Рефераты. Танатология, как учение о смерти






благородных потомков. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и

святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и

имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о

неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создается впечатление,

что чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих

судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше

у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность

влиять на жизнь сотен миллионов людей, "харизма" власти вызывает у многих

состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают

легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний,

которые наука называет "измененные состояния сознания". В основном они

являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных

религиях и цивилизациях. Тут возможны "прорыв" в иные измерения

пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз и

просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.

Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его

достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно,

эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки

той или иной цивилизации.

2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.

Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям -

христианству, исламу и буддизму и цивилизациям, на них основанным.

2.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит

из ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения" и

новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти".

Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие

личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к

нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это

сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-

космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом,

который тоже есть личность.

Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к

жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую

и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление

к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в

Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын

Человеческий". Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в

пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не

трагедия, а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых

и где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражению

одного из нравственных иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило,

заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а

тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.

Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного

жида" Агасфера. Когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу

и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за

что и был покаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в

век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа,

который один может лишить его постылого бессмертия.

Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти,

голода, холода, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь

без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности.

Все в цветущей юности и возрасте Христа утешаются блаженством, вкушают

плоды мира, любви, радости и веселья, причем "друг друга любят как себя".

Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти:

"Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианство

категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе,

его жизнь и смерть " в воле Божьей".

2.2. Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенности

человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На

вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллах дает

ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он

ничем?". В отличие от христианства, земная жизнь в исламе расценивается

высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие

воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в

загробную жизнь является необходимой,

поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не

с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает

творение совершенно нового мира. О каждом человеке будет представлена

"запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий

приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали

и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может

находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире.

Ислам категорически запрещает самоубийство.

Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники

могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Рай - это

прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и

вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также

"черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга".

Сидящих на коврах и опирающихся на зеленые подушки обходят "мальчики вечно

юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад для грешников -

огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову

дьявола, а их удел - "вопли и рев". Спрашивать Аллаха о смертном часе

нельзя, так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, -

может быть, час уже близок".

2.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно

отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывался

отвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину или смертен он?", а

также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В

сущности, признается только один вид "дивного бессмертия" - нирвана, как

воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего

атрибутов.

Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о

переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любое живое существо

снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного,

божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма

существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для

каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь

"хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и

т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным

несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное

прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.

Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в

постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость,

бессмысленность цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что

"рождение вновь и вновь - горестно". Выходом является путь обретения

нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления,

блаженного "острова", находящегося в глубине сердца человека, где ""ничем

не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечно

трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания

смерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни человека,

видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не

видевшего высшей жизни".

Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении,

невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо

обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения

к "высшей мудрости", достигнув которой существо сможет выйти из

"круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию,

стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других

восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к

самоубийству; оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным,

ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей, а только

приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую

привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, "природа личности

есть непрерывная смерть".

2.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на

безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных

людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все,

а смерть - непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь

бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался

найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей

каждому человеку смертью.

Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива

трех возможных путей решения этой проблемы.

Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и

просто здравым рассудком, что в мире невозможно полное уничтожение даже

элементарной частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество,

энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем.

Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот

бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать

сознанием, душой, с которой связывается наше "я". Более того, этот вид

бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно сказать в форме

парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно

отмирают эритроциты в крови, клети эпителия, выпадают волосы и т.д. Поэтому

зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе

невозможно не в действительности ни в мыслях. Это две стороны одной медали.

Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах

материального и духовного производства, которые входят в копилку

человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что

человечество бессмертно и идет космическое предназначение в духе идей

К.Э.Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально

самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие

каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается

открытым.

Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб

деятельности которых не выходит за рамки их дома и ближайшего окружения. Не

ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума,

соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей

просто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них

- не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных

делах и заботах. "Веровать в бога не трудно.... Нет вы в человека

уверуйте!" - Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам,

станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.

Заключение.

«Почему человек должен умереть? - писал В.Ф. Купревич. - Почему жизнь -

умирание? Нет объективного закона природы, который бы гласил: да, живой

организм должен умереть! И никогда не будет открыт этот закон. Его нет в

природе ...убежден, что взяв в свои руки дальнейшее совершенствование

своего организма, человек сможет воспользоваться этой щедростью природы и

сделать себя бессмертным... нет сегодня более важной, величественной и

благородной задачи, чем победить процессы старения и смерти человека".

Подобные же мысли мы находим у А.Кларка. При всем оптимизме подобных

высказываний мы не можем относиться к ним без улыбки как к увлекательной

фантазии. Все имеет свое начало, развитие и конец. Этот закон органического

мира никто не опровергнет. Здесь уместно привести одну мысль Л.Фейербаха,

касающуюся этой проблемы. "В природе не существует другого бессмертия,

кроме продолжения рода, при котором данное существо продолжается в

существах себе подобных, т.е. на место умершего индивидуума постоянно

заступает новый". И, наконец, замечательная мысль была высказана советским

патологом академиком АМН СССР И.В. Давыдовским: "...долголетие и связанная

с ним проблема активной творческой старости - это нечто более реальное, чем

скучное бессмертие".

Литература

1. Настольная книга атеиста. Издательство политической литературы. Москва,

1975 г.

2. Философия. Учебное пособие для студентов. 1997 г.

3. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов.

4. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта, М.,1976

5. Кулаков А.Е. Религии мира: пособие для учащихся. - М.: АСТ,1996

6. «Человек» М. 1991г. №2 Неговский В.А. «Клиническая смерть глазами

реаниматолога», «Посмертный опыт или вспышка пережитого»

7. «Вопросы философии» 1994г. №3

8. www.requiem.ru

9. www.xx.lipetsk.ru

10. www.tzone.kulichiki.com

11. www.piramyd.express.ru

12. www.nadesika.narod.ru

13. www.monax.ru

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.