Рефераты. Сознание как отражение и деятельность






определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -

общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его

органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью,

в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию

объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его

отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только

изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно

закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе

через деятельность и общение с себе подобными.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

опосредованный характер - через государство, политические, правовые

отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

(обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено

человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

2.Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение

форм отражения на различных уровнях развития материи.

Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от

материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи,

предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а

во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о

предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой

природе, в самом фундаменте материи.

Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а

материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на

самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для

порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом,

однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту

сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле-

материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью

чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении

сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма

стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время

ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю

свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна

пассивная, а живой - активная чувствительность.

Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в

самих основаниях материального мира, значит, подвести под материализмом

надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не

удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание

материализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные

предпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мира

имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является

открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно

этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической,

образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых

и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы -

человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство

материи?

Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить

в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих

свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые

примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на

фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или

атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы

базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой

природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к

другой и выступает в виде механического, физического, химического

отражения.

Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется

рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей

системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит

от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от

среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения

активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое

проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть

лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы

отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой

природе (исключая некоторые технические средства) не становится для

отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной

активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения,

несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров,

определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на

внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.