Рефераты. Сознание и самосознание






культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.

II. Самосознание

1. Понятие самосознания

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве

носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение

себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются

необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той

специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.

Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,

своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание

человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,

своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль

играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это —

сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с

точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный

философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении

специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем,

что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой

действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание,

которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое

раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является

очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает

относительность различия и противоположности объекта и субъекта,

неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт

самосознания показывает, что разделение действительности на объект и

субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что

и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух

формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и

в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального

сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком

философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом

деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и

т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой

также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом,

самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального

самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное

самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием

общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.)

отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же

отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях

мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного,

соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными

людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения

сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как

наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа»,

«души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е.

совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия,

психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для

научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического

механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания,

считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические

корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное

сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является

созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе

общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается

не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных

отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к

отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек

осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им

материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека

развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на

основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им

предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

Материалистическое понимание самосознания основывается

на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом

плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют

между собой или с внешним миром.

Однако способность «я» в процессе самосознания отвлекаться от всех

переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность

рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения

ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон

содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего

опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым

изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент

устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает,

отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была

предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего

учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве

познавательного опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание

или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей

ступенью сознания или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во

второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для

философии. Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития.

Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит

далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому

сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать

самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса

или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли

в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое

самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является

формой общественного сознания.

2. Структура и формы самосознания

Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование,

выступающее на разных уровнях и в разных формах.

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является

элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей

и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве

существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже

предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид

самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто

существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы

«встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди

других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые

происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем

мире.

Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя

в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или

иной социальной группе.

Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания

«Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и

вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать

свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью

предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь

необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность

характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать

общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах

деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень

сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять

действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой

личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже

отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность

суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая

основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и

целей.

Однако самосознание – это не только разнообразные формы и уровни

самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание

предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком

идеалом «я», вынесение некоторой самооценки – как следствие – возникновение

чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало» в котором

человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к

себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество

других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних

потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной

практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

3. Предметность и рефлексивность самосознания

Самосознание существует не только в различных формах и на разных

уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек

воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано

осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других

предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания

отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д.

Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе»,

а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на

внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс

не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта.

Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания

становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят

название рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда

она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не

рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в

его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма

разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над

смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что

рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а

всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы

того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над

состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает

в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы

сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то

особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие

и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно

анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его

тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать

отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни,

стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как

бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных

ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более

укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и

развитие индивидуального сознания.

Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит

человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету –

реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв,

возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного

самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в

элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении

личности.

Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе

совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с

отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно

проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения

человека в систему межчеловеческих отношений.

IV. Заключение

В заключении подведем итоги проделанной работы.

Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только

человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями,

абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея

многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для

анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их

единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его

взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой.

Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,

своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих

действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в

обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального

самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает

себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного

самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий

жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения

оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных

норм.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным,

в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в

весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся

в процессе включения человека в систему коллективной практической

деятельности и меж человеческих отношений.

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками,

проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от

своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния,

структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью

индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно

подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к

вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение

отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и

исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный

вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой

жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и

изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество

проблем перед философской мыслью.

Список литературы:

1. Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.

2. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г.

3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.

4. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.

Политиздат 1989г.

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.