Рефераты. Смысл жизни человека






Но что значит "разумная цель?" задается философ. Средство

разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что

это значит и как это возможно? Цель или или жизнь в ее целом не имеет

уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни или надо признать,

что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос

принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в

силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о "смысле" чего-

либо имеет всегда относительное значение, он предполагает "смысл" для

чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь

же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос о "смысле" нельзя

ставить, решает философ.

Далее Франк пишет:

“…что наша жизнь, пребывание на свете и сознания этого факта, вовсе не

есть для нас "самоцель". Она не может быть самоцелью, во-первых,

потому, что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями

и наслаждениями и, несмотря на всю силу животного инстинкта

самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту

тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть самоцелью и

потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное

пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то

26

или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела

или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние

пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда -

хотим ли мы того или нет -живем для чего-то. Но только в большинстве

случаев это "что-то", будучи целью, к которой мы стремимся, по своему

содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для

сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг,

который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и

порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то,

стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся - для того,

чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем

"смысла жизни" - мы ищем стремления и дела, которое не было бы

направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась

бы на тяжкий труд ее же сохранения. "(10)

Так в чем же ее содержание, и, прежде всего, при каких условиях

человек может признать конечную цель «разумной»?

…."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям

поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей

души - должна быть служением высшему и абсолютному благу."(11) И при

этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это

соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и

заключается по Франку искомый "смысл жизни".

"Итак, жизнь становится осмысленной, поскольку она свободно и

сознательно служит абсолютному и высшему благу, которое есть вечная

жизнь, животворящая человеческую жизнь, как ее вечная основа и

подлинное завершение, и есть вместе с тем абсолютная истина, свет

разума, пронизывающий и озаряющий человеческую жизнь. Жизнь наша

27

осмысляется, поскольку она есть разумный путь к цели, или путь к

разумной, высшей цели, иначе она есть бессмысленное блуждание. Но таким

истинным путем для нашей жизни может быть лишь то, что вместе с тем

само есть и жизнь, и Истина. "Аз есмь путь, истина и жизнь".

И теперь мы можем подвести краткий итог нашим размышлениям.

Для того, чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия:

существование Бога и наша собственная причастность Ему, достижимость

для нас жизни в Боге, или божественной жизни. Необходимо прежде всего,

чтобы, несмотря на всю бессмысленность мировой жизни, существовало

общее условие ее осмысленности, чтобы последней, высшей и абсолютной

основой ее был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий

наружу и все опять поглощающий хаотический поток времени, не тьма

неведения, а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и

всеобъемлющий свет разума. И необходимо, во-вторых, чтобы мы сами,

несмотря на все наше бессилие, на слепоту и губительность наших

страстей, на случайность и краткосрочность нашей жизни, были не только

"творениями" Бога, не только глиняной посудой, которую лепит по своему

произволу горшечник, и даже не только "рабами" Бога, исполняющими Его

волю подневольно и только для Него, но и свободными участниками и

причастниками самой божественной жизни, так, чтобы служа Ему, мы в этом

служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив,

ее утверждали, обогащали и просветляли. Это служение должно быть

истинным хлебом насущным и истинной водой, утоляющей нас. Более того:

только в этом случае мы для себя самих обретаем смысл жизни, если,

служа Ему, мы, как сыновья и наследники домохозяина, служим в нашем

собственном деле, если Его жизнь, свет, вечность и блаженство могут

стать и нашим, если наша жизнь может стать божественной, и мы сами

можем стать "богами", "обожиться"." (12)

28

Практичный путь в постижении смысла Людвиг Семенович видит в

религиозном, внутреннем делании, молитве, аскетической борьбе с самим

собой, именно и это есть неприметный для него основной труд

человеческой жизни, "единственное подлинное производительное

человеческое дело…

…с помощью которого мы действенно осуществляем смысл жизни и

в силу которого в мире действительно совершается нечто существенное

именно возрождение самой внутренней его ткани, рассеяние сил зла и

наполнение мира силами добра. Это дело - подлинно метафизическое дело -

возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое

человеческое дело. Человеку здесь принадлежит только работа по

уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом. Это есть

метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только соучаствует

человек, и именно потому в нем может осуществиться утверждение

человеческой жизни на ее подлинном смысле. "(13)

29

Заключение

Рассмотрев взгляды выдающихся философов и мудрецов

человечества мы видим, что проблема смысла человеческого бытия всегда

стояла в центре философских исследований.

Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем

знаний и задач общества, в котором жили.

Так в Древнем Китае для Лао-цзы главное для человека жить по

законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека с земной

жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные

задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии,

где он занимает определенное место.

Мудрецы Древней Индии утверждали, что человеку необходимо

открыть всебевсеобщий Дух, только через свое “я” человек может

приблизится и слиться с мировым “Атманом”.

Античная философия сформировала основные западно-европейские

подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной

философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность и

признала за ним право на активность и инициативу перед объективным

миропорядком.

Христианство было следующим и на сегодняшний день основным

религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия,

признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное

воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство

стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия,

о совести, долге, чести.

Философия Нового времени, сформировавшаяся под влиянием

развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего

механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию

человеческой сущности и рассматривала человека с

30

физиологических и прагматических позиций.

Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология,

социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский

образ лишенным опытных оснований и практической ценности.

Открыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного

человека, так и всего общества, Фрейд показал свои пути решения как

личных, так и общественных проблем жизни человека.

Экзистенциальная философия понимается в качестве

радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно

было воплощено на исходе XIX и в начале XX в., прежде всего Ницше.

Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь,

исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.

Одной из характерных особенностей русской философии второй

половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку,

антропоцентризм. И главное направление которой было духовное.

Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша

жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с

явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и

абсолютному благу."(14) И при этом человек должен также непрерывно

разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве

жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"

Подводя краткий обзор религиозно-филосовских исканий

человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении

всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему

духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от

31

брахманов до современных философов понимали, что человек сможет

реализовать свою миссию только в служении вечным истинам, духовной

работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со

своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".

32

Список литературы

1.Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. Запад и Восток.

Традиции и современность. М.,1993.

2.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и

бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. ( Редкол.: И.Т. Фролов и

др.; сост. П.С. Гуревич. – М. Политиздат, 1991.

3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.

4.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990 – Т3.

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.

6. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. № 3.

7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.

8. Основы религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая

школа, 1994.

9.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная

религия: Курс лекций. М.: Центр, 1996.

10. История религии. М.: Центр Руник, 1991.

11.А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М.:

Политиздат. 1990.

12. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969.

13. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Лондон, 1969.

14.Серен Кьеркегор. Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.

15.Мартин Хайдегер. Время и бытие: Пер. с нем. - М.: Республика,1993.

16. Альбер Камю. Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.

17. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Политическая

литература, 1990.

18. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.

19. Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном

понятии. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева.

33

Спб.,1903 Т.7.

20. Трубецкой Е.И. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.

21. Франк С. Л. Смысл жизни человека. М.: Республика ,1993.

34

Примечания

1.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.:

Слово,1990 – Т3.С.24.

2. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.

С.12.

3. Гроувс К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996. №

3.С.55.

4. З.Фрейд. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Лондон,

1969.С.124.

5. Альбер Камю Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.С.

360.

6. Виктор Франкл Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература,

1990.С. 26-27.

7. Соловьев В.С. Нравственный смысл жизни в его предварительном

понятии. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева.

Спб.,1903 Т.7.С. 5-20.

8. Трубецкой Е.И. Смысл жизни. М.: Республика, 1994, С. 170.

9. Франк С. Л. Смысл жизни человека. М.: Республика ,1993. С.5.

10.Там же. С.89.

11. Там же. С.91.

12. Там же. С.93.

13. Там же. С.233.

14. Там же. С.233.

35

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.