Рефераты. Шпаргалка по философии (для 2 курса ТГТУ г.Тамбов)






мировоззрение. Только выработав то или иное мировоззр, личность,

самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано действовать,

реализуя свою сущность.

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности

связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним дух

миром. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность;”. У

каждого конкретного чел всегда есть что-нибудь свое. Индивидуальность

изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально

правовое отношение личности к обществу, к-ое характеризуется выполнением

своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает

философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности

человека выступать в качестве субъекта своих действий и более конкретные

вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования

и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный

выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим

вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения,

вознаграждения или наказания.

Вопрос о отношениях свободы извечен. Люди обладают знач свободой в

определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода

следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности

путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли - это

способность чел принимать решения и совершать поступки в соотв со своим

интересами, целями и идеалами, выражающаяся в его избирательной

деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен

вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Каждое действие

чел есть свобода. => Свобода личности, общества закл не в воображ

независим от объект законов, а в способности выбирать, принимать решения.

12.Основные этапы и формы процесса познания.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания

понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел.

Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка. Однако

эта зав не явл односторонней. Понятие являются рез-том истор опыта

человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их

созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект

реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются,

дополняются нов смыслом. Чувства и рац мышление находятся в неразрывном

единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа

деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально

направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая

деят как особый вид умственного труда.

Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц

познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения

предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,

то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать

каждую конкр вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств

понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,

выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и

целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты

абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений

в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из

объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к

другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее

единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о

активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого

типа познания, направл на фиксирование отношений.

Объяснение. Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на

вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и

функционирует объект; причинные – например почему возникло данное явление.

При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн

других. Переход от более общих знаний к более конкретным и составляет

процедуру объяснения.

Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы

постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. Понимание,

представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих преобразование

информ при переходе от незнания к знанию. В процессе познания не последнюю

роль играет мышление. Мышление- активный процесс познавательной

деятельности сознания. Оно действ на том уровне, где нет непосредственного

контакта с объективной действительностью. Мышл опирается на результаты

чувств познания и дает обобщ-е знание. Мыш-е – это целенаправленное,

опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных

свойств и отношений действительности.

13.Истина и заблуждение.

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством

чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и

характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина сущ как

субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания

определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания. Знание есть

отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может

быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. Истину

определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,

воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе и независимо

от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности. Истиные знания

дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в

настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения.

Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но

принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне,

объективн действительность, имеют реальный источик. Заблуждения обусловлены

и относительной свободой выбора путей познания. Заблуждения имеют и

гносеолог , психологические и соц основания. Каждая ступень познания

ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят

относительный характер-это закл в их неполноте и вероятностном характере.

Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не

исчерпывающим образом. К абсолютным истинам относятся достоверно

установленные факты, даты событий итд. Абс истина - это такое содержание

знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и

постоянно подтверждается жизнью.

Критерий истины (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - ясность и отчетливость

мышления. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость: истино то,

что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав,

а остальные - нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи -

это те кот хорошо работают. Критерии истины- практика. Согласно Марксу,

вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике человек

убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает,

что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое

место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к

частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает

отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине.

14.Наука. - сфера исследовательской деятельности, направленная на

производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в

себя все условия и моменты этого производства наличных знаний, выступающих

в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного

производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм

общественного сознания. Наука - необходимое следствие общественного

разделения труда; она возникает вслед за отделением умственного труда от

физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род

занятий очень малочисленной группы людей. Н. появилась в странах Древнего

Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Накапливались и осмыслялись

эмпирические знания о природе и обществе, возникали зачатки астрономии,

математики, этики, логики. Это достояние восточной цивилизации было

воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Древней

Греции. С этого времени и вплоть до индустриальной революции гл. функцией

Н. является объяснительная функция; её основная задача - познание с целью

раздвинуть горизонты видения мира, природы, частью которой является сам

человек. В эпоху НТР происходит новая, коренная перестройка Н., она уже не

просто следует за развитием техники, а обгоняет её, становится ведущей

силой прогресса материального производства. Функции науки: культурно-

мировоззренчесская; непосредственная производственная сила; социальная

сила. Одновременно с процессом возникновения и укрепления культурно-

мировозренческих функций науки, занятия наукой постепенно становилось в

глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой

человеческой деятельности. Ценностные и нравственные нормы возникают и

развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода

_исторического отбора, который сохраняет только то, что необходимо науке и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.