Рефераты. События 1968 года в Париже. Контркультура






замечательным образом отражала скуку, разочарование и отчуждение, которые

чувствовали миллионы людей в "лучшем из возможных миров". Ситуационисты

держали руку на пульсе скрытого недовольства современных им шестидесятых.

Прошло более двух десятилетий с момента роспуска Ситуационистского

Интернационала, и события мая 1968 года в Париже уже стали частью истории.

Но, несмотря на это, столь эфемерная организация с намеренно трудными

теоретическими положениями остается ярким романтическим символом

революционного оптимизма шестидесятых.

Ситуационисты развивались внутри столетней традиции артистического и

политического радикализма, выросшего из отказа от аристократического,

религиозного и буржуазного патронажного отношения к искусству. Напряженные

отношения между богемной культурной инновацией и буржуазным самодовольством

достигли апогея с Первой Мировой войной, завершившись соединением

артистического и культурного недовольства в дадаизм и сюрреализм. Умышленно

принимая абсурдность, дадаизм пытался подорвать традиционные определения

искусства и культуры, используя эту точку как рубеж атаки на общество,

которое, по его мнению, должно было быть разрушено. "Предстоит совершить

огромную разрушительную работу" по подрыву буржуазной культуры, восклицал

Тристан Тцара в манифесте дадаистов 1918 года.

Сюрреализм развился на обломках Дада, и его деятелям, под строгим

руководством Андре Бретона, предстояло заново выстроить и усовершенствовать

критический проект Дада. Сюрреалисты отвергли энтузиазм, с которым дадаисты

приветствовали абсурд, ради строгой дисциплины в рамках четко определенной

революционной перспективы. По мнению сюрреалистов, общество, главной целью

которого являлось сохранение капитала, было обречено на эстетическую

нищету.

Сюрреалистский подход принял форму исследования тех видов деятельности

и артистических приемов, которые освобождали бессознательное и объединяли

его с рациональным в единое целое. Автоматизм - спонтанное производство

"потока сознания" - в литературе, живописи и в повседневной жизни был

определяющей сюрреалистской техникой, полезной, по их мнению, для раскрытия

и исследования запретных мыслей и представлений. Как в поэзии Лотреамона,

так и в картинах Дали и в манифестах Бретона, нападки сюрреалистов на

буржуазную культуру были попыткой разрушить нездорово рациональное

общество, уцепившись за сверхрациональное.

Ситуационистский Интернационал вырос не только из теории авангарда, но

и из французской марксистской традиции, хотя и очень неортодоксальной.

Исторические обстоятельства сделали возможным это пересечение интересов

авангарда и социализма. Преступления сталинизма и очевидная неудача

троцкизма превратили послевоенный Париж в благодатную почву для

возникновения новых синтезов. Особо важное значение для споров, которые

вновь возникли в работах ситуационистов в 1960-е годы, имели идеи

Корнелиуса Касториадиса и группы, возникшей вокруг журнала Socialisme ou

Barbarie ("Социализм или варварство"), в которой некоторое время состоял и

ведущий ситуационистский теоретик Ги Дебор.

Ситуационистский Интернационал формально был создан в 1957 году путем

объединения двух взаимодополняющих, но так до конца и необъединимых течений

в европейском авангарде. С одной стороны, это были революционные художники

из Международного движения за имажинистский Баухаус (IMIB), среди которых

особо выделялись датский художник Асгер Йорн и бельгийский сюрреалист

Кристиан Дотремон. Бывшая обломками, оставшимися после кончины сюрреализма,

эта "северная сеть" поклялась продолжать нападки на официальную культуру

через поэзию, музыку, живопись и "революционную архитектуру". Она также

недвусмысленно отрицала реакционные и мистические наклонности сюрреализма,

высказываясь в пользу радикального коллективного действия.

Второй группой были леттристы - возникшее в Париже

неосюрреалистическое течение, к которому принадлежал и будущий гуру

Ситуационистского Интернационала Ги Дебор. Леттристы предлагали делать с

буквами то же, что дадаисты и сюрреалисты делали со словами, используя

именно их, а не более крупные части в качестве основы единого искусства,

"звуковой поэзии". Леттристский Интернационал (ЛИ) настаивал не только на

том, что авангард должен вырабатывать строгую критику общества, но и на

том, что искусство должно "реализоваться и подавляться". Попросту говоря

леттристы призывали к тому, чтобы повседневная жизнь проживалась как

искусство, тем самым, делая бессмысленным выделение последнего в отдельную

дисциплину.

В тексте, подготовленном для того, чтобы объявить о создании

Ситуационистского Интернационала, Дебор набросал основные тезисы для новой

организации: "То, что называется культурой, отражает и определяет

возможности организации жизни в данном обществе. Наша эпоха в основе своей

характеризуется отставанием революционного политического действия от

развития современных возможностей производства, которые требуют лучшей

организации мира". Или, говоря короче, "прежде всего, мы считаем, что мир

должен быть изменен", - и должен быть найден новый способ действия,

поскольку все предыдущие попытки оказались неудачными.

Период с 1957 по 1962 год стал взрывом творчества ситуационистов,

начиная с "индустриальной живописи" итальянца Галлицио, пытавшегося

разрушить рынок искусств, и кончая "модифицированными" портретами Асгера

Йорна и архитектурными фантазиями Констана. Это был и период расцвета Ги

Дебора и Рауля Ванейгема как теоретиков и пропагандистов. Но практическая

деятельность также вскрыла идеологические трещины внутри СИ, в частности по

вопросу о включении "ситуационизма" в существующий мир искусств.

Результатом стал раскол СИ в 1962 году, после которого большинство из

нескольких десятков человек, составлявших движение, либо отошли от него,

либо были исключены.

Хотя в Ситуационистском Интернационале нашли свое выражение

разнообразные утопические тенденции, отражавшие развитие как авангардных

художественных течений, так и радикальной политической критики, в данной

статье нас интересует прежде всего последнее. Именно после раскола между

германскими и скандинавскими "эстетами", с одной стороны, и более

политизированными парижанами, с другой, ситуационистская теория достигла

своего наивысшего развития. В то время как от Ситуационистского

Интернационала осталось наследие, принадлежащее перу различных авторов,

именно Дебор и Ванейгем были авторами основных ситуационистских текстов.

"Общество зрелища" Дебора и "Революция повседневной жизни" Ванейгема

определяют лицо Ситуационистского Интернационала как теоретически, так и

стилистически.

3. Цели революции

Ситуационисты поставили своей целью ни больше, ни меньше - вызвать

социальную революцию, которая положила бы конец отчуждению человечества,

причиной которого является жизнь в товарных капиталистических общественных

отношениях, и установить эру освобожденного существования, где жизнь

становится искусством. Несмотря на то, что Дебор использовал традиции

авангарда в качестве инструментария, с помощью которого можно было

синтезировать идеи, казавшиеся подходящими, совершенно очевидно, что его

творчество оставалось в рамках марксистской традиции, хотя и очень

еретической. Его "Общество зрелища" недвусмысленно опирается в своем

анализе на теоретические построения марксизма, в частности на его

исторический материализм с упором на концепции классового господства и

классовой борьбы.

Где Дебор отошел от ортодоксального марксизма, так это в том, что он

подчеркивал роль потребления, которое сменило производство в качестве

двигателя зрелого капитализма. Дебор считал, что с переходом к позднему

капитализму накануне Второй Мировой войны, требования экономики определили

образ нового человека - потребителя. Вторя Маркузе, Дебор писал о том, что

в зрелом капиталистическом обществе до того репрессируемые и

сублимированные желания были теперь освобождены, но лишь для того, чтобы

служить капиталу. Присущее капитализму отчуждение, которое раньше осознанно

ощущалось как противоречие и потому служило диалектической основой для

революционных преобразований, теперь стало удобным и бессознательным по

мере того как людей засасывало в апатичное блаженство потребления.

Классовое господство теперь проявлялось в основном в форме культуры и

идеологии, а не грубого принуждения.

Именно это было определяющей характеристикой "общества зрелища"

Дебора: "Жизнь обществ, в которых господствуют современные условия

производства, выступает как огромное скопление зрелищ". Под зрелищем Дебор

понимал все средства и методы, кроме прямого насилия, которые власть

использует, чтобы вытеснить потенциально политические, критические и

творческие человеческие проявления к границам мысли и поведения. Другими

словами, "зрелище" - это общественное отношение.

Загипнотизированные радостями потребления и не осознающие своего все

усиливающегося отчуждения, люди отворачиваются от изменения мира и

собственного освобождения.

Их журнал Internationale Situationniste("Ситуационистский

Интернационал"), издававшийся ежегодно постоянно менявшимся редакционным

коллективом, откликался на большое количество различных тем. Анализ

международного положения от Алжира до восстания в Уоттсе (негритянский

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.