конкретных путей изменения наследственности. На постановку
исследовательских задач воздействуют и возникающие в генной инженерии
социально-этические проблемы, что ведет к объединению методологических и
мировоззренческих аспектов научной деятельности. Проблемы экстраполяции
знания, столь важные в любом моделировании, оказываются составной частью
более широкого круга вопросов, включая вопрос о социальной роли биологии.
Своя специфика процедур моделирования, создания идеального объекта присуща
и таким областям молекулярной биологии, которые имеют депо с традиционными
объектами - дрозофилой, вирусами, фагами, бактериями. Будучи наиболее
фундаментальными объектами молекулярной биологии и молекулярной генетики,
вирусы и бактерии представляют собой "природные" модели, сочетающие в себе
физико-химическую индивидуальность и биологическую специфичность.
Относительная простота их организации позволяет испытывать на них весь тот
комплекс методов и подходов, взаимодействие которых лежит в основе
достигнутых успехов современной биологии.
Вместе с тем отношение к объекту эксперимента как к модели, т.е.
фактическое восприятие его как "предмета" деятельности сосуществует с иным
отношением к объектам вышестоящих уровней биологического познания. В
отношении любого биологического объекта, как известно, тоже можно говорить
о многоуровневости его теоретического воспроизведения. Поэтому взаимосвязь
между уровнями теоретического знания осуществляется в пространстве
неоднородных объектов. Один из них принадлежит данному уровню, а другие
заимствованы либо "снизу", либо "сверху", в зависимости от редукционисткой
либо общебиологической ориентации исследователя.
Для дальнейшего обоснования этих утверждений необходимо перейти от
отдельных примеров к той составной части научно-исследовательской
деятельности, в которой достаточно очевидно "переходное" между философией и
биологией отношение к объекту, т.е. включающее в себя элементы и того и
другого подходов. Выбор объекта совершается в контексте представлений о
реальности. Мир объектов, с которым имеет депо биолог, всегда обобщен в его
сознании в некую цельность, которая нетождественна цельности другого
исследователя, имеющего иные исследовательские задачи.
Но что такое "реальность" в биологии, есть ли отличия в понимании этого
понятия в ней и в других науках? Как соотносится "реальность" с предметом
биологии, со воем содержанием совокупного биологического знания? Как то или
иное понимание "реальности" воздействует на выбор объекта исследования, на
определение характера, места, роли теоретического и экспериментального
знания? В обсуждении этих вопросов прежде всего важно показать, что понятие
"реальность" несет на себе существенную мировоззренческую нагрузку, отражая
те глобальные отношения исследователя с освоенным им фрагментом
действительности, которые создают его мироощущение как естествоиспытателя,
как ученого.
Целостный образ биологической реальности формируется под влиянием массы
факторов объективного и субъективного значения и содержит как инвариантные,
так и вариабельные характеристики. Так, наиболее общим инвариантом
современных представлений о биологической реальности является идея о
необходимости совмещения аспектов организации и эволюции живого.
Вариабельность обусловлена отнюдь не только субъективными моментами
(профессиональная подготовленность исследователя, его стиль мышления, круг
его исследовательских задач), но и неоднозначными связями образа
биологической реальности с теорией. С одной стороны, теория (или
совокупность теоретических концепций) питает картину биологической
реальности, выступает ее фундаментом, предоставляя основные отработанные
понятия и логику их связи. Но с другой стороны, целостное видение сущности
жизни создает стимул развития эмпирических и теоретических знаний,
поскольку включает в себя совокупность идей, еще не ставших принципами
теорий, ряд гипотетических предположений о сущности жизни и ее эволюции,
полуинтуитивные суждения о возможных путях развития теоретического и
эмпирического знания. Общее представление о биологической реальности
создает поле творческой деятельности по формированию новых теоретических
концепций, сплошь и рядом предшествует выбору теории. Это предшествование
обусловлено широким масштабом явлений, охваченных понятием "биологическая
реальность", а также наличием в нем не только собственно познавательного,
но и мировоззренческого отношения. Будучи более рыхлым, более аморфным
образованием, чем какая-либо биологическая теория, целостное видение
сущности жизни, выражаемое для исследователя понятием "биологическая
реальность", имеет свои достоинства по сравнению с теорией.
РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ИЗУЧАЕМОЙ
ПРОБЛЕМЫ.
ПЕРЕД НАМИ СТОяЛА ЗАДАчА – ВЫяВИТЬ СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИССЛЕДУЕМОЙ ГРУППЫ
МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ К
РАЗВИТИЮ ГИПЕРТОНИчЕСКОЙ БОЛЕЗНИ (ГБ).
Эмпирическим путем были выявлены некоторые факторы риска развития ГБ как в
популяции в целом, так и в определенных группах людей. Таким образом, чтобы
выявить новые факторы риска, необходимо максимально исключить влияние уже
установленных факторов.
К сожалению, при простом анализе группы обследуемых, это сделать довольно
затруднительно.
Согласно литературным данным, лица, имеющие избыточный прирост АД в ответ
на психоэмоциональную нагрузку, в последующем чаще склонны к развитию ГБ,
чем индивидуумы с адекватным приростом. Поэтому было решено разбить весь
контингент на две соответствующие группы, с целью определения возможных
важных различий у их представителей.
Итак, мы столкнулись с необходимостью изучения реакции артериального
давления (АД) у машинистов локомотивов во время периода психоэмоционального
напряжения, чему наиболее соответствует период выполнения ими своих
профессиональных обязанностей, т.е., ведения локомотива. Существует, как
минимум, два пути решения этой проблемы.
Первый - непосредственный – использование оборудования, которое позволяло
бы автоматически регистрировать АД у испытуемого непосредственно во время
рейса. Но этот путь предполагал наличие у нас соответствующего
оборудования, которого мы не имели.
Второй путь – опосредованный – это построение соответствующей модели.
Системы моделирования профессиональных ситуаций уже давно и прочно заняли
свое место в практике профессионального отбора и подготовки кадров, где
нашли многостороннее применение. В то же время, новизна ситуации и
ответственность за результат обследования при использовании такой системы
позволяют добиться должного уровня психоэмоционального напряжения и
исключить элементы обыденности при сохранении профессионального характера
стрессора. Для моделирования психоэмоционального стресса могут быть
предложены различные способы. Но между ними имеются и существенные отличия.
Поэтому немаловажное значение имеет использованный в исследовании тип
психоэмоциональной нагрузки. В плане профессионального стресса, известно,
что количественная рабочая нагрузка сама по себе не является стрессовым
фактором при работе, а более важно время ожидания и непредсказуемость.
Критериальными для ж/д транспорта являются: готовность к экстренному
действию в условиях монотонно действующих факторов (интегральное качество),
переключение внимания, эмоциональная устойчивость. Во время управления
локомотивом пики психического (эмоционального) напряжения у машиниста
возникают при трактовке им сигналов семафоров (особенно, при их смене).
Этот критерий и был взят как ведущий при разработке компьютерной программы,
предназначенной для определения уровня готовности к экстренному действию.
Во время тестирования машиниста с помощью этой программы на ЭВМ мы и
проводили свои измерения.
РАЗДЕЛ 5. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ БИОЛОГИчЕСКОГО ЗНАНИя В ОБРАЗАХ РЕАЛЬНОСТИ ОТРАЖАЕТСя НЕ
СТОЛЬКО "ОБЪяСНЕНИЕ" БИОЛОГИчЕСКИХ яВЛЕНИЙ, СКОЛЬКО "ПОНИМАНИЕ" ЦЕЛОСТНОГО
ФЕНОМЕНА ЖИЗНИ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ КОНКРЕТНО-НАУчНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО
ЭВОЛЮЦИОНИСТА. ПОЭТОМУ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАВИТ ЗАДАчУ ПЕРЕХОДА ОТ СУГУБО
ЛОГИчЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИя СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУчНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕяТЕЛЬНОСТИ К ЕЕ МИРОВОЗЗРЕНчЕСКИМ АСПЕКТАМ. БОЛЕЕ ТОГО, ПОНяТИЕ ОБРАЗА
РЕАЛЬНОСТИ ИМЕЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОНяТИЮ "КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ НАУКИ". СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛЕДНЕГО УЖЕ НЕ ОСТАЕТСя В ПРЕДЕЛАХ
ГНОСЕОЛОГИИ, НО ЗАХВАТЫВАЕТ ТОТ СУЩЕСТВЕННЫЙ МОМЕНТ, чТО ОПРЕДЕЛЕННАя
СОВОКУПНОСТЬ ИСХОДНЫХ ПРИНЦИПОВ, ПО КОТОРЫМ СТРОИТСя ОТНОШЕНИЕ К ТОМУ ИЛИ
ИНОМУ ФРАГМЕНТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПРИОБРЕТАЕТ МИРОВОЗЗРЕНчЕСКОЕ ЗВУчАНИЕ.
Мировоззренческая функция понятия реальности предопределяется уже тем
фактом, что в нем непременно присутствует не только знание, но и убеждение.
Физик или биофизик изучает живое с убеждением в конечном торжестве
физического стиля мышления над временно, как ему кажется, неподатливым
биологическим объектом. Мировоззренческая установка ведет к определенным
оценочным суждениям относительно методологических средств познания.
Объект биологического эксперимента, методы его проведения и конкретная
цель, формулируемая исследователем, - эти основные компоненты
экспериментальной деятельности и их взаимодействие претерпели за последние
два - три десятилетия существенные изменения. В настоящее время трудно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5