заслуга его в том, что он дал философскую аргументацию веры.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
XV-XVIII века. В это время жили и творили выдающиеся художники и мыслители.
В это время возникло мануфактурное производство и творческое отношение к
человеку. На смену теоцентризма приходит антропоцентризм (антропологи –
наука о человеке). Постановка человека в центр рассмотрения отодвинула идею
о Боге как о центре в сторону. Исследователей занимающихся проблемами
человека называли гуманистами. Это они разделили историю на древнюю,
средневековую и новую. Они считали, что когда-то давно существовала
прекрасная античность, которая позднее была отвергнута и её нужно
возрождать, воскресить после эпохи безвременья. Появление антропоцентризма
и гуманизма повело за собой разрыв многовековой связи человека с Богом.
Такое отделение человека от Бога в идеальном плане называется
секуляризацией. Секуляризация видоизменила теизм, и повела за собой
создание нескольких направлений.
Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождествовании
Бога и природы. При таком рассмотрении исключается акт творения. Если Бог и
природа одно и тоже, значит, он не может быть первичен по отношению к ней,
а если природа не сотворена и не подлежит уничтожению она становится
бесконечной, то есть в пантеизме возрастает роль природы и уменьшается роль
Бога.
Вторым способом секуляризации был деизм – представление по которому Бог
создал мир, поделил его законами и самоустранился. Они считали, что мир
совершенен и влияние Бога на человеческую жизнь не обязательно.
Третьим способом секуляризации был атеизм – он утверждал, что Бога никогда
не было, нет, и быть не может. Главные идеи атеизма проявились в XVII-XVIII
в.
Николай Кузанский
Николай Кузанский (1401-1464 г.) Центральным пунктом философии Николая
Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного
максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и
природа слиты. Бог – это вообще, это само бытие. Все вещи, предметы и тела
мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество.
Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог
един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога,
но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он
очень высоко ставил человека: 1. Человек - есть второй бог. Он способен
творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к
знанию и ищут ему применение; 3. Человек - микрокосм, или малый мир.
Николай Коперник
Николай Коперник (1473-1543 г.) Этот польский учёный-астроном совершил
переворот в мировоззрении людей всей планеты. Переворот заключался в том,
что он разработал гелиоцентрическую систему (гелиос – солнце). Он
утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания. В этой
системе были недостатки: 1. Солнце – центр вселенной и является
неподвижным; 2. Если у вселенной есть центр значит у неё есть границы.
Мишель Монтень
Мишель Монтень – философ-моралист, некоторые изречения «Даже лучшее, что
есть во мне окрашено известным оттенком порочности». «Человек во всём и
везде набор пёстрых лоскутьев». «Глубокая радость заключает в себе большие
суровости чем веселье, крайнее и глубокое удовлетворение – больше
успокоения, чем удовольствия».
Томазо Кампанелла
Томазо Кампанелла – создал утопическую модель, которая была названа «Город
солнца».
Макиавелли Николо
Макиавелли Николо (1469-1527 г.) Его главная работа называется «Государь».
Она посвящена проблеме власти. По мнению автора для достижения необходимых
целей власть должна перешагивать любые пороки нравственности, так как
власть и нравственность понятия не совместимые. В своей работе он, как бы
разработал основные пути властвования и дал направления, при которых власть
будет иметь тот, или иной авторитет.
Джордано Бруно
Джордано Бруно (1548-1600 г.) Исправил недостаток Коперника. Он утверждал,
что вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Говорил,
что Земля и небо состоят из одних и тех же элементов. В вопросе о
соотношении материального и духовного. Он разделял точку зрения пантеизма.
Говорил о возможности жизни на других планетах.
Ф И Л О С О Ф И Я Н О В О Г О В Р Е М Е Н И
Новое время – большой исторический период, охватывающий XVII-XIX вв.
Началом новой истории считается английско-буржуазная революция 1640 г.
Именно этот период ознаменован началом новой эры капитализма и началом
индустриальной цивилизации. Это был период когда наука набрала большую
силу, когда человек обращал внимание прежде всего на свой разум. Этот
период является началом противоречий между человеком и природой, т.к.
воздействие человека на природу при помощи техники к сегодняшнему дню
вызывает глобальные катастрофические проблемы. Человек стал считать себя
главным во всём мироздании. Возрождение уже отказалось от бога и новое
время решило, что за человеком ничего нет, его интересует только он сам.
Безграничная вера в прогресс, науку и разум, это главная отличительная
особенность этого периода. Главная задача философии в это время – это
познание окружающего мира с целью увеличения власти над природой.
Бэкон Френсис
Бэкон Френсис (1561-1626 г.) являлся родоначальником философии нового
времени. Он считал, что наука должна быть построена заново, т.к. прежние
данные науки не имеют истины. Он разделял истину на две части: истина
религиозная и научная. Он создал учение об идолах, которые мешают получать
объективные истинные науки и препятствуют познанию природы, засоряют
сознание людей, искажают знания сложными представлениями.
1. Идолы пещеры – это личные переживания человека, его предрассудки,
которые ему мешают познавать; 2. Идолы рода – обще распространенные
предрассудки; 3. Идолы театра – играют и мешают видеть реальную жизнь; 4.
Идолы рынка – похожи на разговор между покупателем и продавцом,
обменивающимися мнениями и не понимающие друг друга. Предложил новый метод
индукции (наведение). Индуктивный путь познания представляя собой
постепенное наращивание или обогащение нашего знания, собирание информации
об окружающем мире по частям, которое происходит только в каждодневной
повседневной жизни, только в результате жизненного опыта и постоянной
практики.
Декарт Рене
Декарт Рене (1596-1650 г) – французский учёный и философ, представитель
классического рационализма. Он также как и Бекон считал, что основной
задачей философии является увеличение могущества человека над природой
путём её познания. Считал ,что следует пересмотреть предшествующую
философию и создать новую, а для этого следует усомниться во всём
предшествующем знании и вообще усомниться во всём т.к. внешний мир может
быть только иллюзия, а жизнь отдельного человека это фонтан.
Гоббс Томас
Гоббс Томас (1588-1679 г.) – английский философ-материалист,
рассматривающий проблему социальной философии. Самое главное его изречение:
«человек человеку волк». Он по новому подошёл к вопросу о происхождении
государства. Он считал, что средние века ввели в определенные заблуждения,
т.к. утверждали, что Бог предписал людям жить общественной жизнью и подарил
им государство и законы. На самом деле человек – это животное, пытающееся
удовлетворить свои потребности и заботящиеся о собственном существовании.
Подчинясь главному животному инстинкту самосохранения. За свою сохранность
человек продаёт государству свободу и оно обязано его защищать. Люди
переходят из естественного состояния в гражданское. Это получило название
теории общественного договора.
Локк Джон
Локк Джон (1632-1704 г.) – английский философ-материалист, первый в
философии Нового времени систематически разработавший теорию познания как
специальную область философии. Гносеология – сенсуалистическая в своей
основе – стала ядром всего учения Локка. Он считал, что мир воспринимается
при помощи органов чувств. Он систематизировал эмпиризм и говорил, что нет
ничего в уме, чего бы раньше не было в ощущениях. Локк считал, что качества
бывают первичные, математические (пространство, протяжённость величины
фигуры) и вторичные это цвет, вкус, запах. Такое представление о мире
отвечало уровню развития науки того времени.
Беркли Джордж
Беркли Джордж (1685-1753 г.) – английский философ , представитель
субъективного идеализма. Он был епископом и при помощи философии хотел
доказать существование Бога. Он чётко разграничил представление об объекте
и субъекте и говорил, что чувства это те каналы по которым наступает
информация о наличии во вне какой то реальности, но гарантий того , что
наши чувства не искажают внешний мир – нет. Весь мир по мнению Беркли это
только комплекс ощущения субъекта, а что стоит за нашими ощущениями
неизвестно.
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума,
начатая философами XVI-XVII вв., была продолжена в XVIII в. Этот век
получил в истории название эпохи Просвещения. Борьба между религией и
наукой, верой и разумом вступила, таким образом, в новый этап – этап
утверждения атеизма. Борьба старого и нового проявилась так или иначе во
всех европейских странах.
В Англии – в антирелигиозных и антимонархических движениях, идейным
обоснованием которых послужило творчество Ф. Бекона и Дж. Локка.
Во Франции – в массовых антифеодальных и антиклерикальных выступлениях, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5