Рефераты. Софисты и Сократ (Мир идей Платона. Этика Аристотеля)






универсума лежит в чистом желании Демиурга. Платон определяет главный мотив

творения в диалоге "Тимей" следующим образом: "Он был благ, а тот, кто

благ, никогда и ни в каком деле не испытывает зависти. Будучи чужд зависти,

он пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому... Бог

позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в

нестройном и беспорядочном движении; он привел их из беспорядка в порядок,

полагая, что второе, безусловно, лучше первого. Невозможно ныне и было

невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что

не было бы прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что из всех

вещей, по природе своей видимых, ни одно творение, лишенное ума, не может

быть прекраснее такого, которое наделено умом, если сравнивать, то и другое

как целое; а ум отдельно от души ни в ком обитать не может. Руководствуясь

этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом

построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе

своей наилучшее.

Итак, следует признать, что наш космос есть живое существо, наделенное

душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения"

(См.: 6; Т. 3, С. 433-444).

В космическом пространстве имеется мировая душа (дух). Человеческая

душа независима от тела и бессмертна. Чем дольше душа пребывает в царстве

идей, тем больше знаний она принесёт человеку. Душа вселяется в тело. Она

состоит из 3-х частей:

1) Разум.

2) Страсть.

3) Чувственные желания.

Победа разума над страстью и желаниями возможна правильным воспитанием. Сам

человек не может совершенствоваться. Личных усилий не хватает для

самовоспитания. В этом человеку помогает государство и законы.

Он написал книгу «Государство, политика, закон». Политика – деятельность.

Государство – это организация политических деятелей, обладающих аппаратом

принуждения, территории, суверенитета, придающее своим велениям

общеобязательный характер.

Он разделил государства на положительные и отрицательные и

определил 4 типа отрицательного государств.

1. Тимократия – государство, которое отражает интересы собственников,

создает материальные ценности.

«Власть основывается на господстве честолюбцев. Сначала черты совершенного

государства, затем роскоши (роскошь, как образ жизни).

2. Олигархия - господство немногих над большинством, это немногие

расточители, богачи и трутни, порождающие зло, преступления и воровство.

3. Демократия – она развивается из олигархии в худшую государственную

форму. Демократия – это правления и власть большинства, где возникают

противоречия между бедными и богатыми. Они обостряются и выливаются в

восстание. Победа бедных, они изгоняют старых властителей, затем делят

власть, а управлять не могут и отдают власть диктаторам, тиранам.

4. Тирания – власть одного над всеми,

Вывод «Все, что делается слишком, получается противоположно,

избыток свободы ведет к рабству».

Он предлагает новый тип государства – совершенное.

Совершенное государство – наилучшее правление, где руководят

немногие одаренные, профессиональные люди. Главный принцип которых -

справедливость.

1. Совершенство государства в собственной организованности и в средствах

защиты.

2. Умение систематически снабжать страну материальными благами, руководить

и направлять творчество и духовную деятельность страны.

Платон указывает, что в совершенном государстве живут граждане. По

нравственным задаткам и свойствам человека их профессиям они делятся на

разряды:

1. Работники разных отраслей (гончары, крестьяне, торговцы и др.)

производящие продукты и продукцию – низший класс граждан.

2. Воины – стражи над первым разрядом.

3. Правители-философы, по нравственности они выше воинов, а воины выше

производителей. Правители должны руководствоваться принципами, которые

составляют основу государства: мудрость, мужество, сдерживающая мера,

справедливость, единомыслие.

Совершенное государство по Платону обладает четырьмя доблестями: 1)

мудростью, 2) мужеством, 3) благоразумием, 4) справедливостью.

Под «мудростью» Платон имеет в виду высшее знание. «Это искусство

быть всегда на страже: им обладают те правители, которых мы недавно назвали

совершенными стражами».1 «Государство, основанное согласно природе, всецело

было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения, которая стоит во

главе и управляет, и ее знанию».2 Только философы должны управлять

государством и только при их правлении государство будет благоденствовать.

«Мужество» - также привилегия немногих («Мужественным государство

бывает лишь благодаря какой-то одной своей части»). «Мужество я считаю

некой сохранностью, ... что сохраняет определенное мнение об опасности, -

что она такое и какова она».3

Третья доблесть - благоразумие, в отличие от двух предыдущих,

принадлежит всем членам государства. «Нечто вроде порядка - вот что такое

благоразумие».4

Наличие в государстве «справедливости» подготавливается и

обуславливается «благоразумием». Благодаря самой справедливости каждый

разряд общества и каждый отдельно взятый человек и получает для исполнения

свое особое дело. «Это делание своего, вероятно, и есть справедливость».5

АРИСТОТЕЛЬ: МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ФИЛОСОФИИ

Этические сочинения.

С именем Аристотеля(383-322) связываются три сочинения по этике:

“Никомахова этика”, “Евдемова этика” и “Большая этика”. Вопрос о

принадлежности этих сочинений Аристотелю все еще является предметом

дискуссий. В настоящее время подлинным трактатом признается лишь

“Никомахова этика”. Относительно “Евдемовой этики” мнения расходятся: одни

исследователи считают автором произведения Евдема Родосского, ученика

Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировал рукопись своего

учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором “Большой этики”

является один из учеников Аристотеля, имя которого осталось неизвестным.

Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеля

отредактированы после его смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом. Сочинения

Аристотеля принято различать на "экзотерические" (диалоги для публики) -

они почти полностью утрачены, и "эзотерические" (лекции для учеников-

лицеистов), из которых в списках сохранилось множество работ, наиболее

известна из них - "Метафизика", состоящая из 14 книг.

Творческая эволюция Аристотеля может быть представлена как история

разочарования в платонизме и метафизике с последующим поворотом к

натурализму и эмпиризму. Если Платон был склонен к изучению математических

наук и равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, напротив, обладал

настоящей страстью к систематизации феноменов эмпирического мира.

Философская систематика Аристотеля уже окончательно определит стабильные

ракурсы метафизики, физики, психологии, этики, политики, эстетики, логики.

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает

индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу

социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей

нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших

граждан и заботы об общем благе.

Значение этики для

Аристотеля.

Аристотель определил и классифицировал науки. Он разделил их на три

большие группы: теоретические (умозрительные), практические

(производительные) и творческие (созидательные). К первой отнес философию,

математику и физику, ко второй - этику и политику, а к третьей - искусство,

ремесла и прикладные науки.

Философия - наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что

наиболее достойно познания - “первоначала и причины, ибо через них и на их

основе познается все остальное” 6. По Аристотелю, наука ценнее тем, чем

более она созерцательна. “Созерцательная жизнь” - это жизнь, чуждая

корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвящена

познанию, поиску истины, т.е. представляет собой высший вид духовно-

творческой деятельности. Лишь в процессе этой деятельности человек может

приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, которое доступно

лишь богам. Познание всеобщего означает нахождение за многообразием вещей

и явлений их общего принципа, главенствующего начала.

Аристотель - сын своего века и народа. Он “прирожденный”

интеллектуал. Для него разум составляет основу познавательной и всякой иной

деятельности человека и его отличительный признак. Аристотель считал, что

разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его

жизни и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственной

практике преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими

знаниями в этой же области, но последних почитают больше, чем первых,

подобно тому как “ мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая,

что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают

причины того, что создается” 7. Аристотель приходит к выводу о том, что

знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением

выгоды. Поэтому “умозрительные “ науки выше "созидающих", а теоретическая

деятельность выше практической, например, политической.

В древности “этика” (“учение о нравственности”) означала жизненную

мудрость, “практические“ знания относительно того, что такое счастью и

каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о

привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в

первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Но Аристотель не

мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек - существо

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.