Рефераты. Социальная философия как наука






отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые изучаются студентами в

вузе (всеобщая история, психология, физика, языкознание и т.д.). Каждая из

них в скрытом, а зачастую и в открытом, виде содержит в себе

мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в

мировоззренческую подготовку будущего специалиста.

Опыт преподавания в средних и высших учебных заведениях показывает,

что учащимися и студентами высоко ценится именно этот, мировоззренческий,

аспект наших выступлений перед ними. Оно и понятно: этот аспект

представляет собой наиболее основательный, наименее тленный слой знания, а

факты, которые нанизываются на эту координату, на эту логическую канву,

приобретают обоснованность, с которой их уже невозможно забыть. К тому же

факты, хотя и «упрямая вещь», но по мере продвижения науки вперед постоянно

обновляются и уточняются. И это происходит не по причине конъюнктурных

соображений, разделяемых исследователем. Такова логика развития науки.

Вспомним хотя бы, как был отброшен физикой двадцатого века «факт»

существования эфира. Однако при этом следует отметить, что само отношение к

интерпретации и к судьбе факта в немалой степени зависит от

мировоззренческих позиций исследователя.

Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в

неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую

функцию.

Философский метод есть система наиболее общих принципов теоретического

исследования действительности. Принципы эти могут быть совершенно различны.

Можно, например, подойти к одному и тому же изучаемому явлению как

развивающемуся, а можно подойти к нему как неизменному, раз навсегда

данному. В зависимости от этого и результаты теоретического исследования и

практические выводы из него будут существенно различаться.

В истории философии прослеживаются два основных философских метода —

диалектика и метафизика. Принципиальные различия между ними как двумя

противоположными концепциями взаимосвязи и развития можно представить

следующим образом.

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений

и процессов в окружающем нас мире; метафизика признает только связи

случайные, возводя в абсолют автономность, самостоятельность вещи.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений

явлений и процессов; метафизика сводит все изменения в мире только к

количественным изменениям.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно

присущей любому явлению или процессу; метафизика же считает, что

противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не объективной

действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих

явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник

их развития; метафизика же переносит этот источник вне исследуемого

предмета.

Философский метод выступает как отражение определенного уровня

научного познания мира. Это становится очевидным, как только кто-то

пытается ответить на вопрос: в чем причина, почему в истории философии

диалектика и метафизика сменяли друг друга в качестве господствующих

философских методов? Смена эта происходила закономерно, в связи с

качественными изменениями в характере самой науки, и, прежде всего,

естествознания. Так, античная диалектика, превосходившая метафизику в

объяснении мира в целом вынуждена была уступить свое первенство, как только

конкретные науки занялись детальным, скрупулезным исследованием каждого

явления в отдельности и в его статике. На этом этапе (а он длился сотни

лет) метафизика как нельзя лучше отвечала духу тогдашней науки. Но затем

наступил новый этап, когда научное знание из описывающего, собирающего

начало превращаться в сравнивающее, классифицирующее, систематизирующее

(вспомнимте, что сделали Карл Линней в виде системы растительного и

животного мира, Дарвин своей эволюционной теорией, Менделеев —

периодической системой элементов и т.д.). Духу такого научного знания может

соответствовать только диалектический метод.

Подытоживая, можно выделить следующие линии взаимодействия философии

и частных наук:

а) на каждом историческом этапе развития науки философский метод

синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки

своего времени, ее качественную специфику;

б) в свою очередь каждая из конкретных наук использует

философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению

интересующих ее явлений и процессов.

Возникает вполне закономерный вопрос: если принципы философского

метода действительно всеобщи и универсальны, то насколько вправе говорить о

методологической функции социальной философии? Оказывается, вправе, ибо

общефилософский метод преломляется в социально-философском срезе весьма

специфически. Так, в ряде естественных наук к середине XIX в. уже

утверждались основные принципы диалектического метода, между тем как в

социальной философии еще господствовала метафизика. А ведь методологическая

функция философии реализовывалась в отраслях обществоведческо-гуманитарного

цикла, как правило, не непосредственно, а прежде всего через социальную

философию. Еще один пример. В философии вообще идея объективной

закономерности развития окружающего нас мира прослеживается с античных

времен, однако, когда речь заходит об обществе, то и сегодня есть ряд

течений (например, позитивизм), отрицающих объективный характер законов

общественного развития. Вполне естественно, что социальная философия

позитивизма оказывает существенное методологическое воздействие на

представителей конкретных обществоведческих наук, о чем у нас еще будет

повод поговорить подробнее.

Для удобства изложения автору реферата пришлось последовать примеру

С.Э. Крапивенского и четко и резко разграничить две функции социальной

философии — мировоззренческую и методологическую. В действительности же они

взаимопереходят, взаимопроникают. С одной стороны метод включен в

мировоззрение, ибо наше знание об окружающем социальном мире в самых

существенных моментах будет неполным, если отвлечься от универсальной

взаимосвязи и развития в нем. С другой стороны, мировоззренческие принципы

(и прежде всего принципы объективности законов общественного развития,

принцип первичности общественного бытия) входят в состав философского

метода.

Кроме

рассмотренных выше основных функций, которые выполняет только философия,

необходимо учитывать ее огромное значение и в реализации чрезвычайно важных

общенаучных функций — гуманистической и общекультурной. Разумеется, и эти

функции философия выполняет специфическим, только ей присущим способом —

способом философской рефлексии. Подчеркнем также, что неспецифичность

гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означают их меньшей

внутри-философской, междисциплинарной и общественной значимости по

сравнению со специфическими.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности

в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути

освобождения человека, его дальнейшего совершенствования.

Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и

заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех

вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, Ф.Бэкон и Гоббс,

Спиноза, французские материалисты XVIII в., представители классической

немецкой философии, Маркс и Энгельс, русские философы «серебряного века»,

экзистенциалисты — все они в фокус своего мировоззрения ставят человека как

чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков

философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял

какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к природе, то ли

биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от

социальной среды и т.д.

В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как

попытка всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на

три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого

разума» сформулировал так: 1. Что я могу знать? 2 Что я должен делать? 3.

На что я могу надеяться?

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах

объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические).

Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего

зарождения, и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией

философии происходило скорей всего обратное: ее роль в жизни общества

непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявлял, что «культура

духа есть философия».

Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно

сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной

культуры человечества. «Мне представляется, — писал видный физик ФРГ,

лауреат Нобелевской премии, Макс Лауэ, — что все науки должны

группироваться вокруг философии как их общего центра и что служение ей

является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство

научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без

этого единства вся культура была бы обречена на гибель».

«Итак, если ставим перед собой вопрос «Что мне дает философия? Что мне дает

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.