Рефераты. Тема любви в истории становлении философии






будто всякая любовь - это эротическая любовь.

Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его

существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того,

«если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к

ближнему не является подлинной,»-пишет Э.Фромм. А так как любовь «основана

на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в

отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.»[4]

Мысль о первостепенной важности любви к самому себе прочитывается и в

трудах Эразма Роттердамского: «Никто не может полюбить другого, если до

этого он не полюбил себя - но только праведно. И никто не может

возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.»[5] Таким

образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с

которым ее нередко отождествляют. Эгоизм, себялюбие - это внимание лишь к

самому себе и предпочтение собственных интересов интересам других.

Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой

компенсировать такой недостаток. Неслучайно В.Соловьев оценивал любовь как

«действительное упразднение эгоизма» и «действитель-ное оправдание и

спасение индивидуальности»

Второй «круг любви» - это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к

братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей

жизнью... Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк

считал любовь к ближнему «зачатком истинной любви»; а русский мыслитель

Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой

человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства.

Причем материнская и отцовская любовь - два существенно противоположных

модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее

природе; то любовь отца к своим детям зависит от их внешности, характера и

поведения. И в отличии от материнской, отцовскую любовь можно заслужить,

выполняя все его требования и соответствуя его ожиданиям.

Третий «круг любви» - любовь к человеку, которая включает любовь человека

к самому себе, любовь к ближнему и любовь к каждому иному человеку. В

частности это и любовь к будущим поколениям и связанная с ней

ответственность пред ними: каждое поколение должно стремиться оставить

следующему поколения все, что оно получило от предыдущего как качественно,

так и количественно.

К четвертому «кругу любви» принадлежит любовь к родине, к жизни и любовь

к богу. Любовь к богу не является результатом рассуждения и анализа. Она

возникает в глубинах человеческой души и, как и всякая другая любовь, не

терпит излишней рассудочности. Иногда это чувство достигает такого накала,

что пересиливает все другие его страсти, включая и саму любовь к жизни.

Яркое описание «святому чувству» дает М.Шелер: «люди, переполненные ею,

выносят любую боль и саму смерть не с неохотой и терзанием, но охотно и с

блаженством, ибо в счастье и блеске этого чувства все радости жизни

бледнеют и теряют свое значение,»[6]-таковы представления философа об

идеале любви.

По Фрейду же религиозная любовь - это перенесение полового влечения в

духовную деятельность. Он считал, что верующий погружается в мир

религиозных фантазий, чтобы там найти заменяющее удовольствие. В следствии

чего называет религию то «сублимированным продуктом сексуальных влечений»,

то «коллективной иллюзией, возникшей вследствие подавления первичных

природных влечений.»[7]

В христианстве любовь к богу не оставалась постоянной, она менялась в

своей форме и в своей интенсивности. Достигнув высшего напряжения в средние

века, она стала постепенно утрачивать свою возвышенность и

непосредственность.

К «пятому кругу» любви относится любовь к природе и в частности

космическая любовь, которая, направленная на мир в целом, говорит о

единстве человека и мира и об их взаимовлиянии. С точки зрения П.Т. де

Шардена, «всеобъемлющая, космическая любовь не только психологически

возможна, она единственно полный и конечный способ, которым мы можем

любить.»[8] Космическое чувство единства со Вселенной проявляется перед

лицом красоты, при созерцании природы, в музыке. Чувство всеобщей любви, по

мнению многих философов, - это стремление к единению, свойственное как

живой, так и неживой природе.

На рубеже средних веков и Нового времени идею космической любви развивал

Николай Кузанский и Марсилио Фичино, которые сравнивали это чувство с

крепчайшим обручем, который скрепляет мироздание в одно сооружение, а всех

людей - в единое братство. Несколько позднее о любви, как о всепроникающем

космическом чувстве, говорили Д.Бруно, Я.Беме и другие. Однако затем эта

тенденция сошла на нет. Существенную роль в этом сыграло переосмысление

мировых сил, начатое ньютоновской механикой.

Шестой «круг» включает в себя любовь к истине, к добру, к прекрасному,

любовь к справедливости. Внутреннее единство всех этих видов любви

очевидно: в каждом из них существенную роль играет социальная составляющая,

вследствие чего эти чувства оказываются менее личностными и во многом

являются выражением групповых чувств, объединяя людей в коллективе. В

отличии, например, от эротической любви, которая объединяет двоих,

отсоединяя их от общества.

Так, понятие справедливости - одно из центральных в морали, праве,

экономике, политике, идеологии. И нет, пожалуй, такой области человеческих

отношений, где не вставал бы вопрос об их справедливости и

несправедливости. Еще Сократ высказал убеждение, что нельзя ставить ничего

выше справедливости - ни детей, ни жизнь. Но уже Аристотель замечал, что

все люди высоко ценят справедливость, но каждый воспринимает ее по-своему.

Высокую оценку стремлению к справедливости дает Ф.Ницше: «Поистине никто

не имеет больших прав на наше уважение, чем тот, кто хочет и может быть

справедливым. Ибо в справедливости совмещаются и скрываются высшие и

редчайшие добродетели, как в море, принимающем и поглощающем в своей

неизведанной глубине впадающие в него со всех сторон реки.»[9]

Любовь к справедливости представляет собой сложное, комплексное чувство,

где переплетаются любовь к себе и к близким, любовь к человеку и к родине,

любовь к добру и к истине. Тем не менее, в любви к справедливости есть

независимое содержание, которое не позволяет свести все значение к ее

составляющим.

Седьмой «круг любви» - это любовь к творчеству, к славе, к своей

деятельности, к свободе, к богатству. Любовь к деньгам имеет определенную

социальную предпосылку: неуверенность в будущем, желание обезопасить себя

перед испытаниями судьбы. «Деньги и власть, - пишет Гессе, - изобретены

недоверием. Кто не доверяет жизненной силе в себе самом, у кого нет этой

силы, тот восполняет ее таким знаменателем, как деньги.»[10] Но далеко не

каждый человек найдет в себе сил положиться только на свой талант, о

котором говорит Гессе. И желание минимальной стабильности в жизни вполне

понятно и объяснимо.

Восьмой «круг» - это любовь к игре, к общению, к коллекционированию, к

путешествиям.

И наконец, последний «круг», который, в принципе, уже и не является

«кругом любви» - это влечение к пище и к сквернословию. Это скорее

пристрастия, которые нельзя поставить в один ряд с любовью к человеку или

богу, но они напоминают отдаленные модусы любви.

В этой схеме, где наиболее полно представлена вся гамма разнообразных

форм любви, просматривается четкая закономерность: чем дальше мы

продвигаемся от центра, тем ниже интенсивность любви и больше роль

социальных влияний. Так, например, эротическая любовь и любовь к детям

способны заполнить всю эмоциональную жизнь человека; любовь к творчеству и

к славе чаще всего составляет только часть жизни; пристрастие к игре и

коллекционированию - это всего лишь один аспект существования человека.

Теперь, ознакомившись со всем разнообразным спектром форм любви,

остановим внимание на одном из главных видов человеческих отношений: любви

между мужчиной и женщиной; и рассмотрим как менялась философская оценка

этого чувства от античности через средневековье, и как философские

концепции этих эпох повлияли на становление понимания любви в Новом

времени.

Глава 2.

Становление понимания любви от античности

через средневековье к эпохе Возрождения.

2.1 Зарождение эротической любви в античном мире.

Достаточно часто можно встретиться с утверждением, что в Древнем мире

любви не было, и этот феномен возник только средние века, поскольку любовь

- это интимное, личностное переживание, до которого сознание людей в ту

эпоху еще не доросло. Однако это гипотеза не может служить основанием для

полного отрицания любви между мужчиной и женщиной в период Античности.

В древнем обществе, когда представления о личности (ее ценности,

самостоятельности, независимости) находились в зачаточном состоянии и

индивид был растворен в коллективе как в едином целом, где его действия и

побуждения были подчинены интересам коллектива, соответственно понималась и

любовь. Мифология как мировоззрение древних рассматривает любовь не столько

как факт личной жизни, сколько как универсальный космический процесс, в

котором человек участвует, но не играет решающей роли. В этом плане очень

остро вставал вопрос о том, как единое по своему происхождению человечество

поляризуется и выражается в двух полах - в мужском и женском. Во многих

древних памятниках подчеркивается единая, несмотря на физиологические

отличия, сущность человечества.

Так, в диалоге Платона «Пир» Аристофан излагает миф о первобытных людях,

в котором говорит о том, что «прежде всего, люди были трех полов, а не

двух, как ныне, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе

признаки этих обоих.»[11]

Тема бисексуализма и смены полов затрагивается и в Ветхом завете в главе

о происхождении человека: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у

человека, жену, и привел ее к человеку.» (Быт., 2:7,21-24). Таким образом,

сам Адам изначально сотворен как «мужчина и женщина», и только потом Ева

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.