заговоры, восстания, участие в управлении государством и т. тт., а под
«заботой о самом себе» — нравственное и интеллектуальное
самосовершенствование. Ради своего призвания Сократ отказался от дел. Его,
Сократа, сам «бог поставил в строй, обязав... жить, занимаясь философией».
Поэтому, гордо говорит Сократ на суде, «пока я дышу и остаюсь в силах, не
перестану философствовать» (29 Д) .
3. РЕЗЮМЕ
Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе,
вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ
претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы
(вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное
дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию
справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание
человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу
(человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу,
особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о
диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это
нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо.
И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию
государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия,
демократия. А по Сократу, аристократия - это наилучшая форма
государственного устройства.
4. ЭПИЛОГ
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была
философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о
смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех
прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было
расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным,
земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и
античного мира.
Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо
потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как
этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,
другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие —
как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические
течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в
которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически
расчленяем философа нового времени на различные школы и направления,
Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.
История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в
наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до
канонизированных идолов массового сознания , оттенив тем самым живые и
животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.
Приложение 1
А сейчас я хочу привести речь Сократа, чтобы вы смогли прочувствовать
сущность сократовского учения, его умение вести разговор и приводить
собеседника к противоречию.
| |
|РЕЧЬ СОКРАТА: ЦЕЛЬ ЭРОТА - ОВЛАДЕНИЕ БЛАГОМ |
|Сократ начал примерно так: |
|- Ты показал в своей речи поистине прекрасный пример, дорогой Агафон,|
|когда говорил, что прежде надо сказать о самом Эроте и его свойствах,|
|а потом уже о его делах. Такое начало очень мне по душе. Так вот, |
|поскольку ты прекрасно и даже блестяще разобрал свойства Эрота, |
|ответь-ка мне вот что. Есть ли Эрот непременно любовь к кому-то или |
|нет? Я не спрашиваю, любовь ли это, скажем, к отцу или матери - |
|смешон был бы вопрос, есть ли Эрот любовь к матери или отцу, - нет, я|
|спрашиваю тебя так, как спросил бы ну, например, об отце: раз он |
|отец, то ведь он непременно доводится отцом кому-то? Если бы ты |
|захотел ответить на это правильно, ты бы, вероятно, сказал мне, что |
|отец всегда доводится отцом дочери или сыну, не так ли? |
|- Конечно, - отвечал Агафон. |
|- И мать точно так же, не правда ли? |
|Агафон согласился и с этим. |
|- Тогда ответь еще на вопрос-другой, чтобы тебе легче было понять, |
|чего я хочу. Если брат действительно брат, то ведь он обязательно |
|брат кому-то? |
|Агафон отвечал, что это так. |
|- Брату, следовательно, или сестре? - спросил Сократ. |
|Агафон отвечал утвердительно. |
|- Теперь, - сказал Сократ, - попытайся ответить насчет любви. Есть ли|
|Эрот любовь к кому-нибудь или нет? - Да, конечно. |
|- Так вот, запомни это покрепче и не забывай, а пока ответь, |
|вожделеет ли Эрот к тому, кто является предметом любви, или нет? |
|- Конечно, вожделеет, - отвечал Агафон. |
|- Когда же он любит и вожделеет: когда обладает предметом любви или |
|когда не обладает? |
|- По всей вероятности, когда не обладает, - сказал Агафон. |
|- А может быть, - спросил Сократ, - это не просто вероятность, но |
|необходимость, что вожделение вызывает то, чего недостает, а не то, в|
|чем нет недостатка? Мне, например, Агафон, сильно сдается, что это |
|необходимость. А тебе как? |
|- И мне тоже, - сказал Агафон. |
|- Отличный ответ. Итак, пожелал бы, например, рослый быть рослым, а |
|сильный сильным? |
|- Мы же согласились, что это невозможно. Ведь у того, кто обладает |
|этими качествами, нет недостатка в них. |
|- Правильно. Ну, а если сильный, - продолжал Сократ, - хочет быть |
|сильным, проворный проворным, здоровый здоровым и так далее? В этом |
|случае можно, пожалуй, думать, что люди, уже обладающие какими-то |
|свойствами, желают как раз того, чем они обладают. Так вот, чтобы не |
|было никаких недоразумений, я рассматриваю и этот случай. Ведь если |
|рассудить, Агафон, то эти люди неизбежно должны уже сейчас обладать |
|упомянутыми свойствами - как же им еще и желать их? А дело тут вот в |
|чем. Если кто-нибудь говорит: "Я хоть и здоров, а хочу быть здоровым,|
|я хоть и богат, а хочу быть богатым, то есть желаю того, что имею", -|
|мы вправе сказать ему: "Ты, дорогой, обладая богатством, здоровьем и |
|силой, хочешь обладать ими и в будущем, поскольку в настоящее время |
|ты все это волей-неволей имеешь. Поэтому, говоря: "Я желаю того, что |
|у меня есть", ты говоришь, в сущности: "Я хочу, чтобы то, что у меня |
|есть сейчас, было у меня и в будущем". Согласился бы он с нами? |
|Агафон ответил, что согласился бы. Тогда Сократ сказал: |
|- А не значит ли это любить то, чего у тебя еще нет и чем не |
|обладаешь, если ты хочешь сохранить на будущее то, что имеешь теперь?|
|- Конечно, значит, - отвечал Агафон. |
|- Следовательно, и этот человек, и всякий другой желает того, чего |
|нет налицо, чего он не имеет, что не есть он сам и в чем испытывает |
|нужду, и предметы, вызывающие любовь и желание, именно таковы? |
|- Да, конечно, - отвечал Агафон. |
|- Ну, а теперь, - продолжал Сократ, - подведем итог сказанному. Итак,|
|во-первых, Эрот это всегда любовь к кому-то или к чему-то, а |
|во-вторых, предмет ее - то, в чем испытываешь нужду, не так ли? |
|- Да, - отвечал Агафон. |
|- Вспомни вдобавок, любовью к чему назвал ты в своей речи Эрота? Если|
|хочешь, я напомню тебе. По-моему, ты сказал что-то вроде того, что |
|дела богов пришли в порядок благодаря любви к прекрасному, поскольку,|
|мол, любви к безобразному не бывает? Не таков ли был смысл твоих |
|слов? |
|- Да, именно таков, - отвечал Агафон. |
|- И сказано это было вполне справедливо, друг мой, - продолжал |
|Сократ. - Но не получается ли, что Эрот - это любовь к красоте, а не |
|к безобразию? |
|Агафон согласился с этим. |
|- А не согласились ли мы, что любят то, в чем нуждаются и чего не |
|имеют? |
|- Согласились, - отвечал Агафон. |
|- И значит, Эрот лишен красоты и нуждается в ней? |
|- Выходит, что так, - сказал Агафон. |
|- Так неужели ты назовешь прекрасным то, что совершенно лишено |
|красоты и нуждается в ней? |
|- Нет, конечно. |
|- И ты все еще утверждаешь, что Эрот прекрасен, - если дело обстоит |
|так? |
|- Получается, Сократ, - отвечал Агафон, - что я сам не знал, что |
|тогда говорил. |
|- А ведь ты и в самом деле прекрасно говорил, Агафон. Но скажи еще |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6