Рефераты. Субстанция и материя






философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо

нельзя смешивать философское понятие (термин) материя с естественнонаучными

представлениями о материальном мире. С развитием естествознания происходит

смена одного научного представления о мире (материи) другим, более глубоким

и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не

может опровергнуть смысл и значение философского понятия (категории)

"материя", которая служит для обозначения объективной реальности, данной

человеку в его ощущениях и существующей независимо от них.

Современное естественно-научное представление о структуре строении

материи.

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов,

которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в

сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый

сам по себе, не м. быть отождествлен с материей, но все их многообразие,

включая их связи, составляет мат. действительность. В домарксовском

материализме материя часто понимается как нечто существующее наряду с

вещами, как некоторая телесность, праматерия, из которой возникают и в

которую исчезают конкректные вещи. Диалектический материализм развивает

иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как

бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой

точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов,

через них, а не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным

философским понятием. Диалектико-материалистическое определение этого

понятия было дано Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”:

“Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности,

которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,

отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.” В этом

определении выделено 2 основных признака: 1) материя существует независимо

от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями.

первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к

сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального

мира. Таким образом, определение материи предстает как сжатая, свернутая

формулировка материалистического решения ОВФ. Словом, оно сразу позволяет

провести разграничительные линии между материализмом, с одной стороны, и

идеализмом и агностицизмом - с другой. Вместе с тем ленинское определение

материи заключает в себе и такое содержание, которое отличает

диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении

отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления

каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и

другие определения. Например, многие материалисты 18-19 в определили

материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен

мир. Но Ленин дает совершенно иное определение материи. На каждом этапе

познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты

неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять

материю через перечисление ее известных видов и форм, если учесть, что

последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых,

неизвестных ранее свойств, видов и форм материи. Несостоятельны также

попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды в качестве

своеобразных “первокирпичиков” мироздания. Здесь заранее предполагается,

что такие “первокирпичики” вечны, неизменны и не возникают ни из каких

других объектов (если же они возникают из какого-то предшествующего

состояния материи, то тогда они уже не могут рассматриваться в качестве

последнего основания материального мира). Таким образом, остается только

один способ определить материю - выделить такой предельно общий признак,

который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они

уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является

свойство "быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания".

Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм

неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость. В

основе современного научного представления о строении материи лежит идея ее

сложной системной организации. Любой обьект материального мира может быть

рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая

характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело

можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула

тоже является системой, которая состоит из атомов и определенных связи

между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра

и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра.

Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру.

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые

свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но

основные связи могут сохраняться, и это является условием существования

системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как устойчивые связи, не

изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между

элементами системы и образуют ее структуру. Система - это элементы и их

структура. Любой объект материального мира уникален и нетождественен

другому. Наличие общих признаков оранизации позволяет объединить раличные

объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями

организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между

собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.

1. Материя и её атрибуты.

1. Пространство и время – формы существования материи.

Время и пространство - основные формы существования материи. Философию

прежде всего интересует вопрос об отношении время и пространства к материи,

т. е., являются ли время и пространство реальными или это чистые

абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают

зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как

формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы

чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель).

Материализм подчеркивает объективный характер время и пространства. В том,

что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их

универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, время же - последовательность

существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т. е. всякий

материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к

будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь

времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение

является сущностью времени и пространства и что, следовательно, материя,

движение, Время и пространство неотделимы друг от друга. Эта идея получила

подтверждение в современной физики. Естествознание 18 -19 в., говоря об

объективности времени и пространства, рассматривало их, вслед за Ньютоном,

в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно

независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими

взглядами древних натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели

вплоть до 20 в. отождествляли пространство пустотой, считали его

абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время -

протекающим равномерно. Современная физика отбросила старые представления о

пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей

бесконечной вселенной. Главный вывод теории относительности Эйнштейна

состоит как раз в установлении того, что время и пространство существуют не

сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной

взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны

единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что

течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и

что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)

изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля

тяготения. В создании современной теории времени и пространства большую

роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие

неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о времени и

пространстве как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования

Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость

пространственных свойств от физической природы материальных тел,

обусловленность физико-химических свойств материи пространственным

расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о времени и

пространстве используется идеализмом для отрицания их объективной

реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в

своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об

объективно-реальном времени и пространстве.

Что же такое пpостpанство и вpемя? Пpостpанство и вpемя - это всеобщие

фоpмы существования матеpии. Нет и на может быть матеpии вне пpостpанства

и вpемени. Как и матеpия, пpостpанство и вpемя объективны, независимы

от сознания. Стpуктуpа и свойства движущейся матеpии опpеделяют

стpуктуpу и свойства пpостpанства и вpемени. Пpостpанство и вpемя зависят

не только от матеpии, но и дpуг от дpуга. Это обнаpуживается даже пpи

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.