Рефераты. Шкала времени развития философии






заслуга его в том, что он дал философскую аргументацию веры.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

XV-XVIII века. В это время жили и творили выдающиеся художники и мыслители.

В это время возникло мануфактурное производство и творческое отношение к

человеку. На смену теоцентризма приходит антропоцентризм (антропологи –

наука о человеке). Постановка человека в центр рассмотрения отодвинула идею

о Боге как о центре в сторону. Исследователей занимающихся проблемами

человека называли гуманистами. Это они разделили историю на древнюю,

средневековую и новую. Они считали, что когда-то давно существовала

прекрасная античность, которая позднее была отвергнута и её нужно

возрождать, воскресить после эпохи безвременья. Появление антропоцентризма

и гуманизма повело за собой разрыв многовековой связи человека с Богом.

Такое отделение человека от Бога в идеальном плане называется

секуляризацией. Секуляризация видоизменила теизм, и повела за собой

создание нескольких направлений.

Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождествовании

Бога и природы. При таком рассмотрении исключается акт творения. Если Бог и

природа одно и тоже, значит, он не может быть первичен по отношению к ней,

а если природа не сотворена и не подлежит уничтожению она становится

бесконечной, то есть в пантеизме возрастает роль природы и уменьшается роль

Бога.

Вторым способом секуляризации был деизм – представление по которому Бог

создал мир, поделил его законами и самоустранился. Они считали, что мир

совершенен и влияние Бога на человеческую жизнь не обязательно.

Третьим способом секуляризации был атеизм – он утверждал, что Бога никогда

не было, нет, и быть не может. Главные идеи атеизма проявились в XVII-XVIII

в.

Николай Кузанский

Николай Кузанский (1401-1464 г.) Центральным пунктом философии Николая

Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного

максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и

природа слиты. Бог – это вообще, это само бытие. Все вещи, предметы и тела

мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество.

Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог

един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога,

но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он

очень высоко ставил человека: 1. Человек - есть второй бог. Он способен

творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к

знанию и ищут ему применение; 3. Человек - микрокосм, или малый мир.

Николай Коперник

Николай Коперник (1473-1543 г.) Этот польский учёный-астроном совершил

переворот в мировоззрении людей всей планеты. Переворот заключался в том,

что он разработал гелиоцентрическую систему (гелиос – солнце). Он

утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания. В этой

системе были недостатки: 1. Солнце – центр вселенной и является

неподвижным; 2. Если у вселенной есть центр значит у неё есть границы.

Мишель Монтень

Мишель Монтень – философ-моралист, некоторые изречения «Даже лучшее, что

есть во мне окрашено известным оттенком порочности». «Человек во всём и

везде набор пёстрых лоскутьев». «Глубокая радость заключает в себе большие

суровости чем веселье, крайнее и глубокое удовлетворение – больше

успокоения, чем удовольствия».

Томазо Кампанелла

Томазо Кампанелла – создал утопическую модель, которая была названа «Город

солнца».

Макиавелли Николо

Макиавелли Николо (1469-1527 г.) Его главная работа называется «Государь».

Она посвящена проблеме власти. По мнению автора для достижения необходимых

целей власть должна перешагивать любые пороки нравственности, так как

власть и нравственность понятия не совместимые. В своей работе он, как бы

разработал основные пути властвования и дал направления, при которых власть

будет иметь тот, или иной авторитет.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548-1600 г.) Исправил недостаток Коперника. Он утверждал,

что вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Говорил,

что Земля и небо состоят из одних и тех же элементов. В вопросе о

соотношении материального и духовного. Он разделял точку зрения пантеизма.

Говорил о возможности жизни на других планетах.

Ф И Л О С О Ф И Я Н О В О Г О В Р Е М Е Н И

Новое время – большой исторический период, охватывающий XVII-XIX вв.

Началом новой истории считается английско-буржуазная революция 1640 г.

Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом

индустриальной цивилизации. Это был период когда наука набрала большую

силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Этот

период является началом противоречий между человеком и природой, т.к.

воздействие человека на природу при помощи техники к сегодняшнему дню

вызывает глобальные катастрофические проблемы. Человек стал считать себя

главным во всём мироздании. Возрождение уже отказалось от бога и новое

время решило, что за человеком ничего нет, его интересует только он сам.

Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная

особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это

познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой.

Бэкон Френсис

Бэкон Френсис (1561-1626 г.) являлся родоначальником философии нового

времени. Он считал, что наука должна быть построена заново, т.к. прежние

данные науки не имеют истины. Он разделял истину на две части: истина

религиозная и научная. Он создал учение об идолах, которые мешают получать

объективные истинные науки и препятствуют познанию природы, засоряют

сознание людей, искажают знания сложными представлениями.

1. Идолы пещеры – это личные переживания человека, его предрассудки,

которые ему мешают познавать; 2. Идолы рода – обще распространенные

предрассудки; 3. Идолы театра – играют и мешают видеть реальную жизнь; 4.

Идолы рынка – похожи на разговор между покупателем и продавцом,

обменивающимися мнениями и не понимающие друг друга. Предложил новый метод

индукции (наведение). Индуктивный путь познания представляя собой

постепенное наращивание или обогащение нашего знания, собирание информации

об окружающем мире по частям, которое происходит только в каждодневной

повседневной жизни, только в результате жизненного опыта и постоянной

практики.

Декарт Рене

Декарт Рене (1596-1650 г) – французский учёный и философ, представитель

классического рационализма. Он также как и Бекон считал, что основной

задачей философии является увеличение могущества человека над природой

путём её познания. Считал ,что следует пересмотреть предшествующую

философию и создать новую, а для этого следует усомниться во всём

предшествующем знании и вообще усомниться во всём т.к. внешний мир может

быть только иллюзия, а жизнь отдельного человека это фонтан.

Гоббс Томас

Гоббс Томас (1588-1679 г.) – английский философ-материалист,

рассматривающий проблему социальной философии. Самое главное его изречение:

«человек человеку волк». Он по новому подошёл к вопросу о происхождении

государства. Он считал, что средние века ввели в определенные заблуждения,

т.к. утверждали, что Бог предписал людям жить общественной жизнью и подарил

им государство и законы. На самом деле человек – это животное, пытающееся

удовлетворить свои потребности и заботящиеся о собственном существовании.

Подчинясь главному животному инстинкту самосохранения. За свою сохранность

человек продаёт государству свободу и оно обязано его защищать. Люди

переходят из естественного состояния в гражданское. Это получило название

теории общественного договора.

Локк Джон

Локк Джон (1632-1704 г.) – английский философ-материалист, первый в

философии Нового времени систематически разработавший теорию познания как

специальную область философии. Гносеология – сенсуалистическая в своей

основе – стала ядром всего учения Локка. Он считал, что мир воспринимается

при помощи органов чувств. Он систематизировал эмпиризм и говорил, что нет

ничего в уме, чего бы раньше не было в ощущениях. Локк считал, что качества

бывают первичные, математические (пространство, протяжённость величины

фигуры) и вторичные это цвет, вкус, запах. Такое представление о мире

отвечало уровню развития науки того времени.

Беркли Джордж

Беркли Джордж (1685-1753 г.) – английский философ , представитель

субъективного идеализма. Он был епископом и при помощи философии хотел

доказать существование Бога. Он чётко разграничил представление об объекте

и субъекте и говорил, что чувства это те каналы по которым наступает

информация о наличии во вне какой то реальности, но гарантий того , что

наши чувства не искажают внешний мир – нет. Весь мир по мнению Беркли это

только комплекс ощущения субъекта, а что стоит за нашими ощущениями

неизвестно.

ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума,

начатая философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век

получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и

наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап

утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во

всех европейских странах.

В Англии – в антирелигиозных и антимонархических движениях, идейным

обоснованием которых послужило творчество Ф. Бекона и Дж. Локка.

Во Франции – в массовых антифеодальных и антиклерикальных выступлениях, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.