180 заповедям, часть из которых предполагает заботу об
окружающей природе.
Взрослые люди проходят третье посвящение, приобретая реестр с именами
75 генералов, причем у мужчин и женщин реестры -отличаются. Женский реестр
называется "Высшие духовные силы" ("шан лин"), а мужской — "Высшие
бессмертные" ("шан сянь"). При браке оба реестра комбинируются, составляя
силы 150 духов, что является высшей ступенью посвящения для мирян.
В целом утопия "Небесных наставников" была направлена на обретение
спасения, понимаемого в чисто религиозном смысле, что и позволило движению
"Пути истинного единства" стать первой даосской церковью,
институциализированным даосским направлением.
Учение о бессмертии
Доктрина бессмертия претерпевала изменения по мере развития, возникла
в даосизме из-за:
1. неразвитости учения о духовном бессмертии в древнем Китае;
2. предпосылки веры в человеческое бессмертие через бесконечное продление
жизни.
Даосская философия возникла в период кризиса архаичной религии и
питающего его мифологического мышления.
Цари после смерти становились слугами Небесного Верховного императора,
простым людям отказывали в бессмертии. Позже Цзы-чань (Цзо-чжуани) писал
уже о бессмертии и аристократов, и простых людей.
Классический взгляд о существовании душ: "хунь" (разумная душа)
-отвечает за жизнедеятельность и "по" (животная душа) - ментальность. Хунь
(их 3) после смерти превращаются в "шэнь" (дух), существуют так, затем
растворяется в небесной пневме. "По" (8) превращаются в демона, призрака
("гуй"), потом отправляются в подземный мир к желтым источникам. Тело -
единственная нить, связывающая души воедино. В этом виде "ци" вошло в
даосизм. Чтобы сделать бессмертным дух - требуется сделать бессмертным
тело.
Даосизм и народные верования
Японские исследователи (в отличие от западных) считали, что даосизм и
национальные китайские верования - это одно и то же. Отечественный ученый
Сивин считал даосизм высокоорганизованнным, ограниченным культом ,
пантеоном и традицией преемственности. Народные верования не попадают в
собственно даосизм (выступал за четкое их разграничение).
Ортодоксальные даосские школы никогда не были оппозиционны к
правительству. Образование же автономного государства "Небесных
наставников" объяснялось географической изолированностью Сычуани, а не
династийными устремлениями Чжан Лу (Зайдель). Сам "Лао-цзы" для "Небесных
наставников" был лишь небесным божеством, а не вдохновителем к восстаниям
во имя всеобщего благоденствия.
Даосизм и народные верования - понятия далеко не тождественные, но
постоянно взаимодействующие. Из всех китайских религий только даосизм
наиболее тесно связан с народными верованиями, поскольку во многом вышел из
их недр, что подтверждает справедливость квалификации даосизма, как
национальной религии Китая. В позднем средневековье даосизм вступал в
отношения с другими учениями Китая.
Даосизм - религия или философия? Ранний и поздний даосизм
Проблема единства даосизма является одной из наиболее сложных. Это
связано с отношением раннего (философского) и позднего (религиозного)
даосизма. Эти направления принципиально различны, автономны и несинхронны.
Даосизм - религия средневекового Китая, возникшая в начале нашей эры.
Американский исследователь Скиппер К. М.считает, ранний и поздний даосизм
континуальными (различными фазами единой традиции). В философских текстах
присутствует религиозный пласт.
Для японских ученых даосизм - единая традиция, развертывающаяся на
различных уровнях (философском и религиозном).
Г. Крилл считал, что подлинен лишь философский даосизм периодов Чжань-
го и Ранней Хань, а появившаяся позже даосская религия никак с ним не
связана.
Большой авторитет даологии М. Стрикмэн ститает, что собственно
даосизмом является религиозный даосизм. Предложил не делить вообще даосизм
на религиозный и философский, понимая под даосизмом национальную китайскую
религию, сформированную во II в. н. э. Преполагается ее начало от Чжан
Даолина и Ранней Хань, якобы получивших от "Лао-цзы" божественное
откровение и право быть его наместником на земле с титулом "Небесных
наставников" ("тянь ши").
Учение "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" Стрикмэн считает протодаосскими, так
как они не пользовались самоназванием даосизм, которое сначало означало
просто "учение Пути" и прилагалось в период Чжань-го к самым различным
учениям: дао являлось универсальнным для китайской культуры в целом.
До периода Поздней Хань существовали различные традиции (автономные
учения), слившиеся в единый поток даосизма.
Таким образом, "Лао-цзы" и "Чжуань-цзы" приобрели статус даосских
тoлько после появления в начале нашей эры самого даоса, т. е. религии, в
которой их участие стало выполнять функции религиозной философии. Эта его
концепция разрушала исходное фундаментальное единство даосской традиции.
Даосизм древних текстов был плюралистичен и не мог быть рассмотрен,
как систематизированное единое целое. Даосизм нашей эры не возникал., а
организованно оформлялся. К. М. Скиппер: "преемственность традиций (Новое
откровение "Лао-цзы" для Чжан Даолиня) предполагало наличие предшествующего
старого откровения ("Дао-дэ-цзин")". Поэтому школа "Небесных наставников"
не являлась исходной точкой даосизма.
А. Ф. Райт (американский исследователь китайской культуры) не только
перечислил основные черты китайской культуры, но и выделил субтрадиции,
пытаясь указать на их связь.
Эти характеристики:
1. В даосе все явления сплетены в сеть взаимовлияющих сил. Возникает идея
потока - всеобщего изменения, становления. Примитивизм - индивидуализм и
общество улучшатся, если вернуться к первозданной простоте с минимумом
учености и целенаправленной активности.
2. Вера в возможность совершенства посредством различных методов
(мистического созерцания, диет, сексуальных практик, алхимии).
Субтрадиции:
1. Спекулятивная философия направлена на достижение совершенства через
единение с Дао, что выражается в литературе, живописи, отшельничестве.
Это направление привело к становлению дзэн-буддизма.
2. Внутренняя (направлена на обретение совершенства и бессмертия) и внешняя
(связанная с внутренней терминологией, методами) алхимия. Последняя
занималась трансмутацией металлов и изготовлением эликсира бессмертия.
Д.Нидэм писал, что внешняя алхимия привела к возникновению
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5