мировоззрение. Только выработав то или иное мировоззр, личность,
самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано действовать,
реализуя свою сущность.
Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности
связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним дух
миром. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность;”. У
каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое. Индивидуальность
изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.
Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально
правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением
своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает
философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности
человека выступать в качестве субъекта своих действий и более конкретные
вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования
и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный
выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим
вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения,
вознаграждения или наказания.
Вопрос о отношениях свободы извечен. Люди обладают знач свободой в
определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода
следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности
путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это
способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим
интересами, целями и идеалами, выражающаяся в его избирательной
деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен
вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Каждое действие
чел есть свобода. => Свобода личности, общества закл не в воображ
независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.
12.Основные этапы и формы процесса познания.
Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания
понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел.
Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка. Однако
эта зав не явл односторонней. Понятие являются рез-том истор опыта
человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их
созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект
реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются,
дополняются нов смыслом. Чувства и рац мышление находятся в неразрывном
единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа
деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально
направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая
деят как особый вид умственного труда.
Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц
познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения
предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,
то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать
каждую конкр вещь, факт, явление.
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств
понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,
выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и
целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты
абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений
в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из
объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к
другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее
единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о
активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого
типа познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на
вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и
функционирует объект; причинные – например почему возникло данное явление.
При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн
других. Переход от более общих знаний к более конкретным и составляет
процедуру объяснения.
Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы
постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. Понимание,
представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих преобразование
информ при переходе от незнания к знанию. В процессе познания не последнюю
роль играет мышление. Мышление- активный процесс познавательной
деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного
контакта с объективной действительностью. Мышл опирается на результаты
чувств познания и дает обобщ-е знание. Мыш-е – это целенаправленное,
опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных
свойств и отношений действительности.
13.Истина и заблуждение.
Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством
чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и
характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина сущ как
субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания
определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания. Знание есть
отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может
быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Истину
определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе и независимо
от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности. Истиные знания
дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в
настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и
заблуждения.
Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но
принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне,
объективн действительность, имеют реальный источик. Заблуждения обусловлены
и относительной свободой выбора путей познания. Заблуждения имеют и
гносеолог , психологические и соц основания. Каждая ступень познания
ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят
относительный характер-это закл в их неполноте и вероятностном характере.
Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не
исчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно
установленные факты, даты событий итд. Абс истина - это такое содержание
знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и
постоянно подтверждается жизнью.
Критерий истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - ясность и отчетливость
мышления. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость: истино то,
что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав,
а остальные - нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи -
это те кот хорошо работают. Критерии истины- практика. Согласно Марксу,
вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике человек
убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает,
что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое
место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к
частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает
отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.
14.Наука. - сфера исследовательской деятельности, направленная на
производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в
себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих
в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного
производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм
общественного сознания. Наука - необходимое следствие общественного
разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от
физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род
занятий очень малочисленной группы людей. Н. появилась в странах Древнего
Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Накапливались и осмыслялись
эмпирические знания о природе и обществе, возникали зачатки астрономии,
математики, этики, логики. Это достояние восточной цивилизации было
воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней
Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией
Н. является объяснительная функция; её основная задача - познание с целью
раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам
человек. В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка Н., она уже не
просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей
силой прогресса материального производства. Функции науки: культурно-
мировоззренчесская; непосредственная производственная сила; социальная
сила. Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-
мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в
глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой
человеческой деятельности. Ценностные и нравственные нормы возникают и
развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода
_исторического отбора, который сохраняет только то, что необходимо науке и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5