Рефераты. Синергетика и формы образования материи






макроскопическое числовое значение ( например показания стрелки прибора),

этот процесс называется процессом редукции

волновой функции, и по сей день не подлежит детализации, вызывая у многих

физиков полумистическое чувство недоумения. Пожалуй это повсеместное

явление и есть самый яркий пример становления, в котором и состояния и

наблюдаемые (операторы) "живут" в абстрактном бесконечномерном

гильбертовом пространстве и никак не проявлены, манифестируя свои

свойства в макромире в процессах измерения через свои средние числовые

характеристики.

(p,A) = наблюдаемая (Теос) + состояние (Хаос) = среднее (Космос) оператор

волновая функция числовое значение

В живой природе эволюционная дарвинавская триада "наследственность" +

"изменчивость" = "отбор" легко переинтерпретируется на таком языке, на

чем мы не будем сейчас останавливаться. Но сформулируем ее обобщение для

произвольных эволюционирующих систем: "принцип сборки дерева катастроф" +

"банк катастроф и сценариев их прохождения" = " отбор траектории эволюции

на дереве возможностей".

Интересно, что и сами структуры динамического хаоса --- фракталы задаются

именно так: "прождающая пошаговая процедура" + " начальные состояния-

субстанция" = "развернутая фрактальная структура".

Может возникнуть естественный вопрос, а какова связь этого подхода с

диалектической философией Гегеля.Гегелевская триада так же ведет свое

происхождение от работ последнего крупного неоплатоника Прокла, и может

быть интерпретирована во временном модусе как аспекты креативной триада,

однако с той разницей, что тезис и антитезис по своей активности и

онтологической принадлежности входят симметричной причиной синтеза, хотя

во времени антитезис и позже тезиса.Эта симметрия ближе физическим

представлениям о симметрии во взаимодействии двух материальных объектов

(сила действия равна силе противодействия), и подчеркивает

рядоположенность всех элементов триады, в то время, как элементы триады

хаос-теос-космос существуют в разных онтологических пространствах, что и

позволяет включить в рассмотрение на равных правах как субстанциональные,

так и аксиологические компоненты акта становления. Особое преимущество

такой подход демонстрирует при изучении иерархических , открытых,

самоорганизующихся систем.

Действительно, в кратком варианте можно предложить 5 основных

синергетических принципов становления (полная версия предложена в (4)) :

1)- нелинейность, 2)- неустойчивость, 3)-незамкнутость, (те три "НЕ",

которых всячески избегала классическая методология), 4)-динамическая

иерархичность (обобщение принципа подчинения), 5)- наблюдаемость. Именно

последние два принципа включают принципы дополнительности и соответствия,

кольцевой коммуникативности и относительности к средствам наблюдения,

запуская процесс диалога

внутреннего наблюдателя и метанаблюдателя. При этом в частном случае

креативная триада представлена как процесс рождения параметров порядка:

"управляющие параметры верхнего мега-уровня" +

" короткоживущие переменные низшего микро- уровня" =

" параметры порядка, структурообразующие переменные мезо-уровня"

Столь универсальный системный подход, позволяющий вычленять сущностный

вид законов и связей не только триадного типа развит сегодня в трудах

научной школы Ю.И. Кулакова --- так называемая "теория физических

структур". Эти структуры впервые интерпретированы в физике, но имеют

значительно более общий статус, как универсалии нашего мышления при

рассмотрении отношений атомарных объектов, фактически предлагается

типология допустимых формулировок законов, инвариантов языка, что

вероятно и объясняет "непостижимую эффективность математики" не только

при описании природы. Отметим, что подобная попытка была предпринята Рене

Томом в начале 70-х в структурной лингвистике при выявлении

морфогенетических прото-языковых корней индо-европейского семейства

языков, с помощью другой универсальной техники--- теории катастроф.

Сегодня, например, сами категории пространства и времени, различные типы

геометрий и единые модели теории поля, так называемая "реляционная теория

пространства-времени" Ю.С. Владимирова, изящно следуют из простейших

принципов теории физических структур.

Фактически, закономерный вопрос о существования контекста в котором

возможна интерпретация трехчастных отношений как некоего креативного

процесса, отчасти снимается "теоремой" существования такой структура по

Ю. И. Кулакову. В этом смысле возможны контексты, где меняются местами

любые компоненты триады, и возникает диалог контекстов, в которых время

становится многомерным. Поясним это примером ,так называемых обратных

задач: если мы хотим, зная структуру-Космос реконструировать ее генезис,

то существует бесконечное число пар-способов Хаос+Теос, которыми она

может быть получена; фиксируя далее одну из составляющих мы получим

задачу нахождения одной из компонентов причины, при этом искомое можно

интерпретировать, как новый Космос--- элементы триады меняются местами.

Именно так решаются конструкторские задачи, или задачи реконструкции

истории. Итак, время теперь не единственно, существуют по-крайней мере

три потока времени, порождающих целостный контекст обсуждения события (по

числу известных пар в триаде). Если же мы не знаем двух компонент, то

контекст имеет бесконечную емкость и времени вообще говоря бесконечно

много — смысл максимально делокализован. Возможно так мы и создаем

символы.

Эволюционные концепции материи.

Теория возникновения материи.

В древней философии в основе определения материи лежало понятие материала

(первоматерии) из которого вылеплены все вещи. В античной философии первые

попытки определить такое понятие осуществлялись путем наивного

отождествления материи с водой(Фалес) или воздухом(Анаксимен). Платон,

философ так называемой высокой классики (конец V-IV до н. э.) сделал важный

шаг вперед. Его мир и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не

отдельные материальные вещи наполняющие Вселенную. Платон решил совместить

общее и частное, космическое и человеческое, телесное и духовное. Его идеи

управляющие Вселенной , первичны. Они определяют жизнь материального мира.

Это- вечные образцы, «парадигмы» модели, по которым стоится множественность

вещей, образованных из бесформенной, темной, текучей, бесконечной материи.

Сама материя ничего породить не может. Она только кормилица или

восприемница, принимающая в свое лоно идущие от идей световые истечения так

называемые эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящая из

идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную форму по

образцу вечных и неизменно-прекрасных форм недоступного для грубого

человеческого чувства мира и идей.

Существует по Демокриту два вида матери атомы, и пустота. Атомы- материал

тел, пустота -пространство для движения тел. Согласно Аристотелю, материя

–это только всеобщая возможность предметного многообразия. Действительность

вещественного многообразия, его стимул и цель- это форма, как самодовлеющее

активное начало. Иными словами идеальный образ, проект вещи оказался

целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления

вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар

–демиург, бог. Сформулированный Аристотелем дуализм материи как пассивного

страдательного начала и духа как начала активности, творчества надолго

определил решение проблемы материи. В средние века аристотелевская

дуалистическая концепция преобразованная сообразно монотеистической религии

учениям христианства и мусульманства заняла господсвующее положение.

Декарт рассматривает так природу материи :”Природа материи, то есть тела,

рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно- вещь твердая, весомая,

окрашенная или каким-либо иным образом, возбуждающая наши чувства, но лишь

в том что оно есть – субстанция протяженная в длину, ширину, и глубину.”[1]

Философии Бруно и далее Спинозы выступает новое определение материи. Как

субстанция материя- это мир в целом (по отношению к отдельному предмету),

т.е. материя равна природе. «Сущность вселенной едина в бесконечном и в

любой вещи, взятой как член его. Благодаря этому Вселенная и любая ее часть

фактически едины в отношении субстанции».[2]

Гольбах и Дидро пытались связать концепции «материи- природы» и

«материи- совокупности механических свойств».

Признание материи за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально

-общее в вещах- это лишь одна сторона определения материи. Абсолютизировать

эту сторону- означает отождествить абстрактное понятие о материи с самой

материальной действительностью.[3]

В длительном процессе познания обьективного мира находятся и

закрепляются в понятии материя его действительно существеннные признаки,

отражающие наиболее общие свойства. Наиболее важным из этих свойств, по

современным представлениям, являются сохранение и изменение, дискретность и

непрерывность, пространство и время. Эти свойства материи существуют в

нераздельном единстве друг с другом.

Структура материи реализуется в пространстве и времени, в закономерном

расположении различных элементов материи вне друг друга, в закономерном

следовании явлений друг за другом. Время и пространство также включают в

себя два дополняющих друг друга момента - устойчивость и изменчивость.

Откуда возникла сама материя? И какая причина привела к "Большому

Взрыву" в Пустоте, в результате которого за много-много миллиардов лет

образовалась наша Вселенная? Наука эти вопросы игнорирует, а ответа на них

искать не принято, так как возможные ответы выходят за рамки научных

поисков.

Между тем, имеются факты, подрывающие правомочность принятой гипотезы.

Например, известно, что существует непрерывное истечение нового вещества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.