Рефераты. Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический






Уровни научного знания эмпирический, теоретический, метеотеоретический

Выступление

Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метотеоретический

Подготовил

Сысуев Вадим Николаевич

Кривой Рог

2000

Научное знание и сам процесс его получения характеризуются системностью и

структурированностью. Прежде всего в структуре научного принято выделять

эмпирический и теоретический уровни знания. А совокупность тех

исследовательских процедур, которые ведут к достижению знания на этих двух

уровнях, соответственно подразделяется на эмпирический и теоретический

этапы научного исследования.

Оснований для выделения эмпирического и теоретического этапов в

научном исследовании существует несколько. В частности, эти два этапа и

уровня в научном исследовании различаются но гносеологической

направленности исследования, по характеру и типу получаемого знания, по

используемым методам и формам познания, по познавательным функциям, по

соотношению чувственного и рационального коррелятов познания и ряду других

признаков.

По гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни

исследования различаются тем, что на эмпирическом уровне познание

ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без

углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе

познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и

сущностных связей между явлениями. На этом и основано различие в

познавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной

познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на

теоретическом — основной познавательной задачей является объяснение

изучаемых явлений. Наиболее четкое различие между двумя уровнями познания

проявляется в характере получаемых научных результатов. Основной формой

знания, получаемого на эмпирическом уровне, является научный факт и

совокупность эмпирических обобщений. На теоретическом уровне получаемое

знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых и

раскрывается сущность изучаемых явлений. Соответственно различаются и

методы, используемые при получении этих типов знаний. Основными методами,

используемыми на эмпирическом этапе познания, являются наблюдение,

эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этане познания

используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и

дедукция, аналогия, гипотеза и др.

Различие между эмпирическим и теоретическим этапами познания

проявляется также в различном соотношении чувственного и рационального

коррелятов познавательной деятельности. Прежде чем обсуждать этот вопрос,

следует остановиться на проблеме соотношения пар категорий

«чувственное—рациональное» и «эмпирическое—теоретическое». До становления в

методологии и философии второй пары категорий первая пар категорий

употреблялась в различных смыслах. Прежде всего «чувственное» и

«рациональное» использовались для обозначения двух видов познавательных

способностей человека. Чувственная познавательная способность проявляется в

ощущениях, восприятиях, представлениях. Рациональность же проявляется и

способности к понятийному мышлению, суждению и умозаключению. Во втором

смысле «чувственное» и «рациональное» употреблялись для обозначения этапов

и уровней познания, ступеней познания, типов знания. К настоящему времени

второй смысл понятий «чувственное» и «рациональное» целиком закреплен за

парой категорий «теоретическое—эмпирическое». «Чувственное» и

«рациональное» характеризуют лишь познавательные способности человека, но

не этапы или виды знания. В своем использовании в человеческом познании они

не оторваны друг от друга. Не может быть чувственного знания как такового и

рационального знания как такового, хотя можно выделять эмпирический и

теоретический тины знания. Соотношение же чувственного и рационального

коррелятов в эмпирическом и теоретическом познании различное. В

эмпирическом познании доминирует чувственный коррелят, а в теоретическим —

рациональный. Соответственно различное соотношение чувственного и

рационального коррелятов находит свое отражение и в методах, используемых

на каждом этапе. Ясно, что метод наблюдения, используемый на эмпирическом

этапе, базируется в основном на чувственной познавательной способности, но

в той степени, в какой наблюдение имеет целенаправленный характер, а его

результаты фиксируются в языковой форме, оно включает в себя и

использование рационального познания. Аналогичным образом, поскольку на

теоретическом этапе в основном используется способность к абстрактному,

понятийному мышлению, в нем доминирует рациональный коррелят, но в той

степени, в какой любое понятие ассоциируется с определенной совокупностью

восприятии, представлений и наглядных образов, в нем присутствует и

чувственная компонента.

Следует, однако, иметь в виду, что при всех различиях жесткой границы

между эмпирическим и теоретическим познанием не существует. Так,

эмпирическое исследование, хотя и ориентировано на познание и фиксацию

явлений, постоянно прорывается на уровень сущности, а теоретическое

исследование ищет подтверждения правильности своих результатов в эмпирии.

Эксперимент, будучи во многих науках основным методом эмпирического

познания, всегда теоретически нагружен, а любая самая абстрактная теория

должна всегда иметь эмпирическую интерпретацию. Но при всей

неопределенности границ между эмпирическим и теоретическим знанием введение

этих категории, безусловно, знаменовало собой прогресс в развитии

методологии науки, поскольку способствовало конкретизации наших

представлений о структуре познавательной деятельности в науке. В частности,

использование этих категорий позволило уточнить структуру научного познания

в целом, способствовало формированию более конструктивного подхода к

решению проблемы эмпирического обоснования научного знания, привело к более

полному выявлению специфики теоретического мышления в научном исследовании,

позволило уточнить логическую структуру выполнения наукой основных

познавательных функций, а также содействовало решению многих

фундаментальных проблем логики и методологии научного познания. За

последнее время советские философы внесли существенный вклад в разработку

этих категорий. Учитывая разработанность этих категорий, мы рекомендуем

студентам для освоения их содержания обратиться к имеющейся литературе.

В настоящее время отрицать фундаментальное значение этих категории в

решении методологических проблем науки невозможно, даже принимая в расчет

существование всех тех расхождений, которые имеются между различными

авторами по вопросу об истолковании сущности и содержания категорий

эмпирического и теоретического. Однако следует заметить, что введение этих

категорий и уточнение их содержания одновременно сопровождалось и

молчаливым, имплицитным принятием допущения о дихотомическом характере этих

категорий по отношению к общему представлению о структуре научного знания,

т.е. предполагается, что теоретическое и эмпирическое являются базисными,

исходными методологическими единицами, на основании которых только и

возможно дальнейшее уточнение и детализация структурных представлений о

научном познании, или, другими словами, предполагается, что дальнейшие

структурные подразделения в научном исследовании возможны только внутри

теоретического и эмпирического уровней. Все, что выходит собственно за

рамки теоретического или эмпирического знания, к телу научного знания не

принадлежит.

При всей важности категорий эмпирического и теоретического такого рода

дихотомическое представление о структуре научного знания к настоящему

моменту исчерпало себя. Внутренняя логика методологических исследований все

чаще и чаще ставит на повестку дня вопрос о необходимости введения в

методологию науки новой методологической единицы, смысл и содержание

которой не сводимы к дихотомии эмпирического и теоретического. В этом новом

базисном методологическом понятии фиксируется существование в науке еще

одного, третьего уровня знания, который находится над теоретическим знанием

и выступает в качестве метатеоретической, экстратеоретической предпосылки

самой теоретической деятельности в науке. В западной литературе такого рода

попытки введения в философию науки, наряду с категориями теоретического и

эмпирического, новой базисной методологической единицы наиболее откровенное

свое выражение получили в ныне широко известных методологических концепциях

Т. Куна и И. Лакатоса. Т. Кун, не отрицая различия между теоретической и

эмпирической деятельностью в науке, вводит принципиально новое базисное

методологическое понятие «парадигма», в котором фиксируется существование

особого типа знания в научном исследовании, отличающегося от теоретического

знания по способу своего возникновения и обоснования. Хотя в концепции Куна

в качестве парадигмы может выступать та или иная фундаментальная теория,

становясь парадигмой, она приобретает такие новые характеристики, которые

по способам обоснования и функционирования уже не позволяют считать ее

теорией. Парадигмальное знание не выполняет непосредственно объяснительной

функции, а является условием и предпосылкой определенного вида

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.