Рефераты. Судьба Сократа или его концепция человека в философии






аристократические или олигархические), морские Афины и сухопутные Спарта

начали исподваль долгую битву за гегемонию над всей Элладой.

Длительное соперничество и бесконечные взаимные гегемонисткие интриги

приводят их наконец к прямому военному столкновению, к войне, которая с

перерывами длилась с 431 по 404 г. до н.э. и завершилась победой Спарты.

Эта Пелопоннесская война вовлекла в свою орбиту почти все греческие

города государства.

Вторая половина жизни Сократа, таким образом, протекала в обстановке

межгреческой войны, в ряде сражений которой он и сам непосредственно

участвовал в качестве афинского гоплита.

Еще до официального начала войны со Спартой Афины организуют в 432 г.

до н.э. поход на коринфскую колонию Потидею, котоая ранее некоторое время

была членом Афинского морского союза, а к этому времени вместе с рядом

других городов, недовольных политикой Афин, заявила о своем выходе из

союза. Уже в 435 г. до н.э., во время столкновения Коринфа и Керкиры,

Афины по совету Перикла встали на сторону Керкиры и, приняв ее в морской

союз, послали ей не выручку свои суда. Проспартанская позиция Коринфа была

тем самым предопределена, а новая антикоринфская акция Афин в виде похода

на Потидею еще более приближала прямое столкновение Афин со Спартой.

Сократ находился в числе тех 2 тыс. Гоплитов, которых Афины направили с

флотом против Потидеи. Вместе с Сократом в походе участвовал и

симпатизировавший ему молодой Алкивиад, воспитанник Перикла, своего

законного опекуна. Из рассказа Алкивиада, проводимого Платоном в диалоге

«Пир», видно, что Сократ пробыл у Потидеи по крайней мере зиму и лето и

участвовал как и в главной битве, так и некоторое время в последующей

осаде города, который был взят гораздо позже, в начале 429 г. до н.э.

В ходе трудной потидейской экспедиции Сократ проявил себя стойким,

мужественным и храбрым воином. Честолюбивый Алвивиад признается, что

выносливастью и выдержкой Сократ превосходил всех. В зимнюю стужу, когда

другие афиняне мерзли в теплой одежде и обуви, Сократ в своем обычном

наряде - в плаще и босиком - легко и непринужденно шагал по снегу и льду.

Товарищи по оружию косо поглядывали на облик и поведение этого странного

гоплита, полагая, что тот дурачится и глумится над ними.

В бою под Потидеей Сократ и Алкивиад оказались на том крыле афинского

войска, где успех сопутствовал неприятелю. Отступая, Сократ вынес с поля

боя раненого Алкивиада и его оружие. После боя, который был выигран

афинянами, Алкивиад высказался за присуждение воинской награды Сократу. Но

военачальники, учитывая высокое положение Алкивиада, решили наградить

именно его. На этом, собственно, настаивал и его спаситель.

Отважно вел себя Сократ и в сражении при Делии (424 г. до н.э.). Бой

сложился не в пользу афинян, и их войско обратилось в бегство.

Алкивиад, также участвовавший в битве при Делии, рассказывает, что застал

Сократа отступающим вместе с Лахетом, известным афинским полководцем,

который славился своим мужеством. Сократ, по словам Алкивиада, вел сбея с

гораздо большим самообладанием, чем его прославленный товарищ. Весь его

вид во время вынужденного отхода, который, кстати, закончился удачно,

свидетельствовал о спокойной готовности Сократа постоять за себя и дать

отпор наседавшему врагу.

Последним сражением, в котором Сократ вновь встретился лицом к лицу со

смертью, была жестокая битва под Амфиполем (422 г. до н.э.) на фракийском

побережьи. Афинское войско под начлом Клеона было неожиданно атаковано и

разбито отрядом спартанских доровольцев, во главе которого стоял

талантливый военачальник Брасид. В бою погибли и Клеон, и Брасид. Этой

битвой завершился первый период Пелопоннесской войны. В 421 г. до н.э.

между Афинами и Спартой был заключен мир на 50 лет, так называемый Никиев

мир, нарушенный, правда, уже через 8 лет новыми военными действиями.

В сражениях заключительного этапа Пелопоннесской войны (413 - 404 гг. до

н.э.), завершившейся поражением Афин, Сократ в силу его уже преклонного,

непризывного возраста не участвовал. Испытание Сократа-гоплита на мужество

и стойкость, лицом к лицу со смертью - одно из многих испытаний, выпавших

на долю Сократа-человека и вынесенныхим с поразительной верностью себе и

своему пониманию долга перед полисом.

Эта цельность Сократа сквозит во всех его поступках и мыслях: в

многообразных проявлениях и обнаружениях и повсюду Сократ остается одним и

тем же - самим собой. Поэтому, узнав нечто о Сократе, мы уже обладаем

ключом ко всему сократовскому, но прояснить себе и по достоинству оценить

это можно лишь в свете всего знания о нем. Здесь и тривиальная простота

Сократа и головокружительная его сложность.

Выразительные примеры гражданского мужества Сократ продемонстрировал и при

отстаивании попираемых законов полиса, и защите сограждан, ставших жертвой

беззаконий.

Демон Сократа, императивный голос его совести, его внутренний бог,

запрещал ему заниматься политической деятельностью. Это, однако, отнюдь не

означало кокой-то индифферентности по отношению к политике и делам полиса,

безразличия к своим обязанностям гражданина и судьбам всего государства.

Речь, судя по всему, шала о том, что сократовский демон запрещал

заниматься активной политической карьерой, домогаться власти и

государственных должностей.

В конце жизни Сократ, умудренный опытом, касаясь этого запрета демона,

замечает: «И по-моему, прекрасно делает, что возбраняет. Будьте уверены,

афиняне, что если бы я попытался заняться государственными делами, то уже

давно бы погиб и не принес бы пользы ни себе, ни вам. И вы на меня не

сердитесь за то, что я вам скажу правду: нет такого человека, который мог

бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь

другому большинству и хотел бы предотвратить все то множество

несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет,

кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему суждено уцелеть

хоть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на

общественное поприще не должен» (Платон. Апология Сократа.).

Сократа отказался от прямой политической деятельности по принципиальным

основаниям, но показательна и его ссылка на выгоды отказа от опасной и

интриганской политики.

Заняв такую позицию, Сократ не выступал всенародно, не предлагал своих

советов афинскому народному собранию, чем обычно занимались люди,

добивавшиеся политического влияния и власти. Он вел частные беседы и свои

советы давал частным образом. Но в этих частных беседах активно обсуждались

все основные стороны государственной жизни, проблемы политики, права,

справедливости, гражданских обязанностей, добродетелей и пороков,

критически рассматривались недостатки афинской политики. Предлагались пути

ее совершенствования и т.п. Публично-политическая нацеленность подобных

сократовских бесед была очевидна. Свою «частную» деятельность по морально-

политическому перевоспитанию сограждан, их переориентации на новые

ценности, разоблачению недостатков и пороков полиса и его членов Сократ

расценивал в качестве божественного дара Афинам.

Этим добровольным поучением собеседников добродетели Сократ занимался

бескорыстно, без всякой платы и материального расчета, во имя своего

высшего призвания забросим свои домашние дела и пребывая в крайней

бедности.

Об имущественном положении Сократа и его семейной жизни еще в древности

было сочинено немало забавных историй. Сократ был скорее беден, чем богат.

О своей бедности как общеизвестном факте он говорил и на суде (399 г. до

н.э.), заявив, что, занявшись философской деятельностью, он забросил все

свои хозяйственные дела, что привело к семейным неурядицам.

Сократовские беседы покдлючали его к большой политике, оказывали влияние

на нее, были формой соучастия в делах окружающего мира. Однако принципы

своей позиции философ последовательно отстаивал и в тех случаях, когда

судьба напрямую сталкивала его с политикой. Волею жребия он однажды

оказался все же важным должностным лицом в Афинах. Это произошло в 406 г.

до н.э., когда Сократ был избран, по принятой в таких случаях процедуре

жребия, членом афинского Совета (буле) от филы Антиохиды, куда входил и

его родной дем Алопеке.в качестве члена Совета Сократу пришлось участвовать

в разборе нашумевшего дела афинских стратегов.

Обстоятельства этого дела были таковы. Афинский флот нанес поражение

спартанцам и их союзникам в морском сражении при Аргинусских островах, но

из-за поднявшейся сильной бури афиняне не смогли спасти тонущих

соотечественников и подобрать трупы погибших товарищей, с тем чтобы потом

их надлежаще похоронить. Когда весть об этом дошла до Афин,все десять

стратегов были обвинены в нарушении религиозных традиций. В город

вернулось только шесть стратегов, в том числе - сын Перикла, Перикл-

младший; остальные решили выждать политическую бурю, последовавшую за

морской, вдали от разгоряченного афинского демоса. Не явившиеся стратеги

обвинялись заочно.

Предложение главного обвинителя стратегов, демагога Калликсена. Состояло в

том, чтобы одним общим голосованием на народном собрании решить вопрос о

вине всех стратегов вместе и приговорить их к смерти, как говорится,

чохом. Такой прием был противозаконным, поскольку явно нарушал известную

псефизму (- постановление народного собрания по определенному вопросу)

Каннона, требовавшую .чтобы дело каждого обвиняемого разбиралось отдельно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.