Рефераты. Танатология, как учение о смерти






Танатология, как учение о смерти

РЕФЕРАТ

по курсу «Культурология»

тема: Танатология, как учение о смерти

Выполнил:

Проверил:

Введение.

Тема смерти и умирания зачаровывала человека с незапамятных времен,

едва ли не с того самого момента, как его интеллект развился до осознания

того, что закон непостоянства, столь очевидный в окружающем мире, приложим

к его собственному потоку бытия.

Наука, занимающаяся изучением вопросов смерти и умирания, называется

танатологией (от греческого смерть - танос).

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее

подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий,

философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы

о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия.

Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи

и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или

старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который

в принципе может привести к самоуничтожению человечества.

Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и

смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

Мы — это великая косметическая цивилизация, и нигде это качество нашей

эпохи не проявляется столь очевидно, как в наших подходах и обычаях,

относящихся к смерти и умиранию. Мы можем видеть косметическую смерть по

телевидению у себя дома сотни раз в день. Настоящие армии поднимаются и

падают на экране перед нашими глазами, но по какой-то таинственной причине

реальность смерти должна быть скрыта из нашего непосредственного окружения.

Воображаемая смерть — это нечто искушающее и интригующее, но реальная

смерть становится чем-то отвратительным и страшным.

Болезнь, старость и смерть стали табуированными темами в нашем

обществе. Мы постоянно вынуждены скрывать саму мысль о нашей собственной

смерти. Людей побуждают чувствовать вину за их растущие годы, и вопрос о

возрасте становится почти оскорблением, как бестактное напоминание об

инвалидности в неподходящий момент.

Мы — общество, боготворящее молодежь и молодость, и это отношение

превращает любое усилие в имитацию. Миллиарды долларов в год тратятся на

пластические операции, красители для волос, кремы для тела, бесконечные

ухищрения косметики и другие бесчисленные приемы в надежде выглядеть моложе

и здоровее, чем мы есть в действительности. Эти методы камуфляжа не только

считаются приемлемыми для предположительно зрелого человеческого существа,

но поощряются и считаются нормальными и необходимыми. Размышлять о

собственной смерти считается опасной патологией, а разговор об этом в

обществе неодобрительно рассматривается как признак крайне дурного вкуса.

Однако в последние десятилетия наблюдается значительный прорыв в

серьезном изучении смерти и умирания. Современная психология начинает

срывать табу, касающиеся смерти, таким же образом, как Фрейд почти столетие

назад сорвал покров, окружавший сексуальность. Такие исследователи, как д-

ра Кублер-Росс, Реймонд Кэри, Э. Харальдсон, Эрнест Бекер и др., сделали

огромный вклад в танатологию. В результате их клинических наблюдений смерти

и работы с умирающими даже самые консервативные науки начали признавать то,

что хотя смерть нельзя увидеть в микроскоп, она тем не менее наблюдаема как

психологическое явление, которое имеет большее значение для человека, чем

просто конец его физического тела.

По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие,

поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи

противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь

уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая

жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог

достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о

жизни достаточно негативно, Жизнь - страдание (Будда: Шопенгауэр и др.);

жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь -

борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть

глупца, рассказанная идиотом " (Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко

погружена в неправду" (Ницше) и т.п.

Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа "Жизнь -

копейка". Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а

как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь

каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась

жизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Греческий мудрец

Эпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам

никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а

когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".

Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для

философского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе,

соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в

этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Смерть

вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные

практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо.

Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически

опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное

бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование

амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек

должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Человек не может

смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира,

где кипит жизнь

Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй,

единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые,

любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и

делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие "там" и вернувшиеся

назад, но здравый рассудок отказывается этому верить.

Небезынтересно привести некоторые примеры высказываний зарубежных

авторов по поводу реальности "загробной жизни". Профессор психиатрии и

психологии Э.Кюблер-Росс, Дж.Вейс, широко известный в США врач-психиатр,

доктор философии Р.Моуди, работы которого пользовались особым успехом. В

своих работах они обобщили рассказы о переживаниях умиравших и оживленных

больных, опираясь исключительно на воспоминания этих людей о том, как они в

момент умирания сначала слышали неприятный шум, громкий звон, затем

передвигались по длинному темному тоннелю, в конце которого сиял свет;

встречались с ранее умершими родственниками и друзьями. Все это время они

ощущали, что находятся вне своего тела. Затем наступало чувство

умиротворения и радости от воссоединения со своей телесной оболочкой.

Авторы не утверждают категорично реальность своей концепции о потустороннем

мире, но говорят о необходимости дальнейших исследований в этой области,

основанных на чисто научных экспериментах. Вместе с тем они рекомендуют

прислушиваться и к некоторым повествованиям тех, кто возвращается к жизни и

чьи рассказы, были вполне искренними.

Но существует и противоположное мнение. Автор статьи под названием

"Реальность переживаний при умирании" Е.Роудин утверждает, что рассказы

больных об ощущениях, пережитых ими якобы уже вне тела, являются одной из

форм токсического психоза, а не воспоминаниями о пребывании в потустороннем

мире. К.Дюкасс утверждает, что поскольку люди, пережившие предсмертное

состояние, избежали смерти, значит, они не существовали независимо от

своего тела. Даже если сознание, казалось бы, покинуло тело, фактически оно

могло бы еще зависеть от жизни продолжающего существовать тела. В статье

"Психология жизни после смерти" Р.Сигел приводит материалы обследования

больных с учетом экологических, антропологических и психологических данных.

Сходство между "потусторонними" видениями и галлюцинациями, вызванными

наркотиками, создает возможность точного анализа сути этих явлений.

Современными исследованиями установлено, что ощущения near-death носят, так

сказать, универсальный характер и основаны на фактах, поддающихся

объяснению: единая у людей всех стран мира структура мозга и принципы его

функционирования и раздражители. Результат исследования можно рассматривать

как выявление диссоциативной галлюцинаторной деятельности мозга.

Прежде всего следует помнить: когда речь идет о клинической смерти,

никаких элементов восприятия внешнего мира не существует. Кора мозга в это

время "молчит". На электрокардиограмме - прямая линия. Упоминавшиеся выше

разрозненные восприятия внешнего мира имеют место лишь в периодах умирания,

распада функций мозга и центральной нервной системы (ЦНС). Эти впечатления

хаотичны, они извращенно отражают реакцию человека на воздействие

окружающей среды, будучи, как мы упоминали ранее, продукцией функционально

больного мозга. Дольше всего сохраняются слуховые восприятия, тогда как

участки коры головного мозга, связанные со зрением, уже погибли и полностью

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.