Рефераты. Традиционная и современная культура






религиозного понимания мира в духе учения философа Вл.Соловьева. Если в

первом поэтическом сборнике А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1903)

встречаются часто экстатические* песни, которые поэт обращал к своей

Прекрасной Даме, то уже в сборнике «Нечаянная радость» (1907) Блок явно

идет к реализму, заявляя в предисловии к сборнику: «Нечаянная радость» -

это мой образ грядущего мира». Для ранней поэзии А.Белого характерны

мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»),

формальное экспериментаторство. Поэзия Вяч.Иванова ориентирована на

культурно-философскую проблематику античности и средневековья; концепция

творчества - религиозно-эстетическая.

Символисты постоянно спорили друг с другом, пытаясь доказать правоту

именно своих суждений об этом литературном направлении. Так, В.Брюсов

рассматривал его как средство создания принципиально нового искусства;

К.Бальмонт видел в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин

человеческой души; Вяч.Иванов считал, что символизм поможет преодолеть

разрыв между художником и народом, а А.Белый был убежден, что это та

основа, на которой будет создано новое искусство, способное преобразить

человеческую личность.

Рассмотрим более подробно творчество А.Белого, как одного из ведущих

теоретиков символизма.

Андрей Белый - поэт самобытный и оригинальный. В его поэзии контрастно

сосуществовали пафос и ирония, бытовые зарисовки и интимные переживания,

картины природы и философские размышления. В 1904 году выпустил книгу

стихов «Золото в лазури», в которой заявил о себе как талантливый поэт-

символист.

Андрей Белый, как теоретик символизма, так раскрывает смысл своей

платформы: «символизм, приемля лозунги исторических школ, их вскрывает в

...их «плюсах» и «минусах»; он - самосознание творчества, как критицизм; до

него оно слепо: он противопоставляет себя «школам» там, где эти школы

нарушают основной лозунг единства формы и содержания; романтики его

нарушают в сторону содержания, переживаемого субъективно; сентенционизм - в

сторону содержания, понимаемого абстрактно; современный классицизм

(пассеизм) его нарушает в сторону формы.

Единство формы и содержания нельзя брать... ни зависимостью содержания

от формы (грех формалистов), ни исключительной зависимостью приема

конструкции от абстрактно понятого содержания (конструктивизм). «Реализм,

романтизм... проявление единого принципа творчества» - в символизме»[5].

Значительное место в творчестве А.Белого занимала проза. Его перу

принадлежат романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913-1914),

«Котик Летаев» (1922), трилогия «Москва» (1926-1932), для которых

характерны временные смещения, разорванность и клочковатость сюжета,

свободная композиция, нарочитое использование разных ритмов повествования.

Символизм Белого - особый символизм, имеющий мало общего со словесной

догматикой Брюсова, или многословием «Стихов о Прекрасной Даме» Блока, или

импрессионизмом Анненского. Он весь нацелен в будущее, он гораздо больше

имеет общего со стиховой разорванностью Цветаевой, с речью «точной и нагой»

Маяковского. Его стихи лишены шифра, шифр здесь заменила ассоциация,

которая стала главным поэтическим средством не только Белого-поэта, но и

Белого-прозаика, и даже Белого-критика и публициста. Математически точно

рассчитанное употребление слова и словесного образа постоянно

взаимодействует у Белого со стихией его лирического «я», в которой

господствует уже не только зрительное, но и музыкальное начало.

Всю жизнь, с ранней юности, А.Белым владело одно грандиозное чувство -

чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося «конца света».

Это чувство Белый пронес через всю свою жизнь, им питал свои произведения,

им же напитал и главную, искомую идею всей своей жизни и своего творчества

- идею братства всех людей на свете, идею духовного родства, которое

перекрыло бы все барьеры, прошло бы поверх социальных различий и

социального антагонизма, давши в итоге возможность людям - каждому человеку

в отдельности и всему человечеству в целом - сохранить себя, индивидуальные

особенности своей натуры в эти грозные и чреватые годы.

Своей вечной неудовлетворенностью и напряженностью исканий, глубоким

гуманизмом, нравственной чистотой и непосредственностью, этическим

максимализмом, художественными и поэтическими открытиями, глубиной идей и

пророчеств, стремлением отыскать выход из того кризисного состояния, в

котором оказалось человечество, наконец самим характером своей личности -

нервной, ищущей, срывающейся в бездны отчаяния, но и воспаряющей на высоты

великих прозрений, - всем этим Белый прочно вписал свое имя в историю ХХ

века.

Одно из ведущих мест в русской литературе по праву занимает Александр

Блок. Блок - лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необычайно

богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагической

любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик

Петербурга, «заплаканная краса» деревень - все это с широтой и

проникновением гения вместил в своем творчестве Блок.

Первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в 1904 году.

Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона:

реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и

откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным

влиянием учения Вл.Соловьева о «конце света» и «мировой душе». В русской

поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя

дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и каноны.

Во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1906) поэт открыл себе

новые пути, которые лишь намечались в первой его книге.

Андрей Белый стремился проникнуть в причину резкого перелома в музе

поэта, казалось только что «в неуловимых и нежных строчках» воспевавшего

«приближение вечно-женственного начала жизни». Он увидел ее в близости

Блока к природе, к земле: «Нечаянная радость» глубже выражает сущность

А.Блока... Второй сборник стихов Блока интереснее, пышнее первого. Как

удивительно соединен тончайший демонизм здесь с простой грустью бедной

природы русской, всегда той же, всегда рыдающей ливнями, всегда сквозь

слезы пугающей нас оскалом оврагов... Страшна, несказуема природа русская.

И Блок понимает ее как никто...»

Третий сборник «Земля в снегу» (1908) был принят критикой в штыки.

Критики не захотели или не сумели понять логику новой книги Блока.

Четвертый сборник «Ночные часы» вышел в 1911 году, очень скромным

тиражом. Ко времени его выхода Блоком все более овладевало чувство

отчужденности от литературы и до 1916 года он не выпустил ни одной книги

стихов.

Трудные и запутанные отношения, длившиеся почти два десятилетия,

сложились между А.Блоком и А.Белым.

На Белого произвели огромное впечатление первые стихи Блока: «Чтобы

понять впечатления от этих стихотворений, надо ясно представить то время:

для нас, внявших знакам зари, нам светящей, весь воздух звучал, точно

строки А.А.; и казалось, что Блок написал только то, что сознанию

выговаривал воздух; розово-золотую и напряженную атмосферу эпохи

действительно осадил он словами». Белый помог выпустить первую книгу Блока

(в обход московской цензуры). В свою очередь и Блок поддерживал Белого. Так

он сыграл решающую роль в появлении на свет главного романа Белого

«Петербург», публично дал высокую оценку и «Петербургу» и «Серебряному

голубю».

Наряду с этим их отношения и переписка доходили до враждебности;

постоянные упреки и обвинения, неприязнь, язвительные уколы, навязывание

дискуссий отравляли жизнь обоих.

Однако, несмотря на всю сложность и запутанность отношений творческих

и личных, оба поэта продолжали уважать, любить и ценить творчество и

личность друг друга, что еще раз подтвердило выступление Белого на смерть

Блока.

После революционных событий 1905 года в рядах символистов еще более

усилились противоречия, которые в конце концов привели это направление к

кризису.

Нельзя, однако, не отметить, что русские символисты внесли

существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые

из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти

свое место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами,

пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им

принадлежат серьезные открытия в области поэтики, ритмической реорганизации

стиха, усиления в нем музыкального начала.

«Послесимволистическая поэзия отбросила «сверхчувственные» значения

символизма, но осталась повышенная способность слова вызывать неназванные

представления, ассоциациями замещать пропущенное. В символистическом

наследстве жизнеспособнее всего оказалась напряженная ассоциативность»[6].

В начале второго десятилетия XX века появились два новых поэтических

течения - акмеизм и футуризм.

Акмеисты (от греческого слова «акме» - цветущая пора, высшая степень

чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода

«методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов,

провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он

есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно

отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство

для искусства». Однако творчество таких талантливых поэтов-акмеистов, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.