Рефераты. Руссо






и богатым? Разве не им одним достаются все доходные места, все преимущества

и льготы податей? Разве знатный человек не остается почти всегда

безнаказанным, когда он обманывает своих кредиторов или совершает другие

мошенничества? Разве палочные удары… разве совершаемые им насилия, даже

самые преступления и убийства, - разве все это такие вещи, которые

прикрываются покрывалом христианской любви и о которых через полгода больше

не говорят? … Попадется ему на дороге телега – слуги готовы избить мужика

до полусмерти, и пятьдесят почтенных пешеходов, идущих по своим делам,

скорее должны позволить переехать себя, чем задержать экипаж гнусного

ленивца. Как не сходно с этим положение бедняка! Чем больше человечество

должно ему, тем меньше оно дает ему прав. Перед ним заперты все двери, даже

тогда, когда он имеет право отворить их; и если он просит иногда

справедливости, то это стоит ему большего труда, чем если бы кто другой

добивался себе милости. О, конечно, ему всегда дают первое место, когда

речь идет о барщине или поставке рекрутов. Кроме своего собственного

бремени он несет еще и бремя своего соседа. Если тот достаточно знатен и

богат, чтобы отделаться от этого бремени, В каждом несчастье, которое с ним

случается. Он остается одиноким… Но я считаю погибшим бедняка, если он так

несчастен, что у него есть честное сердце, красивая дочь и еще

могущественный сосед!»

Всем господствующим классам Руссо противоставляет как лучший и

достойнейший класс общества – класс крестьянства. В земледелии он видит

«естественный род труда, единственный действительно необходимый и наиболее

полезный». «Сочинители, литераторы, философы непрестанно кричат, будто

исполнять долг гражданина и служить близким можно, лишь живя в больших

городах; по их мнению, не любить Париж - значит, ненавидеть человеческий

род; в их глазах деревенский люд – ничто».

Правительство, какое бы оно ни было по своей форме – демократическое,

аристократическое или монархическое должно находиться под постоянным и

непрестанным надзором народа. Всякое правительство временно и может быть

отменено народом, поручения которого оно выполняет. «…Блюстители

исполнительной власти, - говорит Руссо, - отнюдь не господа народа, а его

чиновники; что он может их назначать и смещать, когда это ему угодно, что

для них речь идет …о том, чтобы повиноваться; и что, беря на себя

должностные обязанности, которые Государство возлагает на них, они лишь

исполняют свой долг гражданина, не имея никоим образом права обсуждать

условия.» Чтобы предотвратить возможность захвата правительством верховной

власти Руссо рекомендует часто созывать народные собрания и ставить перед

ними вопрос: желает ли народ сохранить данную форму правления и данных лиц,

стоящих во главе государства, народ может в любой момент отменить даже

самый договор, на котором основано государство: «не существует в

Государстве никакого основного закона, который не может быть отменен, не

исключая даже и общественного соглашения. Ибо если бы все граждане

собрались, чтобы расторгнуть это соглашение с общего согласия, то можно не

сомневаться, что оно было бы вполне законным образом расторгнуть… Каждый

может отречься от Государства, членом которого он является, и вновь

возвратить себе естественную свободу и свое имущество, если покинет страну.

Но было бы нелепо, чтобы все граждане, собравшись вместе, не могли сделать

то, что может сделать каждый из них в отдельности».

Но, обладая суверенными правами в государстве, народ, со своей стороны

обязуется уважать принадлежащие ему права и, вместе с тем, быть преданным

известным установленным принципам религии, морали и быта; сомнения в этих

принципах или нарушение их является преступлением против общественного

блага. Те из граждан, которые отказываются повиноваться общей воле и не

исполняют своих гражданских обязанностей, могут и должны принуждаться

обществом к повиновению. Общество «принуждает их быть свободными», хотя бы

при помощи смертной казни.

А отсюда появляется еще один довод в пользу собственности: только

имущество дает надежное поручительство в выполнении гражданами их

обязательств по общественному договору, т.е. в выполнении ими законов.

Необходимо отметить, что Руссо придавал большое значение размерам

государства и численности населения. Он считал, что малое государство

относительно сильнее большого, так как при больших расстояниях управление

становиться затруднительным и обременительным из-за увеличения ступеней

власти; одни и те же законы не могут быть одинаково пригодными для его

различных частей, например, из-за совершенно противоположных климатических

условий. «Народ уже в меньшей мере, - далее пояснял Руссо, - сможет

испытывать привязанность к своим правителям, которых он никогда не видит, к

отечеству, которое в его глазах столь же необъятно, как весь мир, и к

согражданам своим, большинство из которых для него чужие люди.»

Соотношение между размерами государства и численностью должно быть

таким, чтобы земли было достаточно для пропитания жителей, а их столько,

сколько земля может прокормить. «Ибо если земли слишком много, то охрана ее

тягостна, обработка – недостаточна, продуктов избыток; в этом причина

будущих оборонительных войн. Если же земли недостаточно, то Государство,

дабы сие восполнить, оказывается в полнейшей зависимости от своих соседей;

в этом – причина будущих наступательных войн. Всякий народ, который по

своему положению может выбирать лишь между торговлей и войною, сам по себе

– слабый народ; он зависит от соседей, он зависит от событий; его

существование всегда необеспеченно и кратковременно. Он покоряет – и меняет

свое положение, или же покоряется – и превращается в ничто. Он может

сохранить свободу лишь благодаря незначительности своей или величию

своему».

Общественно-политическая концепция Руссо, изложенная им в

«Общественном договоре», в основном своем содержании восходит к тем идеям о

народоправстве, которые мы встречаем у ряда французских и английских

мыслителей XVIII века. Так же, как эти идеи, она является идеальной

проекцией в будущее буржуазно-демократического государства, основанного на

идеальном равенстве. Руссоистскую концепцию Гегель в своих «Лекциях по

философии истории» объявлял наивысшим выражением принципа суверенной власти

общественной воли.

Однако в то же время Руссо является первым критиком буржуазно-

парламентского государства с его представительным строем. Он видит в

народных представителях конституционных государств возможных узурпаторов

народной воли, мешающих осуществлению последовательной демократии, т.е.

непосредственного народоправства. Справедливо было замечено, что теория

государства у Руссо, по существу, является теорией революции. И,

действительно, «Общественный договор» имел огромное революционизирующие

значение и остался едва ли не самым крупным памятником политической мысли

французской буржуазии на путях ее к революции и к якобинской диктатуре 1793-

1794 г.г. Якобинцы нашли здесь сформулированными все основные принципы

своей политики, вплоть до теоретического обоснования революционного

террора. «Общественный договор» был назван «евангелием революции»,

сделавшись настольной книгой Робеспьера. Это произведение впоследствии

оказало существенное влияние на Конституцию Соединенных Штатов Америки.

Таким образом, «Общественный договор» явился наиболее полным

изложением социально-политической и государственно-правовой доктрины Руссо.

С наибольшей силой в этом произведении проявилась тенденция руссоистской

мысли выйти за пределы норм буржуазного мышления. С наибольшей силой Руссо

поставил здесь ряд вопросов, правильное разрешение которых вело к отрицанию

классового общества и к созданию общества социалистического.

6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССО.

Опубликованный вслед за «Общественным договором» роман-трактат «Эмиль»

(1762), рассказывает о воспитании гражданина нового общества. Руссо

приобретает славу «всеевропейского еретика» за ту часть романа, которая

носит название «Исповедание веры савойского викария». Рассмотрим основные

моменты этого произведения.

В «Эмиле» описана теория «естественного воспитания ребенка»,

применение которой могло бы «лабораторным путем» создать тип идеального

человека, предохранить от развратного влияния ложной цивилизации, сохранить

естественность и чистоту человеческих чувств. Руссо сам понимает

утопичность подобного рода эксперимента. Более того, он пользуется этой

утопичностью, разрабатывая программу своего педагогического идеала, с тем,

чтобы сама картина была наиболее действенным средством пропаганды против

устройства существующих приемов обучения. «Ваши дети, - восклицал Руссо, -

не знают своего родного языка, зато они учатся говорить на языках, которые

нигде не употребляются; они учатся слогать стихи, которые они сами едва

могут понимать…»

В «естественном» воспитании за исходную предпосылку берется теория,

основное положение которой сформулировано в начале «Эмиля» в замечательных

словах: «Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца; все портится в

руках человека». Поскольку природа хороша, а общество дурно, то основной

задачей воспитания является полная изоляция воспитанника от окружающей

среды и предоставление его благотворному влиянию природы. Эмиль растет, не

стесняемый никакими искусственными правилами ложной цивилизации, растет в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.