Рефераты. Сознание как отражение и деятельность






результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под

информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать

активной ориентации в окружающем мире.

Отражение приобретает на уровне живого по меньшей мере две важные

особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность

отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно

важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как

важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает

целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В

этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве

источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно

поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей

среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых

организмов является фундаментальным свойством живого. При этом отражение на

уровне живого проходит в своем развитии ряд этапов.

Исходной формой отражения в живой природе является раздражимость, т.е.

способность живого реагировать на воздействия извне процессом внутреннего

возбуждения, обеспечивающим целесообразную реакцию на раздражитель. Эта

форма возникает с самого начала существования живого, еще до возникновения

нервной системы и специализированных органов отражения. Более высокой

ступенью является чувствительность, т.е. способность к ощущениям. Если

раздражимость свойственна и растениям, то чувствительность специфична для

живого мира. При этом ощущения, информация, которую они несут, становятся

материалом для внутренней работы организма с целью выработки

соответствующей реакции. Для этого в живых организмах формируются

специфические органы по подобной переработке информации - нервные ткани, а

затем и сложные нервные ткани. Отражение в итоге поднимается на следующую

ступень - нейрофизиологического отражения, присущего только высшим

животным, проявляющегося уже не только в прямой реакции на раздражитель, а

в целой системе расчлененной, организованной последовательности действий,

лишь в конечном счете подчиненной жизненно важной цели, в активной

реализации в столкновении с внешней средой своей внутренней программы,

«видового опыта» организма.

Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде

диалектического единства воздействия внешней среды и реализации внутренних

целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы

поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и

потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия

находит свое более полное выражение на стадии психического отражения,

свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной

нервной системой.

Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и

механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него

автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того,

что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима

ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь

становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе

реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое

существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями

внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи.

Психический образ выступает как отражение объективной реальности,

сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее

схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах.

Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный

сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы

подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь

некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания.

Во-первых, отражение наряду с чувственно - образным приобретает характер

абстрактно - понятийного. В итоге в громадной степени расширяется

информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один

предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря

образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными

формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями,

возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и

неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с

возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть

привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность

отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать

действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую

действительность, т.е. формируется творчески-конструкторская функция

сознания. Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается

на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного

мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения

относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности,

формируются религия, а затем и идеализм.

Наконец, отражение приобретает социально - детерминированный характер.

Это находит свое выражение прежде всего в общественной природе сознания,

что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его

единстве с мышлением. Наряду с этим социальная обусловленность сознания

обнаруживается в его зависимости от общественных отношений, в том, что

сознание людей меняется с развитием общества, а общественное сознание, о

чем мы подробно будем вести речь в дальнейшем, является отражением

общественного бытия.

Мы рассмотрели вопрос об отражении и эволюции его форм в процессе

развития материального мира. Уже усложнение форм отражения тесно связано с

уровнем организации материи, особенно с усложнением нервно-физиологических

систем. Мыслит материя, но, как уже было отмечено выше, сознание присуще не

всей материи, а лишь особым образом организованной материи, человеку

разумному. Этот аспект соотношения материи и сознания и предстоит

рассмотреть дальше.

3.Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного

и бессознательного в психики человека.

Уже анализ развития психики животных показывает, что уровень ее

развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией

сложности их поведения, а главное - сложности организации органов отражения

внешнего мира, центральной нервной системы.

Низшим формам живого, у которых отсутствуют специализированные органы

отражения и центральная нервная система, присуща только раздражимость. С

усложнением организации, с формированием у животных центральной нервной

системы и специализированных органов чувств отражение поднимается на более

высокую ступень. В ходе развития над раздражимостью надстраивается

чувствительность, затем – нервно - физиологическое отражение и далее -

психика животных. Наконец, у человека наибольшей сложности достигает

структура центральной нервной системы, прежде всего головного мозга, и

соответственно отражение выступает в наиболее сложной форме - в виде

человеческого мышления. Действительно, человеческий мозг представляет собой

сложнейшее материальное образование объемом в среднем в 1400 куб.см (у

приматов мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее из 10-14 млрд.

нейронов, связанных между собой синапсами и дендритами.

Мозг имеет весьма сложное строение, в нем прослеживается своеобразное

«разделение труда» между его отделами. Наиболее простые формы анализа и

синтеза внешних раздражений и регуляции поведения осуществляются низшими

отделами центральной нервной системы - спинным, продолговатым и

промежуточным мозгом, а самые сложные верхними этажами, прежде всего

большими полушариями головного мозга, особенно их корой.

Уже то, что богатство и содержательность форм отражения связаны со

сложностью и совершенством нервной системы, степенью ее централизации, само

по себе подтверждает материалистический тезис: сознание есть функция мозга.

Этот тезис надежно подкрепляется и данными физиологии и патологии высшей

нервной деятельности, в частности, тем, что нарушения в психике часто

связаны с повреждением определенных участков мозга.

Проблема сознание и мозг включает два главных аспекта. Первый - как

соотносятся явления сознания, психическое с физиологическими процессами в

мозгу. Это так называемая психофизиологическая проблема. И второй аспект,

тесно связанный с первым - соотношение идеального и материального.

Остановимся последовательно на каждой из этих проблем.

Психофизиологическую проблему материализм и и идеализм всегда решали по-

разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия

в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители

дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические

и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга

и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.

Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического

взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное,

психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции

оставляют открытым. Третьим, крайним вариантом является идея

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.