Рефераты. Средневековая философия






чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому

мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно

между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения

лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет

фундамент учения о познании. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил

мир из ничего , сотворил воздействием своей воли, благодаря своему

всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется

креационизмом (creatio - творение,создание).

Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверх

природное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны

природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и

потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы

изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой

философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не

есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из

греческих философов.

Другим важным следствием креационизма является преодоление

характерного для античной философии дуализма противоположных начал -

активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи - с

другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только

одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение. Разница

между Богом и творением - огромная: это две реальности различного ранга.

Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты,

которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, само

тождественен, ни от чего другого независит и является источником

всего сущего.

Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430)

говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция,

высшая(нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с

бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете Бог сообщает

о себе человеку: "Я есмь Сущий". В отличие от Бога, сотворенный мир

не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а

благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость,

преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя

сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя

человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование

которых и есть основной путь богопознания. Понимание бытия в средние

века в средние века нашло свое выражение в формуле: ens et bonum

conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее

бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно.

Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе - небытие, оно не

является сущностью. Так, дьявол, с точки зрения средневекового

мышления, это небытие прикидывающееся бытием. Зло живет благом за счет

блага, поэтому в конечном счете добро правит миром. В этом учении

выразился оптимистический мотив средневекового сознания.

2 Отображение христианского учения и античной философии на идеологию

философии средневековья.

Мировоззрение и жизненные принципы раннего христианства

первоначально формировались в противоположность языческим. Однако по

мере того как христианство все больше стало приобретать

популярность, потребовалось рациональное обоснование догматов. При

этом использовались учения античных философов в новой интерпретации.

Таким образом идеология средневековой философии сформировалась на

взглядах христианства и античной философии. Эти два противоположных учения

не так-то просто было связаны друг с другом. У греков понятие бытия

было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то

есть сопределенностью и неделимостью.

Беспредельное, неделимое представлялось как несовершенство, хаос,

небытие. В учении христианства же бытие характеризуется как высшее

начало, беспредельное всемогущество, которым обладает только Бог. Сущность

и существование.

В средневековой философии проводится различие бытия , или

существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых

философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:

1. Есть ли вещь?

2. Что она такое?

3. Какова она?

4. Почему (для чего) она есть?

Если первый вопрос требует установить существование, то остальные -

сущность вещи.

У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности,

еще не было проведено столь определенного различия сущности и

существования. Четкое же различие этих понятий дал Боэций (около 480-524),

чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее

развитие средневековой схоластики. Согласно Боэцию, бытие

(существование) и сущность- это вовсе не одно и то же; только в Боге,

который есть простая субстанция, ..." ( интересно, почему же простая ?!)

"...бытие и сущность совпадают". Что же касается сотворенных вещей,

то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том,

что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность

получила существование, она должна стать причастной к бытию или

должна быть сотворена божественной силой.

Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи,

которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта,

то есть из прямого контакта с вещами, так как существование возникает не из

разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в

понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего

к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

Направления философской мысли средневековья.

Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и

номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с

современным значением этого слова.

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной

реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не

единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии

существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность

вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета

воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм"

происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие

понятия - только имена; они необладают никаким самостоятельным

существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых

признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек"

получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в

отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек

- это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из

животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение

можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги

и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно

определяет сущность человека.

Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют

не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что

общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким

номиналистам принадлежал ,например Росцелин (XI-XII века). Если углубиться

в глубь этого вопроса, то довольно сложно встать на какую-то определенную

сторону баррикады, но я больше склонен все-таки к теории номиналистов,

хотя бы потому что одни и те же вещи могут быть по-разному определены, то

есть теряется единственность определения, одно и то же

понятие становится неоднозначным множественным определением (а может это

наследие коммунистического атеистического воспитания?).

Однако, с другой стороны, если взять какой-

нибудь математический объект, например, отображение, то понятие само по

себе реально, то есть оно существует, а предмета как такового нет,

так как это придуманный человеком абстрактный объект. Данная ситуация не

вписывается в рамки номинализма, так как существует понятие, не

существует вещи: понятие до вещи. Теперь возьмем другой пример - понятие

алгоритма. Как известно всем математикам-программистам, определения

понятия алгоритма не существует (точно так же, как не существует

определения множества), однако сам алгоритм как написанный на бумаге текст,

как электрические заряды в памяти компьютера, как просто некоторая

последовательность действий, совершаемая каким-то живым существом,

например человеком, существует. Построена модель: вещь до понятия.

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики,

монах Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик знаменитого теолога,

философа и естество испытателя Альберта Великого (1193-1280), как и его

учитель, пытался обосновать основные принципы христианской теологии,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.