Рефераты. Три этапа развития философских взглядов Ницше






И новый парадокс. Панегирик Вагнеру в четвертом "Несвоевременном" -

это и отречение от него, и прощание с ним, лебединая песня "вагнерщины и

героического германизма". Разрыв этот открывал перспективу абсолютного

одиночества, ибо, по словам самого Ницше, "у меня не было никого, кроме

Рихарда Вагнера". В сферу пересмотра втягивается и Шопенгауэр. Наступил

короткий период позитивистского перерождения Ницше, прилежание ремесленника

стало выше природной одаренности, наука - выше искусства, целью культуры

стало уже не сотворение художественного гения, а познание истины.

Период этот совпал со столь резким ухудшением здоровья, что Ницше в

октябре 1876 г. получил годичный отпуск для лечения и отдыха. Проводя это

время на курортах Швейцарии и Италии, он урывками работал над новой книгой,

составленной в форме афоризмов, ставшей обычной для последующих сочинений

Ницше. Причина заключалась не только в том, что из-за постоянных приступов

и полуслепоты он мог лишь записывать отдельные мысли или набрасывать

фрагменты. Дело в оригинальном образе мышления Ницше, чуждом традиционной

систематики, свободном и музыкальном. Он всегда если не поэт, то чародей

формы, столь богатой жанровотематическими переплетениями, что его афоризмы

необычайно многослойны. Они не фиксируют строго очерченную мысль, а скорее,

нюансируют все, что приходит на ум, предлагают не жесткую формулу, а

широкое поле для осторожного обдумывания всего предполагаемого. По словам

принстонского профессора В. Кауфмана, "в одном и том же разделе Ницше

нередко занят этикой, эстетикой, философией истории, теорией ценностей,

психологией и, быть может, еще полудюжиной других областей, Поэтому усилия

издателей Ницше систематизировать его записи должны были потерпеть неудачу

".

Именно поэтому невозможно изложить философию Ницше, нельзя сделать то,

что не позволял себе он сам, ибо домыслы приведут лишь к тому, что свои

интерпретации будут выдаваться за его мысли.

Бомба с позитивистским зарядом взорвалась в мае 1878 г. публикацией

новой книги Ницше "Человечество, слишком человеческое" с шокирующим

подзаголовком "Книга для свободных умов". В ней автор публично и без особых

церемоний порвал с прошлым и его ценностями: эллинством, христианством,

Шопенгауэром, Вагнером.

Такой неожиданный поворот вряд ли можно сводить к двум наиболее

распространенным версиям. Первая объясняет его обычной завистью

неудавшегося музыканта к Вагнеру, однажды довольно пренебрежительно

отозвавшемуся об одной из музыкальных композиций Ницше. Вторая версия

усматривает причину в воздействии на Ницше его "злого демона" - философа и

психолога Пауля Рэ (18491901), с которым Ницше тесно сдружился, живя в

Сорренто.

Несомненно, дружба с Рэ сыграла известную роль в переломе ницшевского

мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства явно охладел к

вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел не

вдохновителя, а единомышленника. Не случайно на подаренной Ницше книге

"Происхождение моральных чувств", вышедшей за год до "Человеческого", Рэ

написал: "Отцу этой книги с благодарностью от ее матери". Так что влияние

бесспорно, но влияние обоюдное.

Оторопевшие от измены Ницше почитатели Вагнера онемели от ярости, а в

августе 1878 г. сам маэстро разразился крайне агрессивной и злобной статьей

"Публика и популярность". Имя Ницше в ней не называлось, но явно

подразумевалось. Его книга расценивалась как следствие болезни, а блестящие

афоризмы - как ничтожные в интеллектуальном плане и прискорбные в

моральном. Зато очень высоко отозвался о книге Якоб Буркхардт, сказавший,

что она "увеличила независимость в мире". Аристократически мыслящему

Буркхардту, поклоннику Ренессанса и певцу индивидуальности личности, не

могло не импонировать предостережение Ницше против социализма, который

"жаждет такой полноты государственной власти, какою обладал только самый

крайний деспотизм, и он даже превосходит все прошлое тем, что стремится к

формальному уничтожению личности; последняя представляется ему

неправомерной роскошью природы, и он хочет реформировать ее, превратив в

целесообразный орган коллектива".

Новый, 1879 г. принес Ницше неимоверные физические страдания: почти

каждодневные приступы болезни, непрерывная рвота, частые обмороки, резкое

ухудшение зрения. Продолжать преподавание он был не в силах, и в июне Ницше

получит по его прошению отставку с назначением ежегодной пенсии в 3 тыс.

франков. Он уехал из Базеля в Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина -

тихое местечко с густым хвойным лесом и маленькими голубыми озерами.

Сгорбившийся, разбитый и постаревший лет на 10 полуслепой инвалид, хотя ему

не исполнилось еще и 35 лет.

Но и в тот ужасный 1879 г. он создал новые книги: "Пестрые мысли и

изречения", "Странник и его тень". А в следующем, 1880 г. появилась

"Утренняя заря", где сформулировано одно из краеугольных понятий ницшевской

этики - "нравственность нравов".

Вначале Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом

свободы человека. Он полагал, что свободный человек "хочет во всем зависеть

от самого себя, а не от какой-либо традиции". Последнюю он считал "высшим

авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а

оттого, что он вообще велит". А отсюда следовало еще пока не высказанное,

но уже прочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так

как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит

безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, "сами

положившие начало традиции".

Как продолжение "Утренней зари" зимой 1881-1882 г. Ницше написал в

Генуе "Веселую науку", выходившую позже несколькими изданиями с

дополнениями.

С этого сочинения началось новое измерение мысли Ницше, невиданное

никогда прежде отношение к тысячелетний европейской истории, культуре и

морали как к личной своей проблеме: "Я вобрал в себя дух Европы - теперь я

хочу нанести контрудар". Но столь интимная сопереживаемость с историей не

могла обернуться ни чем иным, как "отравлением стрелой познания" и

"ясновидением" , а сам Ницше - "полем битвы". Легко пожать плечами при этом

признании, полагая, что оно было высказано человеком, страдающим манией

величия. Труднее признать как непреложную данность поразительнейший дар

Ницше жить в возвышенном мире и не воспринимать это как "нечто фальшивое и

жуткое".

Особенно впечатляют два фрагмента "Веселой науки" - "Безумный человек"

и "Величайшая тяжесть". В первом возникает тема "смерти Бога", образ

которого увенчан в многочисленных надгробиях и церквах, разбросанных по

всей Земле. Диагноз Ницше фиксирует глубинную ситуацию эпохи, когда

сверхчувственный мир лишается своей действенной силы будить и созидать.

Отныне человек вступает в эру совершеннолетия, теперь он предоставлен

самому себе. Авторитет Бога и церкви исчезает, но на их место приходит

авторитет совести, авторитет рвущегося на освободившееся место разума.

Сверхчувственный мир идеалов умирает, но творческое начало - прерогатива

библейского Бога - переходит в человеческую деятельность. Но коль скоро

этот сверхчувственный мир начиная с Платона, вернее с христианского

толкования его учения, трактуется как мир подлинный, то его гибель означает

для Ницше конец всей предыдущей западной философии в лице метафизики или

платонизма. Ее заменяет "веселая наука" Ницше, открывающая "ужасные

истины". Второй фрагмент в общих чертах намечает развитую позднее идею

"вечного возвращения". Неверно усматривать в этой концепции нечто

мистическое. Наоборот: она происходит от естественнонаучных позитивистских

посылок, представленных, в частности, Ойгеном Дюрингом в книге "Курс

философии" (1875), которую внимательно изучал Ницше.

Дюринг высказал мысль, что Вселенную в принципе можно было бы

представить в любой момент в виде комбинации элементарных частиц. Тогда

мировой процесс будет калейдоскопом их различных комбинаций, число которых

имеет предел. А это означает, что после завершения последней комбинации

может вновь складываться первая. Следовательно, мировой процесс - не что

иное, как циклическое повторение однажды уже бывшего. Дюринг как позитивист

отвергал такую гипотезу, считая количество комбинаций уходящим в "дурную

бесконечность" (выражение Гегеля). Однако эта идея глубоко поразила Ницше.

Ницше вслед за Дюрингом исходит из того, что в основе бытия лежит некое

определенное количество квантов силы, понимаемых не физически, а

биологически. Кванты эти, подобно объективациям воли в философии

Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе друг с другом, образуя при этом

отдельные сочетания. А так как число квантов постоянно, то периодически

должны складываться комбинации, уже бывшие когда-то прежде: "Все

становление имеет место только в рамках вечного круговращения и постоянного

количества силы". Таким образом, бытие в том виде, в каком оно существует,

не имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь и вновь повторяется, никогда не

переходя в небытие - неизбежный вечный круговорот и вечное возвращение. Но,

следовательно, повторяется и человек, а значит, никакой потусторонней

небесной жизни в природе не существует и каждое мгновение вечно, поскольку

неизбежно возвращается.

“Заратустра”

Мысль о вечном возвращении настолько глубоко захватила Ницше, что он

в необыкновенно короткое время (всего за несколько месяцев) создал

величественную дифирамбическую поэму "Так говорил Заратустра". Он писал ее

в феврале и в конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале

1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, столь лично-

интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для близких

друзей. Из этого числа Ницше подарил только семь, ибо больше дарить было

некому. Непостижимо чужд стал Ницше эпохе. Горько читать его письма, в

которых он робко извиняется за просьбу ознакомиться с его книгой. Не

успеха, не славы, даже не простого человеческого сочувствия ждал он: он

надеялся найти хоть какой-нибудь отклик на сжигающие его мысли. И все

напрасно! Даже самые близкие люди - сестра, Овербек, Роде, Буркхардт -

избегали в ответных письмах всяких суждений, словно тягостной повинности,

настолько непонятны им были боль и страдания его лихорадочного разума.

Время работы над "Заратустрой" - один из тяжелейших периодов в жизни

Ницше. В феврале 1883 г. в Венеции скончался Рихард Вагнер. Тогда же Ницше

пережил серьезную размолвку с матерью и сестрой, возмущенными его

намерением жениться на Лу Андреас-Саломе (1861-1937), в будущем известной

писательнице, авторе биографий P.M. Рильке и 3. Фрейда, которую они считали

"совершенно аморальной и непристойной особой". Тяжело пережил Ницше и

помолвку сестры с учителем гимназии Бернхардом Фёрстером, вагнерианцем и

антисемитом. В апреле 1884 г. Ницше писал Овербеку: "Проклятое

антисемитство стало причиной радикального разрыва между мною и моей

сестрой".

"Заратустра" занимает исключительное место в творчестве Ницше. Именно

с этой " книги в его умонастроении происходит резкий поворот к

самоосознанию в себе человека-рока. Но вряд ли следует считать, что эта

поэма означает начало третьего, уже собственно "ницшеанского" этапа его

творчества, ибо "Заратустра" вообще стоит особняком в творчестве Ницше. Эта

необыкновенная музыкально-философская книга вообще не укладывается в

привычные каноны анализа. Ее органическая музыкальность требует не столько

осмысления, сколько сопереживания. Справедливо замечает доктор философских

наук К.А. Свасьян, автор предисловия и составитель двухтомного собрания

сочинений Ницше, что эта книга ставит "перед читателем странное условие:

понимать не ее, а ею". Добавим к этому, что "Заратустра" практически не

переводима с немецкого на другие языки, как не переводим, например,

волшебник языка Гоголь. Необычайная игра слов, россыпи неологизмов,

сплошная эквилибристика звуковых сочетаний, ритмичность, требующая не

молчаливого чтения, а декламации. Неповторимое произведение, аналог

которому вряд ли сыщется в мировой литературе.

Книга содержит необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий

на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гёте,

Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры этих авторов Ницше дает пародии с

одной-единственной целью: показать, что человек - это еще бесформенная

масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания.

Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее

качество - появится сверхчеловек. Ницше закончил первую часть "Заратустры"

словами: "Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал

сверхчеловек".

Известно, какой кровавый след оставили в истории нелюди, возомнившие

себя сверхчеловеками. Но виновен ли в этом Ницше? Ни в коем случае. Его

сверхчеловек - результат культурно-духовного совершенствования человека,

тип, настолько превосходящий современного Ницше человека по своим

интеллектуально-моральным качествам, что он образует как бы новый и особый

биологический тип. Аргументы сверхчеловека не пистолет и дубинка: они

сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над

прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового

бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.

Не случайно, не красного словца ради поставил Ницше появление

сверхчеловека в зависимость от смерти богов. На первый взгляд, кажется, что

Ницше помещает человека на опустевшее место Бога. Но это не так. Если Бог

мертв, то его место так и остается пустым, и не созидание, а только

господство над сущим в виде господства над Землей переходит к сверхчеловеку

будущего.

Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не

фюрер, не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть,

кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую

степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных

идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным

устремлением человечества.

Очень просто возмутиться идеей сверхчеловека, но непозволительно

представлять это возмущение, возможно и понятное, как опровержение Ницше.

Он мыслил появление сверхчеловека как долгий процесс величайших

самопреодолений, как великое торжество духовной природы человека, а не

индульгенцию буйствующему произволу хамов.

Другое заблуждение, вытекающее из неверного толкования сверхчеловека

у Ницше, заключается в том, что Ницше объявляют философом одной ключевой

общественной проблемы - "поддержания господства власть имущих, борьбы с

восстаниями порабощенных".

Действительно, господство знати - одна из главных основ общественно-

морального идеала Ницше. Но нам прежде всего надо уяснить, что вкладывает

Ницше в понятия "господство" и "знать".

"Господство" Ницше понимал не как политическую или юридическую и, тем

более, не экономическую власть над людьми. Его "господство" относится к

сфере духа - это власть в силу выдающихся духовных качеств, которыми

обладающая ими личность щедро и бескорыстно одаривает других. Недаром Ницше

недвусмысленно писал: "Но ужасом является для нас вырождающееся чувство,

которое говорит: "Все для меня".

Тогда станет понятно, что "аристократия" в учении Ницше вовсе не

равнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его

произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются не как социально-

политические, а исключительно как моральные категории. Общественная

иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или бедностью

определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души -

удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию человека.

Заключение

Таким образом, мы видим, что в развитии философских взглядов Фридриха

Ницше можно выделить три следующих друг за другом этапа: активное освоение

культуры прошлого – литературы, истории, философии, музыки,

сопровождавшееся романтическим поклонением античности; критика основ

западноевропейской культуры (“Странник и его тень”, “Утренняя заря”,

“Весёлая наука”), сведение счетов с кумирами XIX века; период написания

“Заратустры”, учение о “сверхчеловеке” (начиная с 1881 года).

В течение каждого из этих периодов Ницше испытывал разные по своему

содержанию переживания, и с каждым периодом философ накапливал бесценный

опыт, совершенствуя вместе с тем своё учение и рассматривая всё новые и

новые взгляды на жизнь.

Изучив историю становления взглядов этого философа, мы смогли не

только углубить своё понимание и видение его идей, но также в который раз

убедиться в уникальности неповторимого таланта Фридриха Ницше и

гениальности выражения им своих взглядов.

Список литературы

1) Базарбаев Б.Ж. “Философские портреты: своевременные и

несвоевременные размышления о проблеме и драме человека.” М.:

Российская академия управления. 1994.

2) Патрушев А. И. “Жизнь и драма Фридриха Ницше”. Новая и

новейшая история No5. 1993.

3) Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, том 2, издательство

“Мысль”, Москва 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.