Рефераты. Сковорода Г.С.






познавательных возможностей человека в общении с объективной

действительностью. Человек в учении Сковороды – цель философии и ключ к

тайнам бытия. Понимание человека как венца, центральной фигуры мироздания

здесь тесно связано с онтологическими представлениями украинского

мыслителя, с его классификацией явлений бытия: в микрокосме-человеке

отражается весь мир. «Я верю и знаю, - писал философ, - что все то, что

существует в великом мире, существует и в малом…»30

Г. Сковорода считал, что сам человек «внутри себя» должен измерить

собственные силы и найти средства познания. «Если хотим измерить небо,

землю, море, должны, во-первых, измерить самих себя… собственною нашею

мерою. А если нашей, внутри нас, меры не сыщем, то чем измерить, можем? А

не измерив себе прежде, что пользы знать меру в прочих тварях? Да и можно

ли?»31 Украинский философ и здесь не забывает о том, что самопознание своей

целью имеет познания неба, земли, моря и «прочих тварей», т.е. явлений,

внешних по отношению к человеку. В том же трактате «Наркисс», откуда взята

приведенная выше цитата, его автор указывает на самопознание как на

средство выяснения принципиальных возможностей индивидуального человека и

всего человечества постичь окружающую действительность32. Мыслитель

требовал освободиться от предвзятых мнений, аффектов, предрассудков,

суеверий, душевных слабостей (грусть, тоска, скука). Называя этих

«внутренних» врагов «легионом бесов», восклицал: «Враги твои собственные

твои суть мнения»33. «Омый прежде внутренность стакана», т.е. очисть себя

от заблуждений.

Выясняя вопрос о «силах» познания, философ называл, во-первых,

«чувственный органы», во-вторых, «душу», «сердце» и, в-третьих, опыт,

практику. В его оценке органов чувств и их роли в процессе познания

предпочтение отдавалось разуму. Чувства, считал Сковорода, способны выявить

внешнюю сторону вещей и явлений, их «ризу», одежду, форму. Сущность мира

скрыта от органов восприятия действительности: глаз, ушей и т.п. Чувства –

скорее источник заблуждений, чем истины, хотя без них и нет «цельного

знания». Поэтому органы чувств философ считал «хвостом», «пятками»

познания, чем, разумеется, принижал роль чувственного момента в процессе

достижения человеком «истинных знаний». Разум – глава, «сердце» познания. В

трактате «Кольцо» автор сравнивает душу (разум) с «вечным двигателем»

познания, указывая, что ее крылья – это мысли, мнения, рекомендации,

советы.

Форма мысли – человеческая речь, понятия, слово. «Божественным» даром

речи, учил Г. Сковорода, человек выделяется в мире живых существ. Велика

роль языка в познании. В слове, как в семени растения, заключается огромная

сила. О значении слова и речи в процессе познания и общения людей друг с

другом Сковорода пишет в письме к священнику Я.И. Долганскому от

25.11.1773г. «Разговор, - указывал он, - есть сообщение мыслей и будто

взаимное сердец лобызание; соль и свет компаний – союза совершенства»35.

Логическое мышление, считал Сковорода, есть высшая способность

человека, позволяющая проникать в сущность натуры, бога. Украинский философ

требовал доказательности выводов, строгой логической последовательности

выяснения истины. Человеческий разум, доказывал он в произведении «Беседа,

нареченная «Двое», всегда стоит перед выбором: ложь или истина, добро или

зло. Этот выбор предлагает ему, с одной стороны, сам предмет познания: пища

явно существует не только для тела, но и для души, песня для ушей и разума,

на смену зимы приходит лето, стужа сменяется теплом и т.п. С другой

стороны, в силу своих практических потребностей человек и духовные свои

стремления облекает в творческую форму поисков истины, которой в готовом

виде нет: она не дана богом вместе с рождением человека и не является ему

сама собою, или путем откровения, наития божьего. Знаниями естественной

истории, механики, физики, права, медицины и т.п., считал философ,

современники обязаны наследству многих предшествующих поколений людей. Так

Сковорода подходит к глубокой диалектической догадке о познании как о

сложном историческом процессе.

Считая, что в поисках истины залогом непременного успеха являются

активность пытливого разума и труд36, украинский философ стремился избежать

ограниченностей рационалистических систем в понимании критерия истинности и

целей познания. В отличие от рационалиста Декарта, в качестве исходного

основания своей теории познания Г. Сковорода выдвигал принцип: натура –

мать познания. В басне «Собака и Кобыла»37 он едко высмеивал «чересчур

обученных» сторонников идей: «искусство – выше действительности» или

«искусство увенчивает природу». В духе пантеистического миропонимания

мыслитель – поэт и композитор доказывал, что природа выше искусства, науки

и является их основанием. Из этого тезиса (вывода) следовали его

эстетические и педагогические идеи. Природа – источник и руководительница

творческих усилий человека. В ряде произведений («Благородный Еродий»,

«Убогий Жаворонок» и др.) он заявлял, что приращение художеств, научные

открытия, мощь человека в борьбе за счастье зависят от труда и опыта людей:

«…во всех науках и художествах плодом есть правильная практика»38.

Нелишне указать, какой смысл вкладывал украинский философ в понятие

«практика». Рационалистическое, субъективно-идеалистическое и

сенсуалистическое толкование опыта не удовлетворяли уже его

предшественников рационалистов-деистов – Ф. Прокоповича и А. Кантемира.

Развитие промышленного производства, опытных знаний, теоретическое

обоснование их в России требовали нового подхода к трактовке понятия опыта.

Поэтому свой взгляд на опыт, практику Г. Сковорода возвышает до включения в

это понятие не только наблюдения, «общения с природой», но также «делания»,

воспроизведения, «труда», «действования» и т.п. Это представление являло

собой новый взгляд на опытную сферу познавательного процесса. Теория,

мораль, наука, считал он, - «семья благих дел» во имя человека и общества.

В басне «Две курицы» понятие практики связано с понятием «сродности»,

присущей всем людям. «Сродностью» называются природные склонности, а также

некое «назначение» каждого человека: землепашцу – возделывать землю,

сапожнику – делать сапоги, ученому – трудиться над приращением знаний и

т.п. Практика всегда должна быть в единении со «сродностью», «сродность» -

с трудолюбием. «Как практика без сродности есть бездельная, так сродность

трудолюбием утверждается»39.

Познание себя с антропологической точки зрения – это познание

человеком своих собственных «сил» и «средств», их организации.

Теория самопознания Сковороды представляла собой не только

пантеистическое философское построение, но также, по форме, теологическое

(точнее – теистическое) учение. Ее автор видел в самопознании богопознание,

в котором он искал «истинного человека – подобного богу», поскольку считал,

что знание человеком законов природы, полное освобождение от заблуждений и

пороков в результате «самопознания» и «самосовершенствования» поднимает

человека выше Платона, Эпикура, Сенеки и Декарта, т.е. делает его

«богоподобным».

Гносеология Г. Сковороды – передовое учение своего времени. Главные

ее выводы не только в условиях XVIII в., но и позднее играли большую роль в

развитии естествознания и философии на Украине и в ряде других, прежде

всего славянских, регионов мира.

II. Социальная философия и нравственность.

Г. Сковорода стремился обосновать принципы анализа общественной

жизни, во многом основываясь на выводах своей философии, опираясь на

доктрины просветителей Петровской эпохи, «Ученой дружины Петра I»,

передовые идеи Киево-Могилянской академии других отечественных и зарубежных

мыслителей. Демократические идеи седой античности и народные идеалы XVIII

в. станут предметом его философского синтеза. Поскольку философия должны

служить ариадниной нитью познания и преобразования действительности в

интересах человека, поскольку Г. Сковорода стремился дать посильный анализ

действительности екатерининской России с ее вопиющим разгулом беззакония,

нестерпимым произволом царских чиновников и военачальников, бессмысленной

расточительностью русских дворян и украинских панов и наряду с этим нищетой

крестьянских масс, в целом – мира несправедливости и зла. На плечах

бесправного и обездоленного люда утвердился мир «благородных» дармоедов,

паразитическая праздность которых и их безумная погоня за престолами,

скипетрами, золотом, чинами и «грунтами» (землей) составляет смысл их

жизни, ее закон. «Мир есть пир беснующихся, торжище шатающихся, море

волнующихся, ад мучающихся»40.

Г. Сковорода в своем разоблачении современного ему мира угнетателей

приходит к широким обобщениям. Царскую власть он считал главной виновницей

того, что высокие чины, права и земли раздавались по принципу дележа

военной добычи: военачальники-дворяне, забирали все, солдатам –

крестьянскому «черному» люду – не оставалось ничего.

Мыслитель-гуманист считал, что распространенные среди имущих и

знатных членов общества сребролюбие и лихоимство порождены властолюбием и

праздностью. В сочинении «Брань архистратига Михаила со сатаною» монахов-

лихоимцев автор называет «лицемерами», «мартышками святости».

В «Житии Григория Сковороды» М.И. Ковалинского приводится знаменитый

«Сон» украинского мыслителя, написанный им в селе Каврай (около Переяслава)

в 1758 г. По сути своей это едкий памфлет на общественный строй России

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.