утверждении идей материализма и атеизма, подготовивших Великую французскую
буржуазную революцию (1789-1794 г.).
В России – в антикрепостнических восстаниях крестьян, а также в
литературных выступлениях русских просветителей П. Новикова и А.
Радищева.
Просветительные идеи проникли и в Америку, где их развивали Б. Франклин и
Т. Джефферсон.
Это была великая эпоха свершившегося наконец выхода человечества из
«состояния несовершеннолетия», в котором оно прибывала в течение целого
тысячелетия.
Огромную роль в развёртывании всех этих буржуазных событий сыграла
философская мысль. И крупнейший вклад в её развитие внесли французские
просветители. Первое поколение – Шарль Луи Монтескье (1689-1755 г.) и
Вольтер (Франс Мари Аруэ) (1694-1778 г.), второе поколение – Жан-Жаком Русо
(1712-1778 г.), Дени Дидро (1713-1784 г.) и Полем Анри Гольбахом (1723-1789
г.).
Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей культуры,
науки, политики, искусства и философии. Особенность которая их объединила
это вера в науку и разум и атеизм. Они высмеивали церковь и
священнослужителей и выступали с критикой христианской религии, но
большинство из них были всё-таки деистами, которые считали, что Бог нужен
только для того, чтобы объединить происхождение мира и человека, который
был самым совершенным существом.
Вольтер
Вольтер (1694-1778 г.) Настоящие имя и фамилия – Франсуа Мари Аруэ. Поэт,
драматург, писатель, историк, философ, политический мыслитель. Зачинатель и
крупнейший представитель французского Просвещения. Преследовался
католической церковью за острую критику клерикализма. Он выступал за
равенство людей. Много страдал из-за своих взглядов и считал, что революция
принесёт Франции справедливость.
Руссо Жан-Жак
Руссо Жан-Жак (1712-1778 г.) – французский философ-просветитель, писатель,
политический мыслитель, педагог, теоретик искусства. Занимался критикой
науки и цивилизации, считал, что они приводят к бездуховности, предлагал
проект новой естественной морали, его лозунг был: «назад к природе», он был
одним из учеников энциклопедии наук, искусств и ремёсел.
Дидро Дени
Дидро Дени (1713-1784 г.) – знаменитый французский философ-материалист и
атеист, писатель, драматург, теоретик искусства. Глава и организатор
«Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Автор двух произведений:
«Монахиня», «Племянник Ремо».
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Этот этап в развитии философской мысли невелик по своей продолжительности.
Он охватывает менее чем столетний период с конца XVIII до середины XIX в.
Крупнейшими представителями немецкой классической философии были И. Кант,
И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель.
Это время острых социальных противоречий, крупных сдвигов в общественном
сознании. Началась реставрация прежних позиций монархии и Церкви в Англии и
Франции. В Германии усилилась роль прусской монархии. В России было жёстко
подавлено восстание декабристов, в результате чего более укрепились позиции
крепостничества и абсолютизма.
И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель сходились к мысли о том, что
философия имеет определённую роль в истории человечества, в истории мировой
культуры. По их мнению философия должна быть критической совестью культуры.
Они считали, что философия это строгая систематическая наука, но отличается
от естествознания тем, что у неё очень широкий спектр мировозренчиских
вопросов. Философия занимается и включает в себя онтологию – учение о
бытии, учение о мире и закономерностях его развития, гносеологию – учение о
познании, антропологию – учение о человеке и социальную философию – анализ
человека в общественных отношениях, в рамках всемирной истории, религии и
искусстве. Они положили начало новому методу познания – диалектическому и
разработали целостную концепцию диалектического развития.
Кант Иммануил
Кант Иммануил (1724-1804 г.) – основоположник немецкой классической
философии. В первый период творчества (до 1770 г.), занимался как
естественнонаучными, так и традиционными философскими проблемами, приходит
к выводу о необходимости пересмотра существующих представлений о наших
познавательных возможностях. Во второй критический – период, установив
границы человеческого познания, исследует метафизические основания
естествознания, правовых и моральных представлений. Он считал, что человеку
присуща свобода, но у него её нет. Он утверждал, что духовные интересы
человека выражаются следующими философскими вопросами:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
В центре философии Канта стоит человек, но начинает свою философию с
познавательной деятельности человека (гносеологический метод). Кант
выступал против рационалистов и эмпиристов и видел в науке определённую
тайну. Он делит знания на две части: апостериорное и априорное.
Фихте Иоганн Готлиб
Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814 г) – немецкий философ и общественный
деятель. Рассматривал философию как «наукоучение» (фундамент всех наук),
настаивал на первенстве практически-деятельного отношения к миру перед
теоретическим (созерцательным). Главное его изречение: «Весь мир – это я».
Утверждал, что кроме меня больше ничего нет.
Гегель Георг Вильгельм
Гегель Георг Вильгельм (1770-1831 г.) – создатель системы абсолютного
идеализма и диалектической логики – метод разумного постижения мира,
которое, не отвергая результаты рассудочного – обыденного и частно-научного
– познания мира, выходит за их пределы, даёт возможность взглянуть на мир с
точки зрения вечности. Говорил, что «Философия есть совершенная эпоха,
постигнутая в мышлении; каждый период заслуживает своего правителя».
Главной мыслью Гегеля является положение: «Всё действительное разумно, всё
разумное действительно». Бытие прибывает в различных формах или проходящим
в своём саморазвитии три основных этапа: 1. Существование абсолютной идеи,
когда она является сама собой. Она находится в области чистого духа и
называется у Гегеля логикой; 2. Абсолютная идея приходит в физический или
материальный мир, в природу и это называется инобытие абсолютной идеи; 3.
Человек и его общество. У Гегеля даны три стадии абсолютной идеи: природа,
логика, антропология.
Фейербах Людвиг
Фейербах Людвиг (1804-1872 г.) – немецкий философ-материалист и атеист.
Основоположник антропологического материализма. Пытался доказать, что не
бог создал человека, а человек бога т.к. страдания человека необъяснимые,
то он создаёт природу из самой высшей формы любви, которая является семьёй.
Самая высшая форма любви – это мать, отец, ребёнок. Отсюда воплощение
христианской троицы: мать, отец, святой дух.
Маркс Карл и Энгельс Фридрих
Маркса Карла (1818-1883 г.) и Энгельса Фридриха (1820-1895 г.) связывала
сорокалетняя дружба и совместная работа по обоснованию и развитию
диалектического и исторического материализма. Они разрабатывают учение,
которое обозначило конец прежней натуралистической философии и определило
новую более высокую ступень материализма. Марксизм возник в 40-х г. 19
столетия. Он провозгласил классовый характер теории, идеологии и
революционной практики. В 1844 г. в экономическо-философских рукописях он
развил Гегелевское учение об отчуждении. Отчуждённый труд (труд по
принуждению) он рассматривал в 4-х аспектах: 1. Исходный материал и
продукты не принадлежащие человеку, чужды ему; 2. Сам процесс трудовой
деятельности для трудящихся принудителен; 3. Он отнимает у него родовую
жизнь. Родовая жизнь – жизнь по природе; 4. Подневольный труд порождает
отчуждение между людьми эксплуататорско-социальные отношения.
В настоящее время существенные различные интерпретации Марксизма есть
Марксизм западный, восточный, есть гуманистический Марксизм. Марксизм
повлиял на всю современную западную философию.
Энгельс – главный труд его диалектика природы. В этой работе есть глава
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где доказал, что
возникновение создания связана с системат. и целенаправлен возникновением
орудий труда.
В России Марксизм привёл и распространил Г. В. Плеханов (1856-1918 г.). Он
критиковал народников, отрицал, что Россия уже идёт по капиталистическому
пути. Новый этап истории Марксизма связан с именем В. И. Ленина (1870-1924
г.) Его интересы: 1. Теория и практика политической деятельности; 2. Теория
государственного устройства; 3. Революция как социальная технология.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
История русской философии насчитывает более тысячи лет. Возникла она вместе
с появлением христианства на Руси (988 г), которое к X веку уже опиралось
на развитую систему философских знаний. Представляет собой синтез теософии
(божественная мудрость), антропософии (человеческая мудрость) и всей
мировой философии и культуры. В ней также включена позиция, литература и
искусства. Русская философия очень самобытна и критична, она всё время
находилась в поиске новых путей философствования. В ней всегда было
представлено в единстве: космос, Бог и человек, а так же в неё были
включены этико-эстетические идеи. Она искала Бога, правды и спасения,
истину, добро и красоту.
Одной из важнейших особенностей русской философии является острота,
жизненность, злободневность её содержания.
Жизненность русской философии, её устремлённость к проблемам человека и
общества, судеб страны обусловили и другую её характерную черту – почти
полное отсутствие в ней грандиозных, всеохватывающих, громоздких систем,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5