Рефераты. События 1968 года в Париже. Контркультура






объединения молодежи в процессе противостояния взрослому истэблишменту.

Именно в начале второй половины 60-х политическая песня, существовавшая и

до этого в лице таких классиков как Пит Сигер или Вуди Гатри, стала

превращаться в феномен масскультуры. И пионером в этом процессе стал Боб

Дилан, объединивший бардовский фолк с мощью белого ритм-энд-блюза в лице

группы “Paul Butterfield Blues Band”. Возникший на базе песен протеста фолк-

рок моментально повлек за собой появление всевозможных форм рок-музыки,

таких как хард-рок, блюз-рок, арт-рок, джаз-рок, кантри-рок, рок-опера и

др.

Все это получило общее название – “РОК”, став неотъемлемой частью

более широкого явления – рок-культуры. Для молодых людей, живших в тот

период, рок-культура была чем-то естественным. Она еще не была

отрефлексирована, описана социологами и политологами. Основным ее

эмоциональным наполнением и стержнем был протест, причем протест самого

разного уровня, основанный на недовольстве своими родителями,

правительством, властями, законами, политической системой. Он выражался не

обязательно впрямую, в текстах песен. Чаще просто сам факт слушания или

исполнения рок-музыки являлся актом протеста.

Так, кстати, было в странах соцлагеря и, в первую очередь – в

Советском Союзе. У нас невозможно было петь ни о чем конкретном, где

проглядывало бы недовольство хоть чем-то советским - моралью, законами,

строем. Не дай Бог. Это каралось беспощадно и однозначно. Поэтому весь

отечественный рок подпольного периода был сперва либо англоязычным, когда

исполняли исключительно “фирму”, либо, начиная с Макаревича и Гребенщикова,

пели по-русски, но на трижды эзоповом языке, с каким-то туманными намеками

на “крутой поворот” или “сказочную страну”, даже не держа “фигу в кармане”.

Так, вообще, обо всем понемногу. И правильно делали, а то мы бы о них

никогда не узнали. Сам факт существования многочисленных неофициальных

составов, соответствующих понятию “рок-группа” по набору инструментов и

манере игры, был для советского общества того периода достаточно ярким

признаком наличия контркультуры.

Рок в развитых странах Запада стал во второй половине 60-х мощнейшим

объединяющим началом всех видов молодежной активности. Но если быть более

точным, то “рок” в самих США считался музыкой белых хиппи, в то время как

молодые представители черного населения сделали своим орудием в борьбе за

равноправие музыку “соул” и “фанк”. Лишь позднее имена черных

представителей этих направлений, например – Рэя Чарлза, Джеймса Брауна,

Стиви Уандера или Майкла Джексона, были занесены в рок-энциклопедии, внося

путаницу в умы простых слушателей.

Да и по сей день, эта неразбериха имеет место. Но тогда как музыка,

так и социальная активность молодежи были разделены. За права негров стали

бороться организации типа “Черных пантер”, а политические амбиции белой

американской молодежи взялась отстаивать организация “Youth International

Party”, созданная такими деятелями как Джерри Рубин и Эбби Хоффман. Они и

придумали в конце 1966 года для себя название “йиппи” (сокращение от

“YPI”), вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход само

слово “хиппи”. В 1967-68 годы наблюдается всеобщее явление, которое можно

охарактеризовать как “fusion” (сплав).

Именно тогда Майлз Дэйвис записал свои альбомы “In a Silence Way” и

“Bitches Brew”, где продемонстрировал новый способ объединять не только

разные музыкальные стили, но и музыкантов с различными подходами к

творчеству и разным цветом кожи. Его новые записи, а также концерты в

Fiimore West перед белой хипповой аудиторией вызвали недоумение среди

черных журналистов и даже его коллег-джазменов. Майлза пытались обвинить в

заигрывании с белой молодежью, на что он попросту не отреагировал. В белой

чикагской рок-группе "Electric Flag” появился черный барабанщик Бадди

Майлз, на фестивале в Вудстоке выступила смешанная рок-группа “Sly and the

Family Stone”, и таких примеров было немало.

Контркультура и возникшая в ее недрах музыка объединила как

исполнителей различных рас, так и политических деятелей разного толка. В

одних и тех же политических акциях, в забастовках, демонстрациях, массовых

марш-походах, судебных процессах, в теле- и радио-интервью нередко стали

фигурировать вместе руководители “новых левых” и представители черных

движений. В частности, Джерри Рубин находился в постоянном контакте с

Джоном Силом из “Черных пантер. На убийство черного лидера Мартина Лютера

Кинга с болью отреагировала не только негритянская молодежь. Этот факт

сыграл свою роль и в усилении протеста белой молодежи. В 1968 году в США

была создана партия “Белые пантеры”, активным деятелем которой стал Джон

Синклер, пытавшийся придать рок-музыке неприкрыто политический характер.

У американской молодежи того времени было немало поводов для протеста.

Началось все с серии политических убийств в США, в первую очередь – Джона

Кеннеди, что привело многих молодых американцев к разочарованию в своей

стране и даже появлению откровенной англомании.

Ну, а в самой Америке демонстраций было хоть отбавляй. И их разгон

нередко оканчивался человеческими жертвами. Администрация США обнаружила

удивительную подготовленность и жесткость в борьбе с молодежным протестом.

Один из многочисленных примеров относится к проведению митинга

протеста против войны, которую “новые левые” организовали в Чикаго в 1968

году, призывая представителей все молодежных организаций приехать туда ко

времени съезда демократической партии. На митинг собралось около десяти

тысяч человек.

Мэр города, перестраховываясь, распорядился мобилизовать на

круглосуточное патрулирование улиц двенадцать тысяч полицейских с

подкреплением еще двенадцати тысяч национальных гвардейцев, вооруженных

стрелковым оружием, базуками и огнеметами, получивших приказ в случае

необходимости стрелять боевыми патронами. И таких массовых столкновений в

те годы было немало, причем не только в городах США. В 1968 году были

крупные молодежные демонстрации в Париже и в Лондоне. Ну, а о событиях 1968

года в Праге и последовавших действиях диссидентов в Москве советские люди

помнят хорошо, несмотря на то, что наши власти сделали все, чтобы свести к

нулю или исказить правду о тех трагических днях.

Для перечисления всего, что происходило тогда во многих уголках

Земного шара, требуется особая статья. Важно отметить тенденцию – взрыв

небывалой активности молодых людей, активности достаточно серьезной и

зрелой, основанной на конкретных требованиях. Правда, эта активность

породила и отрицательные последствия, в частности, теракты, совершаемые

молодыми людьми в знак протеста. Терроризм исламских фундаменталистов,

черных экстремистов, ирландских революционеров, профашистских и

прокоммунистических группировок типа Красных бригад и других организаций

уже существовал, но к нему добавилась активность жестко настроенных молодых

людей, просто исповедовавших идеалы контркультуры, вдохновленных идеями

“новых левых”. В конце 60-х число взрывов, устроенных революционно

настроенными молодыми людьми в городах Америки, резко возросло.

Весь этот широчайший спектр проблем, обострившихся во второй половине

60-х и стал, на мой взгляд, причиной небывалого в истории музыки процесса

появления новых видов музыкальной культуры. Кроме того, в тот период музыка

стала значить в жизни молодых людей гораздо больше, чем до этого. Причем,

любая музыка, а отнюдь не развлекательная. Более того, самые что ни есть

сложные концептуальные виды музыкального творчества стали достоянием

массового слушателя. Интерес к классическому авангарду в лице Джона Кейджа,

Лючиано Берио или Карл-Хайнса Штокхаузена, джазовому авангарду в лице Джона

Колтрейна или Орнетта Коулмена, экспериментам с музыкой “фьюжн” Майлза

Дэйвиса, к индийской раге в лице Рави Шанкара, к древним видам этнической

музыки, с музыке Европейского средневековья, популярность открытой ладовой

музыки квинтета саксофониста Джона Хенди и квартета Чарлза Ллойда – вот

некоторые из примет времени конца 60-х.

Так называемая авангардная, то есть атональная, политональная или

“фри” музыка стала неотъемлемой частью многих композиций в творчестве новых

прогрессивных рок-групп и, конечно, пионеров “фьюжн”. Достаточно послушать

“Bitches Brew” М. Дэйвиса, ранние психоделические записи “Pink Floyd” или

кенртерберийских групп типа “Caravan”.

Многие тексты были явно зашифрованы, что приводило иногда к

недоразумениям. Так, в казалось бы невинных песнях “Битлз” - “With a Little

Help from my Friends”, “Lucy in the Sky with a Diamonds” или “Day in a

Live” власти разных стран усмотрели пропаганду наркотиков и какие-то другие

намеки. По этой причине они какое-то время запрещались для официального

вещания и распространения как в Англии, так и в США.

Творчество Джима Моррисона до сих пор расшифровывают поклонники ранних

“Дорз”. Песни таких бардов как Боб Дилан, наоборот, были прямо обращены к

слушателю и понятны безо всяких иносказаний. Классическими примерами

откровенного обращения к слушателю являются песни Джона Леннона “All You

need is Love”, “Imagine” или “Revolution”, а также ряд революционных песен

группы “Rolling Stones” в период их политической активности.

Заключение

Проблема “отцов и детей” существовала испокон веков и являлась в какой-

то степени двигателем прогресса, подспудной причиной многих изменений в

обществе. Но никогда противоречия между поколениями не доходили до такой

степени конфронтации, выраженной в таких откровенных формах, как это было

во времена 60-х. Причем независимо от того, в какой стране, в какой части

света, при какой политической системе это происходило.

Молодёжная контркультура, апогеем которой стали массовые беспорядки в

различных частях Европы, оказала огромное влияние на нашу сегодняшнюю

действительность.

Список использованной литературы

1. Аспирин не поможет // New Politics, на русском языке - N1,

1993 г.

2. Винер Д., Джон Леннон и его время. Пер. с английского, М.:

Радуга 1994г,– 132 с.

3. Козлов А.М., Грань 60-х и 70-х – загадка взрыва контркультуры,

М.: ДРОФА, 1999, - 170 с.

4. Лимонов Э.В., Другая Россия: Империя Юности. Лекция четвертая

Империя Юности: всё началось с Китая, М.: ИНФРА, 2003 г.- 97с.

5. Шаффнер Николас, Блюдце, полное чудес (история “Пинк Флойд”,

М.: Музиздат, 1994 г. – 165с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.