Рефераты. Социальная философия как наука






ее изучение?», нельзя сбрасывать сосчетов ее общекультурную функцию.

Никогда не считался культурным человек, философски необразованный и

неподготовленный. Тем более это относится ко времени, в котором мы живем. С

другой стороны, в порядке, так сказать, обратной связи, заметим, что по

отношению человека к философии можно судить и об его общей и его

профессиональной культуре. И если он, подобно фонвизинскому Митрофанушке,

вопрошает «А на что мне философия?», тогда его «культурный» уровень вполне

очевиден».[3]

Рассмотрев функции социальной философии, попытаемся вернуться к

аристотелевской характеристике философии как самой бесполезной и

одновременно самой прекрасной науки.

Да, она бесполезна в плане узко утилитарном, прагматическом, ибо

философия не может научить выпечке пирогов, плавке металла, сапожному

ремеслу и т.д. Более того — она не может подменить собой ни одну из

конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории

философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки

рассматривать философию в качестве «науки наук», втискивающей все остальные

науки в прокрустово ложе общих схем и заменяющей собой эти науки. И только

обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной:

она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут —

мировоззрение и методологию, общегуманистический смысл и культурологическую

значимость.

«Что же касается «прекрасности» философии, то она слита воедино с ее

полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть

прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни,

своего места в мире, своих взаимоотношений с другими людьми?! И реализуется

это прекрасное прежде всего в гуманистической и общекультурной

функциях философии, всегда являющейся духовной квинтэссенцией своей

эпохи».[4]

Глава 3. Место социальной философии в системе наук.

Социальная философия в органическом единстве с другими компонентами

философского знания выступает в качестве мировоззренческого и

методологического основания всех общественных, а еще шире всех гуманитарных

наук, включая психологию, лингвистику и т.д.

Доказательство выдвинутого положения начнем с анализа взаимоотношений

социальной философии с социологией. Этот сюжет выбран нами для примера в

силу двух обстоятельств. Во-первых, именно вокруг соотношения социальной

философии (в ее традиционном тогда варианте исторического материализма) и

получавшей тогда права гражданства прикладной социологии прошли бурные

дискуссии в шестидесятые-семидесятые годы. Во-вторых, пример этот предельно

нагляден и без особых трудностей может быть экстраполирован на другие

отрасли гуманитарного, а также, и негуманитарного знания.

В дискуссиях о соотношении социальной философии и социологии выявились три

точки зрения, что социальная философия равна всей социологии. Этот тезис о

тождестве исторического материализма и социологии был явно направлен против

прикладной социологии, ненужной и вредной в глазах приверженцев

казарменного социализма и тоталитарных режимов: зачем еще какая-то

прикладная социология, если исторический материализм (т.е. социальная

философия марксизма) сам по себе способен исследовать и объяснить все

общественные проблемы? Есть и другая позиция, «социальная философия вне

социологии». Сторонники этой точки зрения разделяли искусственным рвом

социальную философию как философскую науку, как методологию от социологии

как комплекса конкретных знаний об обществе. Если бы такой отрыв состоялся,

социология оказалась бы во власти самого откровенного ползучего эмпиризма с

его отказом от права на сколько-нибудь значительные обобщения

общетеоретического порядка. Сторонники третьего направления «социальная

философия есть верхний, методологический этаж социологии», были свободны от

крайностей, присущих двум изложенным выше точкам зрения. Социальная

философия — не вне социологии и не вся социология, а один из ее собственных

слоев.

Соотношение же между социальной философией и другими общественными науками

оказывается более сложным в чем можно убедится на примере соотношения

социальной философии и истории.

«Здесь в границах историко-научного знания, социальная философия не

является уже монопольной владелицей верхнего этажа: она делит его с еще

одной научной дисциплиной — методологией истории, или, как ее часто

именуют, методологией исторического познания, которая имеет своим предметом

общетеоретические проблемы, встающие перед исторической наукой. И

хотя грань между социально-философскими проблемами и методологическими

проблемами самой исторической науки весьма условна, но все же она

существует. При этом методологические проблемы истории нельзя рассматривать

во всех случаях как конкретизацию соответствующих социально-философских

проблем (например, исторические законы как конкретизацию законов

общесоциологических), ибо в очень существенной своей части методология

истории призвана заниматься и проблемами гносеологическими (проблема факта

и его интерпретации, специфика восхождения к абстрактному знанию в

исторической науке и т.д.)».[5]

Говоря о верхнем слое исторического знания, необходимо учитывать два

обстоятельства.

В этот слой входит не социальная философия в целом, а лишь те ее

концепции, идеи и понятия, которые в настоящее время востребуются

исторической наукой в связи с ее собственным уровнем развития и решаемыми

задачами. Остальное содержание социальной философии как бы составляет

резерв этого слоя теории. Так, например, пока целые поколения видных

отечественных исследователей Западной Европы (от И.ВЛучицкого, Н.И.Кареева,

П.Г.Виноградова, М.М. Ковалевского, А.Н. Савина до Д.М.Петрушевского, Е.А.

Косминского, А.И. Неусыхина, Н.П.Грацианского, С.Д. Сказкина) занимались

преимущественно проблемами аграрной истории, во многом невостребованными

оказывались понятия и выводы социальной философии, касающиеся

психологического уровня общественного сознания. «Сегодня же, когда ученики

этих исследователей, углубляя исторический анализ, обратились к изучению

систем ценностей и социально-культурных представлений людей той эпохи

верхний слой здания исторической науки заметно обогатился. Свидетельством

этого служит происходящее на наших глазах вхождение в понятийный аппарат

исторических исследований понятия «менталитет», обозначающего социально-

психологический облик и настрой большой социальной группы (народности,

нации, класса, сословия и т.п.)».[6]

Общетеоретические, методологические проблемы самой исторической науки

уже для постановки, а тем более для своего решения, нуждаются в солидном

философском обосновании. Выдающиеся русские историки всегда отчетливо это

представляли. В 1884/85 академическом году В.О.Ключевский впервые в России

прочитал спецкурс «Методология русской истории», озаглавив первый раздел

первой лекции так: «Отсутствие метода в нашей истории». Комментируя эту

формулировку, Ключевский говорил: «Нашу русскую историческую литературу

нельзя обвинить в недостатке трудолюбия — она многое отработала; но я не

взведу на нее напраслины, если скажу, что она сама не знает, что делать с

обработанным ею материалом; она даже не знает, хорошо ли его

обработала».[7] Откуда же могут быть подчерпнуты исторической наукой

соответствующие критерии и подходы, тем более в условиях нулевого уровня

разработки собственных методологических концепций? Ясно, что таким

первоначальным источником может выступать только философия, в том числе ее

обществоведческий срез.

То, что сказано о соотношении социальной философии и истории, с

известными коррективами (в каждом случае сугубо конкретными, учитывающими

специфику данной науки) может быть экстраполировано на любую отрасль

обществоведческого, гуманитарного знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в заключение автор реферата хотел бы добавить, что

методологическую функцию социальной философии было бы неверно ограничивать

только сферой гуманитарных наук. Как наука философская, социальная

философия выполняет эту функцию по отношению ко всем наукам, в том числе и

к естествознанию. Многие проблемы и здесь могут быть решены только при

методологическом обосновании с помощью законов, открытых социальной

философией (например периодизация истории той или иной науки, роль

общественных условий в появлении и решении научных проблем; роль

мировоззрения в научном творчестве; моральная ответственность ученого;

классификация наук; превращение науки в непосредственную производительную

силу общества и т.д.).

Кроме того, необходимо учитывать, что в современном естествознании есть

множество отраслей, которые изучают объекты, относящиеся одновременно и к

природе и к обществу. Достижения этих наук, для того, чтобы быть

эффективными, должны опираться на знание не только законов природы, но и

законов социологических потребностей общества и уровня общественного

развития. Архитекторы, например, разрабатывая проекты жилых комплексов,

должны учитывать тенденции развития быта (домашнего хозяйства,

общественного питания), общественного воспитания детей и т.д. Большое

значение имеет социальная философия и для медицины, поскольку болезнь есть

явление не только биологическое, но и социальное.

Список использованной литературы.

Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука. // Вопросы

философии,1990. - № 4.

Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9-ти томах. – М.,1989. – Том 6.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998.

Спиркин Д.Е. Философия. – М.,1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1991.

-----------------------

[1] Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.,1991. – с. 33.

[2] Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998. – с. 5.

[3] Мамардашвиши М. Как я понимаю философию. – М.,1991. – с. 171.

[4] Сприркин Е.Д. Философия. – М.,1998. – с. 37.

[5] Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.,1998. – с. 12.

[6] Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука. // Вопросы

философии,1990. - № 4. – с. 74-75

[7] Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9-ти томах. – М.,1989. – Том 6. –

с. 5.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.