Рефераты. Смысл жизни человека






несомненно, связано с тем, что учение было создано в результате долгих

размышлений над своей непростой жизнью человеком, который нашел

душевное равновесие и обрел спокойную уверенность в правильности своих

поступков. Он разработал собственную систему правил, которые позволяли

жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком

упорядоченно изложенная учениками в «Лунь юй», в течение 25 веков

поддерживала моральный дух китайского народа, позволяла ему обрести

смысл и выжить несмотря на огромные трудности.

1.2. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

Творцы Упанишад - одного из величайших литературных достижений

человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке.

Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой то смысл в этой жизни или

нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь

человек приобщается к подлинной жизни.

На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель

в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он

укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух.

Лишь через свое "я" человек может приблизится к мировому "Атману".

Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто

отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира,

мог стать бессмертным.

Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать

аскетами и естественно, что брахманское учение не вышло за пределы

скитов.

Характерной особенностью буддизма является его этико-

практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не

8

только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего

ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных,

в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной

проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем

содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных

истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности,

заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все

построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как

различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия

проявленного, освобождение - непроявленного.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как

уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский

принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать

крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и

совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной

сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости,

относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются

обязательными и могут быть нарушены.

9

Глава 2. Человек в античной философии

Античная философия сформировала основные западно-европейские

подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной

философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции

и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была

предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из

Кротона первым дал определение человеку как существу, которое

отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в

то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от

природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя

только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной

Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на

стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются

благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и

достигнуть изобилия (Демокрит).

И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав

принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как

самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и

инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева,

"развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную

личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного

миропорядка"(2), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но

прежде всего - Сократ. Сократа по праву считают основоположником не

только западноевропейской философии человека, но и основоположником

этики. Его прежде всего интересовал внутренний

10

мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том

что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность

добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков.

Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в

сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной

целью философии.

Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что

человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та

субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит

общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия

душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем -

душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в

том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива

к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека,

отличающие его от животного. Следующий шаг в философском постижении

человека сделал Аристотель. У него этика и политика образуют единый

комплекс "философии о человеческом", занимающейся изучением

практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение

Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его

социальных характеристик. Человек - такое живое существо, которое

предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум

как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется

законами.

11

Глава 3. Христианское учение о спасении

Христианство было следующим и на сегодняшний день основным

религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия.

Христианство возникло в I веке нашей эры, выделившись среди

мистико-мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно

быстро обособилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию

со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и

церковной организацией. Христианство появилось в период острого

социально-экономического кризиса рабовладельческой Римской империи.

Этот кризис охватил как беднейшую часть общества, так и состоятельные

слои населения.

Христианство провозгласило равенство всех людей как

грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные

порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и

порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира,

выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно,

наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и

понятным способом – через познание божественной истины, которую принес

на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и

пороки. Через это люди обретали смысл жизни, если не во время жизни, то

после ее смерти.

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и

обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,

самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение

разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали сформулированные

Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает

строгую оценку собственной жизни,

12

самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии

Августин Блаженный утверждал: "Не тем человек сделался похожим на

дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам

по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе,

когда не устоял во истине... Итак, когда человек живет по человеку, а

не по богу, он подобен дьяволу"(3). Из этой посылки с неизбежностью

следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил "по

человеку". Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В

человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам

найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом

Святого Писания.

Христианство положило начало совершенно новой культуре –

культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как

на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как

на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.