аристократические или олигархические), морские Афины и сухопутные Спарта
начали исподваль долгую битву за гегемонию над всей Элладой.
Длительное соперничество и бесконечные взаимные гегемонисткие интриги
приводят их наконец к прямому военному столкновению, к войне, которая с
перерывами длилась с 431 по 404 г. до н.э. и завершилась победой Спарты.
Эта Пелопоннесская война вовлекла в свою орбиту почти все греческие
города государства.
Вторая половина жизни Сократа, таким образом, протекала в обстановке
межгреческой войны, в ряде сражений которой он и сам непосредственно
участвовал в качестве афинского гоплита.
Еще до официального начала войны со Спартой Афины организуют в 432 г.
до н.э. поход на коринфскую колонию Потидею, котоая ранее некоторое время
была членом Афинского морского союза, а к этому времени вместе с рядом
других городов, недовольных политикой Афин, заявила о своем выходе из
союза. Уже в 435 г. до н.э., во время столкновения Коринфа и Керкиры,
Афины по совету Перикла встали на сторону Керкиры и, приняв ее в морской
союз, послали ей не выручку свои суда. Проспартанская позиция Коринфа была
тем самым предопределена, а новая антикоринфская акция Афин в виде похода
на Потидею еще более приближала прямое столкновение Афин со Спартой.
Сократ находился в числе тех 2 тыс. Гоплитов, которых Афины направили с
флотом против Потидеи. Вместе с Сократом в походе участвовал и
симпатизировавший ему молодой Алкивиад, воспитанник Перикла, своего
законного опекуна. Из рассказа Алкивиада, проводимого Платоном в диалоге
«Пир», видно, что Сократ пробыл у Потидеи по крайней мере зиму и лето и
участвовал как и в главной битве, так и некоторое время в последующей
осаде города, который был взят гораздо позже, в начале 429 г. до н.э.
В ходе трудной потидейской экспедиции Сократ проявил себя стойким,
мужественным и храбрым воином. Честолюбивый Алвивиад признается, что
выносливастью и выдержкой Сократ превосходил всех. В зимнюю стужу, когда
другие афиняне мерзли в теплой одежде и обуви, Сократ в своем обычном
наряде - в плаще и босиком - легко и непринужденно шагал по снегу и льду.
Товарищи по оружию косо поглядывали на облик и поведение этого странного
гоплита, полагая, что тот дурачится и глумится над ними.
В бою под Потидеей Сократ и Алкивиад оказались на том крыле афинского
войска, где успех сопутствовал неприятелю. Отступая, Сократ вынес с поля
боя раненого Алкивиада и его оружие. После боя, который был выигран
афинянами, Алкивиад высказался за присуждение воинской награды Сократу. Но
военачальники, учитывая высокое положение Алкивиада, решили наградить
именно его. На этом, собственно, настаивал и его спаситель.
Отважно вел себя Сократ и в сражении при Делии (424 г. до н.э.). Бой
сложился не в пользу афинян, и их войско обратилось в бегство.
Алкивиад, также участвовавший в битве при Делии, рассказывает, что застал
Сократа отступающим вместе с Лахетом, известным афинским полководцем,
который славился своим мужеством. Сократ, по словам Алкивиада, вел сбея с
гораздо большим самообладанием, чем его прославленный товарищ. Весь его
вид во время вынужденного отхода, который, кстати, закончился удачно,
свидетельствовал о спокойной готовности Сократа постоять за себя и дать
отпор наседавшему врагу.
Последним сражением, в котором Сократ вновь встретился лицом к лицу со
смертью, была жестокая битва под Амфиполем (422 г. до н.э.) на фракийском
побережьи. Афинское войско под начлом Клеона было неожиданно атаковано и
разбито отрядом спартанских доровольцев, во главе которого стоял
талантливый военачальник Брасид. В бою погибли и Клеон, и Брасид. Этой
битвой завершился первый период Пелопоннесской войны. В 421 г. до н.э.
между Афинами и Спартой был заключен мир на 50 лет, так называемый Никиев
мир, нарушенный, правда, уже через 8 лет новыми военными действиями.
В сражениях заключительного этапа Пелопоннесской войны (413 - 404 гг. до
н.э.), завершившейся поражением Афин, Сократ в силу его уже преклонного,
непризывного возраста не участвовал. Испытание Сократа-гоплита на мужество
и стойкость, лицом к лицу со смертью - одно из многих испытаний, выпавших
на долю Сократа-человека и вынесенныхим с поразительной верностью себе и
своему пониманию долга перед полисом.
Эта цельность Сократа сквозит во всех его поступках и мыслях: в
многообразных проявлениях и обнаружениях и повсюду Сократ остается одним и
тем же - самим собой. Поэтому, узнав нечто о Сократе, мы уже обладаем
ключом ко всему сократовскому, но прояснить себе и по достоинству оценить
это можно лишь в свете всего знания о нем. Здесь и тривиальная простота
Сократа и головокружительная его сложность.
Выразительные примеры гражданского мужества Сократ продемонстрировал и при
отстаивании попираемых законов полиса, и защите сограждан, ставших жертвой
беззаконий.
Демон Сократа, императивный голос его совести, его внутренний бог,
запрещал ему заниматься политической деятельностью. Это, однако, отнюдь не
означало кокой-то индифферентности по отношению к политике и делам полиса,
безразличия к своим обязанностям гражданина и судьбам всего государства.
Речь, судя по всему, шала о том, что сократовский демон запрещал
заниматься активной политической карьерой, домогаться власти и
государственных должностей.
В конце жизни Сократ, умудренный опытом, касаясь этого запрета демона,
замечает: «И по-моему, прекрасно делает, что возбраняет. Будьте уверены,
афиняне, что если бы я попытался заняться государственными делами, то уже
давно бы погиб и не принес бы пользы ни себе, ни вам. И вы на меня не
сердитесь за то, что я вам скажу правду: нет такого человека, который мог
бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь
другому большинству и хотел бы предотвратить все то множество
несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет,
кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему суждено уцелеть
хоть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на
общественное поприще не должен» (Платон. Апология Сократа.).
Сократа отказался от прямой политической деятельности по принципиальным
основаниям, но показательна и его ссылка на выгоды отказа от опасной и
интриганской политики.
Заняв такую позицию, Сократ не выступал всенародно, не предлагал своих
советов афинскому народному собранию, чем обычно занимались люди,
добивавшиеся политического влияния и власти. Он вел частные беседы и свои
советы давал частным образом. Но в этих частных беседах активно обсуждались
все основные стороны государственной жизни, проблемы политики, права,
справедливости, гражданских обязанностей, добродетелей и пороков,
критически рассматривались недостатки афинской политики. Предлагались пути
ее совершенствования и т.п. Публично-политическая нацеленность подобных
сократовских бесед была очевидна. Свою «частную» деятельность по морально-
политическому перевоспитанию сограждан, их переориентации на новые
ценности, разоблачению недостатков и пороков полиса и его членов Сократ
расценивал в качестве божественного дара Афинам.
Этим добровольным поучением собеседников добродетели Сократ занимался
бескорыстно, без всякой платы и материального расчета, во имя своего
высшего призвания забросим свои домашние дела и пребывая в крайней
бедности.
Об имущественном положении Сократа и его семейной жизни еще в древности
было сочинено немало забавных историй. Сократ был скорее беден, чем богат.
О своей бедности как общеизвестном факте он говорил и на суде (399 г. до
н.э.), заявив, что, занявшись философской деятельностью, он забросил все
свои хозяйственные дела, что привело к семейным неурядицам.
Сократовские беседы покдлючали его к большой политике, оказывали влияние
на нее, были формой соучастия в делах окружающего мира. Однако принципы
своей позиции философ последовательно отстаивал и в тех случаях, когда
судьба напрямую сталкивала его с политикой. Волею жребия он однажды
оказался все же важным должностным лицом в Афинах. Это произошло в 406 г.
до н.э., когда Сократ был избран, по принятой в таких случаях процедуре
жребия, членом афинского Совета (буле) от филы Антиохиды, куда входил и
его родной дем Алопеке.в качестве члена Совета Сократу пришлось участвовать
в разборе нашумевшего дела афинских стратегов.
Обстоятельства этого дела были таковы. Афинский флот нанес поражение
спартанцам и их союзникам в морском сражении при Аргинусских островах, но
из-за поднявшейся сильной бури афиняне не смогли спасти тонущих
соотечественников и подобрать трупы погибших товарищей, с тем чтобы потом
их надлежаще похоронить. Когда весть об этом дошла до Афин,все десять
стратегов были обвинены в нарушении религиозных традиций. В город
вернулось только шесть стратегов, в том числе - сын Перикла, Перикл-
младший; остальные решили выждать политическую бурю, последовавшую за
морской, вдали от разгоряченного афинского демоса. Не явившиеся стратеги
обвинялись заочно.
Предложение главного обвинителя стратегов, демагога Калликсена. Состояло в
том, чтобы одним общим голосованием на народном собрании решить вопрос о
вине всех стратегов вместе и приговорить их к смерти, как говорится,
чохом. Такой прием был противозаконным, поскольку явно нарушал известную
псефизму (- постановление народного собрания по определенному вопросу)
Каннона, требовавшую .чтобы дело каждого обвиняемого разбиралось отдельно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7