Рефераты. Соотношение социального и биологического в человеке






Соотношение социального и биологического в человеке

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

Кафедра Философии

РЕФЕРАТ

[pic]

Выполнил: студент группы

ЭМС-22 Шишкин П.В.

Проверила: Абросимова И.А.

Саратов 1999

Содержание

Содержание 1

Введение 2

Постановка проблемы. 2

Основная часть 3

Природное и общественное в человеке. 3

Биологизаторские и социологизаторские концепции. 6

Социобиология. 8

Психоанализ и неофрейдизм. 11

Социологизаторские концепции. 13

Заключение 15

Литература 16

Введение

Постановка проблемы.

Рассматривая отношения биологических и социальных явлений, мы нередко

говорим об обусловленности биологического социальным. Наглядным примером

тому могут служить социогенные болезни — те устойчивые психофизиологические

отклонения от нормы, которые обусловлены факторами общественной жизни:

профессиональные заболевания, так называемые социальные болезни, а также

болезни, вызываемые или стабильно подкрепляемые нарушением экологического

равновесия. Вместе с тем можно говорить и о биологическом как детерминанте

социального (например, в случаях, когда природные характеристики человека

задают цели контрольные параметры в тех или иных областях общественной

практики). Это касается, прежде всего, учета психофизиологических допусков

в медицине (в фармакологии это качественный состав и дозировка

медикаментов), при решении проблем техники и норм безопасности, в

проектировании машин, оборудования, мебели, одежды, сооружений и т. д.

В несколько ином плане интересующая нас проблема встает при рассмотрении

соотношения биологического и социального компонентов человеческого

поведения. Здесь конечный результат определяется нередко сочетанием,

наложением или «конфликтом» генетически унаследованных и обретенных в ходе

воспитания (социализации) форм поведения. Трудно судить, насколько первые

значимы в нормальных жизненных условиях, но они дают себя знать в

экстремальных ситуациях, особенно когда человек стоит перед драматической

дилеммой: сохранение жизни (при пытке, голоде) или бесчестье. И может быть,

«животный страх» — не просто художественно-метафорическое представление

крайней степени человеческого испуга, блокирующего моральные принципы, а

фиксация реальной деградации поведения до той ступени, где социальные

ценности уступают свои контролирующие функции (критерия, нормы, образца)

биологическим инстинктам?

Включенность человека сразу в два мира — в мир общества и в мир

органической природы — порождает немало проблем, как касающихся актуального

существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.

Из числа последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый

человек уникален, своеобразен, неповторим, в практической жизни мы, однако,

группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол,

возраст) определяются биологически, другие — социально, а некоторые —

взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же

значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между

людьми и группами людей?

Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю,

являются не только философы, но и представители специальных наук о

человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких

дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются

критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются

новые линии практического действия, способствующие совершенствованию

взаимоотношений между людьми.

Основная часть

Природное и общественное в человеке.

Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение

«проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению,

довольно неопределенном смысле. Существует целый ряд различных проблем,

подводимых под эту рубрику. Поэтому уточнение аспектов отношения

биологического и социального — насущная методологическая и науковедческая

задача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих оснований

классификации, качественным многообразием того, что принято относить к

биологическим или социальным элементам действительности, многосложностью

связей этих элементов.

В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как

совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным.

Вместе с тем человек — часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат

к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно,

человек оказывается существом биологическим.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной

совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных

представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само

по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные,

широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление

многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. К

примеру, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека, по данным

современной науки, составляет 80—90 лет, если он не страдает

наследственными заболеваниями и не станет жертвой внешних по отношению к

его организму причин смерти, таких, как инфекционные болезни или болезни,

вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи и т.

п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под

воздействием социальных закономерностей. В результате реальная (в отличие

от «нормальной») средняя продолжительность жизни возросла с 20—22 лет в

древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе к

началу XX века и 75—77 лет — в наиболее развитых странах на исходе XX века.

Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и

старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (в

среднем 15—49 лет); определяется соотношение рождений одного ребенка,

близнецов, троен и т. д. Биологически запрограммирована последовательность

таких процессов в развитии человеческого организма, как способности

усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление

вторичных половых признаков и многое другое. По некоторым данным,

передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность

разных людей в различных видах деятельности (музыка, математика и т. п.).

Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые

вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о человеке,

чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что

группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным

особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических

анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к

единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает

такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые

позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности

человеческого общества.

Если же говорить о человеческой предыстории, то вид Homo sapiens является

последней из известных сегодня ступеней развития рода Homo. В прошлом

нашими предшественниками были другие виды этого рода (такие, как Homo

habilis — человек способный; Homo erectus — человек прямоходящий и пр.),

наука не дает пока однозначной генеалогии нашего вида.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих

индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов,

получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы,

наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в

результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе

индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным

жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в

чем-то отличными друг от друга).

Уникальность каждого человека — факт первостепенной философско-

мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода

человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и

дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих

принципов гуманизма. Во времена культа личности Сталина в нашей стране, как

известно, было в ходу утверждение: «Незаменимых людей нет». Оно

использовалось для обоснования отношения к отдельному человеку как

«винтику» громадной машины, для оправдания попрания прав и достоинства

человека. Признание же уникальности и самоценности каждого человеческого

существа прямо противоположно такому пониманию человека и такой

антигуманной практике.

Приведенные примеры говорят о трудности, если не невозможности

однозначной расшифровки словосочетания «соотношение биологического и

социального». Очевидно, лишь конкретные предмет и цель исследования могут

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.