Рефераты. Сознание: происхождение и сущность






огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении

и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство

новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные

иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек

разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания

получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как

орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда.

Именно рука как “воспринимающий” ( непосредственно соприкасающийся с

предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например

глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала

орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия.

В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались

осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове

и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем

приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и

способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение

человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится,

обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал

лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое

общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым

хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-

то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и

тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека

связано с возникновением общественных отношений, которые требовали

подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей,

обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения

в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в

человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То

немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без

речи. Многие животные обладают голосовыми органами , мимико -

жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют

принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением

субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо

простым указанием, либо призывом к совместным действиям или

предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в

своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве

предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в

данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей

ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и

сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее

объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде

всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и

периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования

речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки,

сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и

действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения

эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и

отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством

общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых

форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они

предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное

содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть

непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе

мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не

только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием

и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга

не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к

понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек

фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность

подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои

мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только

испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом

единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи

отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего

языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном

счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но

единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от

друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает

в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы

быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость

мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным

образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично

модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до

завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для

исследования.

4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем

самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его

структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,

представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание

вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию

того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто

существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде

всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в

объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,

эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и

рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,

мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его

структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой

необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания

определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают

различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое

выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А

это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его

жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными

на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в

дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.