Рефераты. Сознание: происхождение и сущность






составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное

сложноструктурированное целое.

5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

6. Сознание и мозг.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший

нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,

включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с

ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним

миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган

сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга

зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг

первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь

примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в

результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой

сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени

организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка

формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг

глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.

Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура

организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда

повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять

сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко

возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных

отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве,

оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется

духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если

человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,

физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют

о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,

которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,

нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание

всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует

помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

Физиологические механизмы психических явлений не тождественны

содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в

виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания

не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические

явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,

отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне

мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и

порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,

“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры

человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому

никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя

-объективная, а сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -

это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная

истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает

и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-

физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект

находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта.

Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта,

полученную в ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается

принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть

познано через формы своего выявления в чувственно-практической

деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность и

физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные

явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую

тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как

субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и

материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две

субстанции - духовную и материальную.

Сознание и объективный мир - противоположности, образующие единство.

Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей.

Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения

действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего

верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

5.3. Активность сознания.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе

практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не

только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая

направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически

реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея

- это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно

быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической

деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием

внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают

характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет

потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в

идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели

формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до

высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических

идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая

способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание

стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными

потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности

человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе

целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и

стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.

Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой,

объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно

существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный

мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале

нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно

изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном

пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей

возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым

шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает

чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является

необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты

и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе

сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,

воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в

идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины,

сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины:

сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его

действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”.

6. Общественное сознание и его преобразовательная

сила.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам

сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае

с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и

трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни,

которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически

сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

опосредованный характер - через государство, политические, правовые

отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено

человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

7. Заключение.

В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо

резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира,

свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка.

Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы

- человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно -

единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

Список литературы.

Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

План реферата.

I. Введение.

II. Основная часть.

3. Отражение как всеобщее свойство материи.

4. Отражение и информация.

5. Формы отражения. Определение сознания.

3. Происхождение сознания.

1. Роль труда в формировании сознания.

2. Роль языка и общения в формировании и развитии

сознания.

3. Структура сознания.

4. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

5. Сознание и мозг.

6. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

7. Активность сознания.

8. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

III. Заключение.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.