себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности
смысл, каждая есть некий символ (и урок). Мир дан средневековому
человеку не только во благо, но и в поучение.
Символизм и аллегоризм средневекового мышления, воспитанный в
первую очередь на священном писании и его толкованиях, был в высшей
степени изощренным и разработанным до тонкостей. Понятно, что
такого рода символическое истолкование природы мало способствовало ее
научному познанию, и только в эпоху позднего средневековья усиливается
интерес к природе как таковой, что и дает толчок развитию таких наук
,как астрономия, физика, биология.
2 Человек - образ и подобие Бога.
На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали
не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности
или нового времени. Однако две предпосылки этих ответов, как правило,
оставались общими.
Первая – это библейское определение сущности человека как «образа и
подобия божьего» - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая –
разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание
человека как «разумного животного».
Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие
примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного начала или
начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он
может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь
(животность)? Главное же определение человека как «образа и подобия
бога» тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют
сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать
ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
Первое, что отличает антропологию уже самих ранних христианских
философов от античной, языческой, - это крайне двойственная оценка
человека.
Человек не только занимает отныне первое место во всей природе как
ее царь - в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие
философы, - но и в качестве образа и подобия бога он выходит за
пределы природы вообще, становится как бы над нею (ведь бог
трансцендентен, запределен сотворенному им миру). И в этом
существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции
которой - платонизм и аристотелизм - не выносят человека из системы
других существ, в сущности, даже не дают ему абсолютного первенства
ни в одной системе.
Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его
разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии
разумных существ - душ, демонов, богов, разнообразных умов разной
степени "чистоты" и т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное,
то есть живое тело, наделенное душой, - только у людей, в отличие от
зверей и насекомых, душа еще и разумна.
Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между
человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек -
пришелец из другого мира (который можно назвать"небесным царством",
"духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться.
Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет
и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он
сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции
сложились представления, ставшие затем штампами: человек -царь природы,
венец творения и т.п.
Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие
из божественных свойств составляют сущность человека?
Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви - Григорий
Нисский. Бог - прежде всего царь и владыка всегосущного. Решив создать
человека, он должен был сделать его царем над всеми животными. А
царю необходимы две вещи: во-первых, это свобода (если царь лишен
свободы, то какой-же это царь?), во-вторых, чтобы было над кем
царствовать. И Бог наделяет человека разумом и свободной волей, то
есть способностью рассуждения и различения добра и зла: это и есть
сущность человека, образ божий в нем. А для того, чтобы он мог
сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает
ему тело и животную душу - как связующее звено с природой, над которой
он призван царствовать.
3 Проблема души и тела.
Согласно христианскому вероучению, сын божий Иисус Христос
воплотился в человека, чтобы своей мучительной смертью на кресте искупить
человеческие грехи и подарить людям спасение.
Идея боговоплощения противоречила не только древней языческой
культуре, но и другим монотеистическим религиям -иудаизму и исламу.
До христианства господствовало представление о принципиальном
различии, не совместимости божественного и человеческого, поэтому не
могло возникнуть и мысли о возможности слияния этих двух начал. И в
самом христианстве, где Бог представляется вознесенным над всем миром
в силу своей трансцендентности, а потому отделенным от природы гораздо
радикальнее, чем греческие боги, вселение Бога в человеческое тело - вещь
крайне парадоксальная. Не случайно в религии откровения, какой является
христианство, вера ставится выше знания: парадоксы, для ума
непостижимые, требуется принять на веру.
Догмат о воскресении во плоти определил в последствии христианскую
антропологию. В отличие от языческих верований в бессмертие человеческой
души, которая после смерти тела переселяется в другие тела,
средневековая мысль убеждена в том, что человек, когда придет время,
воскреснет целиком в своем телесном облике, потому что согласно
христианскому учению, душа не может существовать вне тела. Именно
эти догматы легли в основу средневекового понимания проблемы
души и тела.
Первым из философов, попытавшихся привести в систему христианские
догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген (III век).
Ориген считал, что человек состоит из духа, души и тела.
Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и
всегда устремлен к добру и истине. Душа же составляет как бы наше
собственное "Я", она является началом индивидуальности, а поскольку
свобода воли составляет важнейшее определение человеческой сущности,
то именно душа, по Оригену, и выбирает между добром и злом. По природе
душа должна повиноваться духу, а тело - душе. Но в силу двойственности
души, очень часто низшая ее часть берет превосходство над высшей,
побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это
входит в привычку, человек оказывается грешным существом,
переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет себе
высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло
исходит не от Бога и не от самой природы, а от человека, а точнее от
злоупотребления свободой.
А ведь действительно так! Очень известная вещь: в странах (или каких-
то районах), где меньше всего ограничена свобода действий, как правило,
больше всего беспорядков. Как это не жалко осознавать, но человек
действительно злоупотребляет своей свободой, и ее необходимо (!)
ограничивать.
В средневековой философии возникает вопрос: если тело само по себе
начало зла, то откуда же появляется средневековый аскетизм, особенно
характерный для монашества? Аскетизм средневековья не отказывается
от плоти как таковой (неслучайно убийство в средние века считалось
смертным грехом, то, кстати, отличало христианскую этику от,
например, стоической), а воспитание плоти с целью подчинить ее высшему
-духовному началу.
Теоцентризм средневековой философии.
Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его особого
места в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами
со всеми природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает
осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом
оказывается принцип абсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже
выделена, но не настолько, чтобы ее в полной мере относить к отдельным
людям. Принцип абсолютной личности - это результат более глубокого, чем в
античности, понимания субъективного.
Проанализировав основные положения философии средних веков, можно
сказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все
основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и
определяются через него.
Страницы: 1, 2, 3, 4