Рефераты. Сознание и самосознание






сознание является моментом перехода от отражения к практике. Отражение в

творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком,

отличный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает

человек, а не природа.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в

том числе и совершаемого человеком). Как и творчество, оценка базируется на

отражении, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой

представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой

отношения человека к действительности. В сознании отражается все, что ему

доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по степени развития

технических средств наблюдения и эксперимента. Оценка же производит выбор

из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к

действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение

особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и

идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного

отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно

самостоятельна, автономна.

Указанные функции сознания, будучи относительно самостоятельными,

выполняют служебную роль в отношении к практике. Они, так сказать,

подготовляют решения человека о том, как надо практически действовать. Они

способствуют формированию регулятивно-управленческой функции его сознания.

Сознание, как и вся психика человека в целом, существует в конечном

счете для практики, для регулирования и управления поведением человека, его

деятельностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет

уже в непосредственно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой

свойства объекта по своей значимости для организма различны: необходимые,

полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера этих свойств

осуществляются и различные реакции организма.

Еще большее значение имеют образы результата деятельности, образы

ожидаемого. Эти образы направляют деятельность живого организма к

достижению ожидаемого результата. Наконец, в самом процессе деятельности

происходит корректирование действия, если оно не обеспечивает достижения

нужного результата. В производственной области функция управления

различного рода машинами остается за человеком. Не менее важна роль

сознания в области регулирования и управления социальными процессами,

органами и учреждениями общества

Краткий обзор функций сознания свидетельствует о диалектическом их

характере, вытекающем из диалектической же природы сознания - как единства

объективного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия

внешнего мира и «обратной связи» субъекта с объектов.

5. Активность сознания

Активность сознания, как и его уже рассмотренные функции, является

реальным свойством сознания, вытекающим из природы последнего и

«работающим» на различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном.

Психика вообще и сознание человека в частности обладают рядом свойств,

проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в

общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два

атрибута психики: свойства отражения и активности.

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без

коей невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма

в его жизненных условиях; активность же психики является основным

внутренним условием для осуществления этого назначения. Для животного важно

не только получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу

или отразить нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла

без активности. Сознание человека как высшая форма психики имеет еще более

сложное назначение — преобразование внешнего и внутреннего мира человека в

целях общественной жизни. Выполнение этого объективного назначения

поднимает значение активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем

активность психики животных. Последняя является основой и элементарной

формой активности, а активность сознания — ее высшей формой.

Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и

психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами

мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так

же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в

движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее

существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с

признанием активности как свойства всего живого.

Активность, жизненность являются свойствами всей природы. Поэтому

проблему активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в

широком философском смысле.

Из комплекса многообразных источников активности сознания следует

выделить потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные

явления порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами»

активности. Человек действует либо на основании потребностей своего тела,

либо на основании интересов и целей своего общества, класса или другой

социальной группы, поскольку эти интересы и цели стали его собственными

убеждениями, либо, наконец, побуждаемый к действию требованиями общества,

государства или социального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане ее внешнего

проявления в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно

сознанием является результатом этого опосредованно и не всегда адекватна

непосредственному воздействию. Поэтому активность следует изучать не только

«снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как

внутренние процессы психики).

Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения

сознания (сила мысли, чувств и воли), так и в форме внешнего ее проявления

(деятельности). Таким образом, активность сознания проявляется как в

мышлении, так и на практике.

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные как бы в двух

«этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся потребности

(естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие,

общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые,

национальные и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй

«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим основанием и критериями

социально-психические явления нижнего «этажа».

Решение проблемы активности сознания, взятой в ее гносеологическом и

социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего

из различения внутренней активности (активности сознания и подсознательных

факторов и феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая

форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в

свою очередь состоит из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.;

познание — оценка предыдущих факторов; волевые процессы, направленные на

действие. Эти звенья нельзя рассматривать как линейный ряд, так как в одних

случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных

импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех

случаях все эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и

формы внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в

большинстве) случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на

основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с

необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой

деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную

деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и

заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого

сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику,

приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого

приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом

пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в

активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные

общения в процессе этой деятельности.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные

нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры -

производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек

рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм,

выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден

фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в

качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к

заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта

соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную

черту сознания как специфической формы отражения.

Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира

культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное

для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического,

художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения –

фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей

нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер

целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки,

представления всегда заключают в себе определенное отношение к

действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически

человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям,

гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов

человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного

отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.