философы, не имеет отношения к философскому представлению о материи, ибо
нельзя смешивать философское понятие (термин) материя с естественнонаучными
представлениями о материальном мире. С развитием естествознания происходит
смена одного научного представления о мире (материи) другим, более глубоким
и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не
может опровергнуть смысл и значение философского понятия (категории)
"материя", которая служит для обозначения объективной реальности, данной
человеку в его ощущениях и существующей независимо от них.
Современное естественно-научное представление о структуре строении
материи.
Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов,
которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в
сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый
сам по себе, не м. быть отождествлен с материей, но все их многообразие,
включая их связи, составляет мат. действительность. В домарксовском
материализме материя часто понимается как нечто существующее наряду с
вещами, как некоторая телесность, праматерия, из которой возникают и в
которую исчезают конкректные вещи. Диалектический материализм развивает
иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как
бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой
точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов,
через них, а не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным
философским понятием. Диалектико-материалистическое определение этого
понятия было дано Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”:
“Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.” В этом
определении выделено 2 основных признака: 1) материя существует независимо
от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями.
первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к
сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального
мира. Таким образом, определение материи предстает как сжатая, свернутая
формулировка материалистического решения ОВФ. Словом, оно сразу позволяет
провести разграничительные линии между материализмом, с одной стороны, и
идеализмом и агностицизмом - с другой. Вместе с тем ленинское определение
материи заключает в себе и такое содержание, которое отличает
диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении
отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления
каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и
другие определения. Например, многие материалисты 18-19 в определили
материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен
мир. Но Ленин дает совершенно иное определение материи. На каждом этапе
познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты
неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять
материю через перечисление ее известных видов и форм, если учесть, что
последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых,
неизвестных ранее свойств, видов и форм материи. Несостоятельны также
попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды в качестве
своеобразных “первокирпичиков” мироздания. Здесь заранее предполагается,
что такие “первокирпичики” вечны, неизменны и не возникают ни из каких
других объектов (если же они возникают из какого-то предшествующего
состояния материи, то тогда они уже не могут рассматриваться в качестве
последнего основания материального мира). Таким образом, остается только
один способ определить материю - выделить такой предельно общий признак,
который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они
уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является
свойство "быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания".
Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм
неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость. В
основе современного научного представления о строении материи лежит идея ее
сложной системной организации. Любой обьект материального мира может быть
рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая
характеризуется наличием элементов и связей между ними. Например, макротело
можно рассматривать как определенную организацию молекул. Любая молекула
тоже является системой, которая состоит из атомов и определенных связи
между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра
и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра.
Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру.
Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые
свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но
основные связи могут сохраняться, и это является условием существования
системы как целого. Сохраняющиеся связи выступают как устойчивые связи, не
изменяющиеся при вариациях системы. Эти устойчивые связи и отношения между
элементами системы и образуют ее структуру. Система - это элементы и их
структура. Любой объект материального мира уникален и нетождественен
другому. Наличие общих признаков оранизации позволяет объединить раличные
объекты в классы материальных систем. Эти классы часто называют уровнями
организации материи или видами материи. Все виды материи связаны между
собой генетически, то есть каждый из них развивается из другого.
1. Материя и её атрибуты.
1. Пространство и время – формы существования материи.
Время и пространство - основные формы существования материи. Философию
прежде всего интересует вопрос об отношении время и пространства к материи,
т. е., являются ли время и пространство реальными или это чистые
абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают
зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их то как
формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы
чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель).
Материализм подчеркивает объективный характер время и пространства. В том,
что время и пространство неотделимы от материи, проявляется их
универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения
одновременно сосуществующих объектов, время же - последовательность
существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т. е. всякий
материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к
будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь
времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение
является сущностью времени и пространства и что, следовательно, материя,
движение, Время и пространство неотделимы друг от друга. Эта идея получила
подтверждение в современной физики. Естествознание 18 -19 в., говоря об
объективности времени и пространства, рассматривало их, вслед за Ньютоном,
в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно
независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими
взглядами древних натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели
вплоть до 20 в. отождествляли пространство пустотой, считали его
абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время -
протекающим равномерно. Современная физика отбросила старые представления о
пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей
бесконечной вселенной. Главный вывод теории относительности Эйнштейна
состоит как раз в установлении того, что время и пространство существуют не
сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной
взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны
единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что
течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и
что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время)
изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля
тяготения. В создании современной теории времени и пространства большую
роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие
неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о времени и
пространстве как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования
Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость
пространственных свойств от физической природы материальных тел,
обусловленность физико-химических свойств материи пространственным
расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о времени и
пространстве используется идеализмом для отрицания их объективной
реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в
своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об
объективно-реальном времени и пространстве.
Что же такое пpостpанство и вpемя? Пpостpанство и вpемя - это всеобщие
фоpмы существования матеpии. Нет и на может быть матеpии вне пpостpанства
и вpемени. Как и матеpия, пpостpанство и вpемя объективны, независимы
от сознания. Стpуктуpа и свойства движущейся матеpии опpеделяют
стpуктуpу и свойства пpостpанства и вpемени. Пpостpанство и вpемя зависят
не только от матеpии, но и дpуг от дpуга. Это обнаpуживается даже пpи
Страницы: 1, 2, 3, 4