Рефераты. Три этапа развития философских взглядов Ницше






экстраординарного профессора университета без диссертации и даже без

завершенного полностью курса обучения. В приглашении его привлекло еще одно

- возможность ближе сойтись с Вагнером, проживавшим с 1866 г. в Трибшене

близ Люцерна.

Перед отъездом Ницше намеревался защитить в Лейпциге диссертацию на

основе своих исследований о Диогене Лаэртском. Однако совет факультета

единодушно решил, что опубликованные статьи Ницше вполне заменяют

диссертацию, и 23 марта ему присудили степень доктора без обязательной

публичной защиты, дискуссии и экзамена. Осталось решить еще одну проблему,

Ницше долго колебался, не зная, как поступить: следовало ли при переезде в

Базель сохранить прусское гражданство или же принять швейцарское. От

первого варианта он отказался и 17 апреля 1869 г. получил из ведомства в

Мерзебурге извещение о согласии королевского правительства на его выход из

прусского подданства. Однако ошибочно считать, будто Ницше "был гражданином

Швейцарии". После переезда в Базель Ницше вообще не обращался с прошением о

предоставлении ему швейцарского гражданства и навсегда остался человеком

без какого-либо государственного подданства.

Преподавание в университете и гимназии "Педагогиум" при нем довольно

скоро начали тяготить Ницше так же, как и уютная мещанская атмосфера

Базеля. Его все чаще охватывали периоды меланхолической депрессии, спасение

от которой он находил в дружбе с Вагнером, в дом которого Ницше стремился

при любой представившейся возможности, благо от Базеля до Люцерна всего два

часа езды. Погружение в возвышенный мир искусства во время частых приездов

в Трибшен, очаровательная жена Вагнера Козима разительно контрастировали с

размеренным и скучным существованием Ницше в Базеле. Это вызывало у Ницше

отвращение к филологии и науке вообще.

НИЗВЕРЖЕНИЕ КУМИРОВ

2 января 1872 г. в книжных магазинах Лейпцига появилась книга Ницше

"Рождение трагедии из духа музыки". Задумывалась она еще до франко-

германской войны, а схематически очерчена в докладе "Греческая музыкальная

драма", прочитанном в университете в январе 1870 г.

Посвященная Вагнеру, работа определяла те основы, на которых покоится

рождение трагедии как произведения искусства. Античная и современная линии

тесно переплетаются друг с другом в постоянном сопоставлении Диониса,

Аполлона и Сократа с Вагнером и Шопенгауэром.

Ницше так сформулировал античные символы:

"До сего времени мы рассматривали аполлоновское начало и его

противоположность - дионисийское - как художественные силы: с одной

стороны, как художественный мир мечты, завершенность которого не стбит в

какой-либо связи с интеллектуальным уровнем или художественным образованием

отдельной личности, а с другой - как опьяняющую действительность, которая

также не принимает во внимание отдельную личность, а наоборот, стремится

даже уничтожить индивида и заменить его мистической бесчувственностью

целого".

Освобождающим из этих символов предстает у Ницше дионисийское начало,

как бы помогающее "избыть" страдания кошмарного бытия. Оно становится

отныне его постоянным спутником. И как удивительное предвидение собственной

судьбы звучат его слова: "Танцуя и напевая, являет себя человек как сочлен

высшего сообщества: он разучился говорить и ходить, а в танце взлетает в

небеса... в нем звучит нечто сверхъестественное: он чувствует себя Богом,

сам он шествует теперь так возвышенно и восторженно, как и боги в его

снах". (Именно в таком экстазе полтора десятилетия спустя увидит Овербек

уже сошедшего с ума Ницше в Турине).

Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать

контрпозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на

куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на

мир явлений, называемых им "аполлоновой частью". То первоначало, которое

Шопенгауэр назвал волей, есть основа бытия, оно переживается

непосредственно, и прежде всего через музыку. От прочих видов искусства

музыка, по мнению Ницше, отличается тем, что она выступает непосредственным

отражением воли и по отношению ко всем феноменам реального мира является

"вещью в себе". Поэтому мир можно назвать воплощенной музыкой так же, как и

воплощенной волей.

Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в

вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось

абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и

Евы. Он высказал поразительную, на первый взгляд, мысль о том, что чем

сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая

о смерти, а зная о ее неумолимости и неизбежности, не бояться ее? Древние

греки, чтобы выдержать такое понимание реальности, создали свою трагедию, в

которой происходило как бы полное погружение человека в смерть.

К весне 1873 г. между Ницше и Вагнером, год назад переехавшим в

Байрейт и занятым организацией знаменитых в будущем музыкальных фестивалей,

этого удивительного сплава высокого духовного искусства и трезвого

финансового расчета, наметилось пока еще едва заметное охлаждение. Чете

Вагнеров были не по душе растущая склочность Ницше к полемическому

пересмотру моральных устоев человечества и "шокирующая резкость" его

суждений.

Вагнер предпочитал видеть в базельском профессоре верного оруженосца,

талантливого и яркого пропагандиста своих собственных воззрений. Но на

такую роль Ницше согласиться не мог: его цель - великий штурм морали и

ценностей мира, уходящего в прошлое, и поиск новых ориентиров. Но пока

Ницше еще не терял надежды, что Байрейт станет источником возрождения

европейской культуры.

Из примерно 20-24 задуманных удалось написать только четыре эссе под

общим заглавием "Несвоевременные размышления": "Давид Штраус, исповедник и

писатель" (1873), "О пользе и вреде истории для жизни" (1874), "Шопенгауэр

как воспитатель" (1874) и "Рихард Вагнер в Байрейте" (1875-1876).

В этих размышлениях Ницше выступил страстным защитником немецкой

культуры, бичевавшим филистерство и победоносное опьянение после создания

империи. Сомнение Ницше, родится ли из победы Германии и ее политического

объединения блестящая культура, звучало раздражающим диссонансом на фоне

бравурного грохота литавр, возвещавших эру расцвета культуры, как произошло

это с древними греками после окончания персидских войн во времена Перикла.

В статье "Господин Фридрих Ницше и немецкая культура" лейпцигская газета

объявила его "врагом Империи и агентом Интернационала". Поистине, трудно

представить что-либо более комичное, нежели последнее обвинение, но после

этого в Германии стали замалчивать Ницше.

Тем более, что как раз в то время, когда немецкая историческая наука

становилась образцом в Европе и переживала период подъема, Ницше резко

выступил против преклонения перед историей как слепой силой фактов. В

прошлом он видел лишь бремя, отягощавшее память, не дававшее жить в

настоящем. А между тем прошлого нужно ровно столько, сколько требуется для

свершения настоящего. В этом Ницше явно шел по стопам Гёте, сказавшего

однажды: "Лучшее, что мы имеем от истории, - возбуждаемый ею энтузиазм"

Ницше различал три рода истории - монументальный, антикварный и

критический. История первого рода, по его мнению, черпает из прошлого

примеры великого и возвышенного. Она учит, что если великое уже

существовало в прошлом хотя бы однажды, то оно может повториться и еще

когда-нибудь. Поэтому монументальная история служит источником

человеческого мужества и вдохновения, источником великих побуждений.

Опасность же ее Ницше видел в том, что при таком подходе забвению предаются

целые эпохи, образующие как бы серый однообразный поток, среди которого

вершинами возносятся отдельные разукрашенные факты.

Антикварная история охраняет и почитает все прошлое, ибо оно освящено

традициями. Она по своей природе консервативна и отвергает все, что не

преклоняется перед прошлым, отметает все новое и устремленное в будущее.

Когда современность перестает одухотворять историю, антикварный род

вырождается в слепую страсть к собиранию все большего и большего числа

фактов, погребающих под собой настоящее.

Поэтому Ницше выше других ставил критическую историю, которая

привлекает прошлое на суд и выносит ему приговор от имени самой жизни как

темной и влекущей за собой силы. Но он сразу предупреждал, что критическая

история очень опасна, поскольку мы продукт прежних поколений, их страстей,

ошибок и даже преступлений. И оторваться от всего этого невозможно.

Все виды истории имеют свое несомненное право на существование. В

зависимости от обстоятельств, целей и потребностей всякий человек и всякий

народ нуждаются в известном знакомстве с каждым из этих видов. Важно лишь

то, чтобы история не заменяла собою жизнь, чтобы прошлое не затмевало

настоящего и будущего. Поэтому слабых людей история подавляет, вынести ее

могут только сильные личности. В этом Ницше видел как пользу, так и вред

истории для жизни.

Современную культуру Ницте отвергал потому, что она, с его точки

зрения, не сознает своего назначения вырабатывать гениев. Низкие

меркантильные интересы, холодный научный рационализм, стремление

государства руководить культурой - все это ведет ее к упадку и кризису.

Между тем путь к истинной культуре, определяемой Ницше как "единство

художественного стиля во всех проявлениях жизни народа" , лежит через

выработку в нас и вне нас философа, художника и святого, идеальное

сочетание которых Ницше находил в Шопенгауэре и Вагнере.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.